Неязыковыенарушения
Одниавторы(например,Г.В.Гуровец,1975)находятэтинарушенияувсехдетейсалалией,другие(например,В.Ландауссоавт.,1960) - толькоуоднойтрети.Отсутствиеучастидетейневрологическойсимптоматикискореевсегообъясняетсякомпенсаторнымивозможностямидетскогоорганизма:нарушениянервнойсистемымогутиметьместовранниепериодыжизниребенка,новпоследствииисчезаютилисглаживаются.
Удетейсознакамипоражениянервнойсистемы,какправило,выявляется«бедная»рассеяннаямикросимптоматика.Изчисланервно-соматическихнарушенийчащевсегоотмечаютнарушенияглубокойчувствительности,слабовыраженныегемипарезыпреимущественнооргановречевогоаппаратаидистальныхотделовправойруки,оральнуюиартикуляторнуюапраксию,общемоторнуюнеловкость(недостаточностькоординации,точностидвиженийит.п.,особенновтакназываемой«ручной»,«мелкой»моторике),участидетейнаходятнерезковыраженныевегетативныенарушения.
Нужнозаметить,чтоточнотакиежесимптомы(втомчислесимптомынарушениядвижений)наблюдаютсяиудетейсдругимиформамипатологииречи,укоторыхнеталалии.Втожевремяприналичиитяжелойневрологическойсимптоматики(например,придетскомцеребральномпараличе)можетнебытьалалии.Поэтомуустанавливатьпричинно-следственнуюсвязьмеждуэтимисимптомамииалалией,какэтоделаютнекоторыеавторы,врядлиправомерно.Этисимптомыскореедолжнорассматриватькаксосуществующиесалалией,нонеобусловливающиеее.
Увсехдетей,какправило,выявляютсяразнохарактерныеиразличносочетающиесядругсдругомпсихопатологическиенарушения.Обычноонивыраженынерезко.
Унебольшогочиславстречаютсярасстройствазрительноговосприятияипредставлений.
|
Частырасстройствапроцессовзрительнойислуховой(кратковременнойидолговременной)памяти;особенноэтокасаетсяпроизвольнойпамяти.Отсутствиесравнительныхисследованийневербальнойивербальнойпамятинепозволяетговорить,какойизэтихвидовеенарушенвбольшеймере.
Уотдельныхдетейнаблюдаютсянедостаткивконструктивнойдеятельности.
Знанияонекоторыхпредметах,явлениях,свойствах,отношенияхумногихдетейограничены,хотядетивцеломхорошоориентированывокружающейдействительностииобычноведутсебяадекватно.Например,припредъявлениигруппыкартинок«Деревья»онипоказываютелку,нонемогутпоказатьберезу,сосну,рябину;тожекасаетсяназванийцветовогоспектра,видовтранспортаит.д.Возможно,чтонемалаярольвограничении«предметных»идругихзнанийпринадлежитсвоеобразномуотношениюокружающихкребенкусалалией,обычноокружающиесчитаютегонедостаточноспособнымкобучениюималозанимаютсяснимилиприменяюткнемунеправильныеметодыобучения.
Какпоказываютэкспериментальныеисследования,приосуществленииоперацийневербальногообразногоипонятийногомышлениясознакомымипредметамидетисалалией,какправило,неиспытываютзатруднении,ихдействияпочтинеотличаютсяотнормыизначительнопревосходяттаковыеудетейсолигофренией.Правда,длячастидетейсалалиейприэтомхарактернозамедлениетемпамыслительногопроцессаибольшеепосравнениюснормойчислопопытокпривыполнениимыслительныхопераций.Отрицательновлияютнапроцессирезультатымышлениясвойственнаямногимдетямэмоциональнаявозбудимость,двигательнаярасторможенность,отвлекаемость,негативизм(чащеречевой).Нередкоэтинарушенияисследователиотождествляютсрасстройствамимышления,чтоприводиткнеправильнымзаключениямоегосостоянииудетей.
|
Воперацияхтакназываемоговербальногомышления(т.е.сиспользованиемречи)детямнередкобываеттрудностроитьумозаключения,хотяонивбольшинствеслучаевустанавливаютправильныеотношениямеждуфактамидействительности.Обэтомможносудитьпорезультатамвыполнениятехжезаданийвневербальнойформе.Основнаяпричинаэтихтрудностей - языковыерасстройства,ограничениявиспользованииязыковыхсредств.Например,присоставлениирассказовпосериисюжетныхкартинокбольшинстводетейуспешносправляютсясзаданиямивневербальнойформе(т.е.раскладываюткартинкивнужнойпоследовательности),ночастонемогутрассказатьособытияхлибоиспользуютприрассказенеправильныеязыковыесредства
Следуетподчеркнуть,чтодефицитнекоторыхзнанийиспецифическиенедостаткимышленияудетейсалалиейпринципиальноотличаютсяотсходныханомалийудетейсолигофренией.Вотличиеотолигофреновдетисалалиейимеютотносительноширокийкругпредставлений,унихобычноадекватноеповедение,ониспособныкдовольновысокойстепениабстракцииилогическихпостроений,хорошоосуществляютпереносусвоенныхнавыков,быстроподхватываютпомощь.
Этоподтверждаетсяданнымисравнительныхисследованийстрадающихалалиейснормальноразвивающимисядетьмиисумственноотсталыми(Н.М.Уманская,1973;В.А.Ковшиков,Ю.А.Элькин,1979;Е.Ф.Соботович,1982;В.А.Ковшиков,1983идр.).Например,К.Геребен(1972)установил,чтопорезультатамвыполнениятестовнапроверкустепениразвитияинтеллектабольшинстводетейсалалиейзанимаютпромежуточноеположениесрединормальныхиумственноотсталыхдетей(норма:0,97 - 1,09;детисалалией:0,74 - 0,86;умственноотсталые:0,57 - 0,68).
Одноизнаиболеечастовстречающихсяпсихопатологическихпроявленийумногихдетейсалалией - расстройствопроизвольноговнимания.Характерныйпоказательэтогорасстройства - отвлекаемость.Онаобнаруживаетсявовсехилипочтивовсехпсихическихпроцессахинетолькоприоперированииснезнакомым,ноисознакомымматериалом.Нередкоотвлекаемостьвозникаетдажеприусловииположительнойнаправленностиребенканавыполнениедеятельности,представляющейдлянегоинтерес.