Автомобиль является сложным техническим устройством повышенной опасности, поэтому при проведении лабораторных работ необходимо строго соблюдать правила безопасности.
На первом лабораторном занятии со студентами каждой учебной группы проводиться инструктаж по технике безопасности при проведении лабораторных работ. После уяснения каждым студентом требований техники безопасного проведения лабораторных работ он своей личной подписью удостоверяет это, расписавшись в кафедральном журнале для студентов по технике безопасности.
При выполнении технического осмотра и оценке параметров неподвижного автомобиля он должен быть надёжно заторможен, а при необходимости под его колёса дополнительно установлены упоры.
Закрывание дверей салона или кабины автомобиля можно производить только после осмотра периметра двери, т. к. возможно защемление рук других.
Пересечение трассы движущегося автомобиля, как и нахождение в зоне возможного его заноса при торможении или потере устойчивости просто опасно для жизни.
При подъёме и буксировании автомобиля возможен обрыв троса, поэтому нахождение в этой зоне также крайне опасно для здоровья и жизни. Поднятый автомобиль должен быть подстрахован прочными упорами, исключающими его самопроизвольное перемещение при обрыве троса в любом направлении.
При исследовании технического состояния автомобиля в стендовых условиях нахождение перед автомобилем и позади него представляет опасность для жизни в случае внезапного выезда автомобиля с беговых барабанов. Поэтому проход в этих местах возможен только до начала работы автомобиля и стенда.
При тарировке и настройке электроизмерительной аппаратуры в процессе выполнения лабораторных работ должны быть приняты все меры предосторожности, исключающие возможность поражения кого-либо электрическим током.
Самостоятельное включение студентами лабораторного оборудования, исследовательской аппаратуры, запуск двигателя автомобиля, нахождение в его кабине и тем более включение передач в КПП без разрешения лаборанта или преподавателя или в их отсутствие категорически воспрещается.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Цель работы заключается в получении студентами практического опыта проведения идентификация транспортного средства.
Идентификация транспортного средства это комплексное исследование, включающее в себя:
— установление конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства, определяющих его марку, модель, модификацию;
— исследование маркировочных обозначений и других идентификационных данных на транспортных средствах в целях расшифровки информации о транспортном средстве;
— установление соответствия установленных идентификационных данных записям в сопровождающей документации и характеристикам транспортных средств.
Идентификационный номер автомобиля (ИНА, по англ. VIN) — уникальный 17-значный номер, Структура и содержание VIN определены международным стандартом ISO 3779-1983. Стандарт распространяется на автомобили, прицепы, мотоциклы и мопеды. VIN состоит из 17 знаков. За исключением последних четырех позиций, VIN имеет алфавитно-цифровую структуру. Используются только следующие цифры и буквы:
1234567890 ABCDHFGHJKLMNPRSf UVWXYZ.
Буквы I, О, Q не используются.
Для отделения друг от друга составных частей VIN изготовители вправе использовать разделительные знаки при условии, что последние не входят в число приведенных выше цифр и букв. В документы VIN вносится без каких - бы то ни было промежутков.
Например: JMBLNC14VKN400001.
Расшифровка VIN производится слева направо:
17 знаков образуют три раздела:
JMB — международный код изготовителя (WMI): первые 3 знака;
LNC14V — описательная часть (VDS): с четвертого по девятый — 6 знаков;
KN400001 — указательная часть (VIS): последние 8 знаков.
Поскольку практически каждый изготовитель имеет уникальную систему кодирования информации в VIN, то единого алгоритма расшифровки V1N не существует. По мере расшифровки применяется тот или иной способ декодирования, связанный, как правило, с определенным изготовителем. Задача автоматизации расшифровки VIN усложняется в силу того, что изготовители могут вводить дополнительные знаки, заполняя резервные позиции, или другим образом изменить способ кодирования.
Расшифровка раздела WMI проводится следующим образом. Раздел WMI состоит всегда из трех знаков. Первый знак, как правило, означает географическую зону, второй и третий — страну в пределах этой зоны, определенного производителя, тип автомобиля, может быть указание на исполнение рулевого управления. Например:
J М В
Япония Mitsubishi Европейское исполнение с левым рулем
Расшифровка раздела VDS производится следующим образом.
Второй раздел VIN состоит из 6 знаков. Последовательность расположения знаков и смысл, вкладываемый в них, определяет сам производитель. Неиспользованные позиции изготовитель вправе заполнить выбираемыми по собственному усмотрению знаками.
После определения географической зоны и изготовителя для дальнейшей расшифровки VIN следует применить способ декодирования, присущий конкретному изготовителю, в данном случае Mitsubishi.
Например:
L N С14 V
Тип кузопа — | КПП 5-скор. | Тип — | Модификация |
5 - дверный | механ. | Colt-Lancer | фургон |
хэтчбэк |
В периодических справочных изданиях приводится подробная расшифровка структуры раздела VDI и составляющих его знаков только по тем изготовителям, которые придерживаются постоянной системы кодирования VIN.
Расшифровка раздела VIS производится следующим образом. Последние 4 знака обязательно должны быть цифрами. В большинстве своем производители включают в VIS (10-я позиция VIN) знак, указывающий год выпуска транспортного средства. Существует общепринятая система обозначений года выпуска, которая приведена в таблице.
Таблица
Обозначение года выпуска в VIN
Год | Знак | Год | Знак | Год | Знак | Год | Знак |
В | М | ||||||
С | N | ||||||
D | Р | ||||||
Е | R | ||||||
F | S | ||||||
G | Т | ||||||
Н | V | ||||||
J | W | ||||||
К | X | ||||||
А | L | Y | А |
Однако изготовители не обязаны как указывать год выпуска, так и использовать для его обозначения рекомендуемые знаки и позиции для них. Указанный в VIS год выпуска, как правило, является «модельным годом» и может не совпадать с фактическим годом выпуска. Как правило, точную дату выпуска возможно установить, только обратившись к базе данных завода-изготовителя.
Примеры расшифровки кода VIN (курсивом выделены особенности VIN):
1. WDB1240301A000001
WDB — «Германия, изготовитель Даймлер Бенц»;
124 — код серии «W124»;
030 — тип двигателя, первая цифра «О» — бензиновый;
1 — расположение рулевой колонки «левое»;
А — сборочный завод «Зиндель финген/ФРГ»;
000001 — номер изделия «000001».
Отсутствует указание года выпуска в явном виде.
2. WOL000058N2100098
WOL — Германия, изготовитель «Адам Опель»;
0000 — свободные позиции, могут быть заняты в будущем;
58 — код модели «Опель/Vauxhall» N — год выпуска 1992;
2 — сборочный завод «Бохум/ФРГ»; 100098 — номер изделия «100098».
3. JF1GC5AROEB002001
J — Япония;
F — «Фуджи Хэви Индастриес» и «Субару»;
1 — модификация;
G — тип автомобиля;
С — тип кузова;
5—код двигателя;
А — год смены модели;
R — исполнение рулевого управления — правое;
0 — свободная позиция;
Е — способ приготовления рабочей смеси — впрыск;
В — код КПП;
002001 — текущий номер изделия.
ВЫВОДЫпо работе
На основании проведённого анализа маркировочных данных транспортного средства делается вывод о его марке, модели, модификации, заводе-изготовителе, заводском номере и других индивидуальных данных транспортного средства и о его соответствии данным представленных документов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Цель работы заключается в получении студентами практического опытаэкспертной оценки технического состояния двигателей.
Измерение содержания токсичных веществ в отработавших газах карбюраторных двигателей
Проверка токсичности отработавших газов ТС с бензиновыми двигателями производится с помощью газоанализатора "АВТОТЕСТ-02-02" следующим образом:
1) Включить питание прибора. На индикаторе появится сообщение:
|
Прогрев прибора продолжается не более 10 мин. Затем в течение 1 мин. производится коррекция нуля:
|
после чего на несколько секунд появится надпись:
|
которая сменится сообщением:
|
Примечание – Если прибор не подключен к диагностической сети, последние два сообщения не появятся, а прибор перейдет в режим работы не поддерживающий возможности передачи результатов измерений на ПЭВМ. В этом случае проверьте правильность подключения прибора к сети диагностического контроля.
2) Кнопкой «Коррекция 0» изменяется значение редактируемой цифры Гос. номера автомобиля, кнопкой «Работа/Пауза» осуществляется переход к редактированию следующей цифры.
3) Нажать дважды кнопку «Печать» на передней панели прибора.
4) На индикаторах появится надпись:
|
|
5) Контролеру-эксперту необходимо установить пробозаборник прибора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза (до упора - пружинного фиксатора). Затем подключить к разъему "Тахометр" прибора кабель датчика тахометра, зажим которого закрепить на высоковольтном проводе одного из цилиндров ТС.
6) Затем контролеру-водителю запустить двигатель и установить минимальную частоту вращения вала двигателя (800±50 об/мин) и проработать в этом режиме не менее 20 с.
Контролеру-эксперту нажать кнопку «Работа ». При этом на индикаторах появится прогресс-индикатор, отображающий процесс анализа содержания оксида углерода и углеводородов в отработавшем газе при минимальных оборотах:
|
|
После окончания работы прогресс-индикатора на индикаторных табло появятся сообщения:
|
|
7) Контролер-водитель должен установить повышенную частоту вращения вала двигателя (3000±100) об/мин и проработать в этом режиме не менее 15 с.
Контролеру-эксперту нажать кнопку «Работа». При этом на индикаторах появятся сообщения:
|
|
Нажать кнопку «Работа». На индикаторах отобразятся результаты измерения:
| ||
|
После окончания работы прогресс-индикатора на индикаторных табло появятся сообщения:
|
|
Произвести измерение температуры масла двигателя, для этого необходимо:
-вынуть указатель уровня масла из отверстия блока цилиндров двигателя;
-вставить в отверстие на необходимую глубину датчик температуры, зафиксировав положение ограничителем;
|
|
Конструкция датчика предусматривает подключение его к включенному прибору. После каждого измерения необходимо очистить датчик от масла (протереть безворсовой тканью, смоченной в бензине).
Для передачи результатов измерения нажать кнопку «Работа», после чего все результаты измерений автоматически будут переданы на ПЭВМ контролера-оператора. На индикаторе прибора появится сообщение «Установка связи», через 3 секунды – «Диагностический контроль », через 2 секунды –«Номер авто: 000». После передачи результатов прибор готов к следующему измерению.
Если по какой-либо причине связь прибора с ПЭВМ оператора будет нарушена, то на индикаторе прибора появится сообщение:
|
В течение 25 секунд прибор будет находиться в ожидании связи. Если связь не восстановиться, то прибор перейдет в режим работы не поддерживающий возможности передачи результатов измерений на ПЭВМ. В противном случае результаты измерений будут переданы на ПЭВМ оператора, а прибор предложит ввести номер следующего проверяемого транспортного средства.
По завершению измерений контролеру снять датчик тахометра с высоковольтного провода, достать пробозаборник из выхлопной трубы ТС и закрепить его на прежнем месте.
Измерение содержания токсичных веществ в отработавших газах дизельных двигателей
Для проверки ТС с дизельным двигателем измеряется дымность отработавших газов дымомером "Мета-01МП 0.1 " следующим образом:
Подготовить прибор к измерениям, для чего:
1) подключить штекер аккумуляторной батареи к гнезду питания;
2) подключить оптический датчик к приборному блоку;
3) включить питание приборного блока кнопкой ВКЛ;
4) после включения прибора на дисплее отображается сообщение:
|
при нормальном напряжении питания.
При разряде аккумуляторной батареи появится сообщение:
В этом случае выключить питание прибора и зарядить аккумуляторную батарею.
5) через 30 секунд на дисплее отображается меню:
|
Кнопкой «Выбор» выбрать необходимый режим, установив курсор на соответствующую надпись:
- "УСКОР" - измерение пиковых значений дымности в режиме свободного ускорения двигателя с возможностью вывода результатов во внешние устройства (компьютер или печатающее устройство) и сохранения в памяти данных прибора;
- "ТЕК" - измерение текущих значений дымности при испытании двигателя в режиме максимального числа оборотов вала;
- "ВРМ" – режим коррекции времени;
- "ПАМ" – работа с результатами измерений, сохраненных в памяти данных прибора.
При необходимости включить подсветку дисплея кнопкой «Отмена». Отключение подсветки производится повторным нажатием кнопки «Отмена».
7) привести пробозаборник в рабочее состояние, для чего:
- соединить корпус с изогнутой трубкой и зафиксировать в рабочем положении при помощи винта;
- установить оптический датчик в специальный паз корпуса пробозаборника симметрично относительно отверстий измерительной камеры оптического датчика. При этом направляющий паз оптического датчика необходимо совместить с направляющим выступом в корпусе пробозаборника.