Упервой(небольшойпочисленномсоставу)группы эмоционально-волеваясфераиличностныесвойствасохранны;отдельныеособенностиневыходятизграницнормы.
Длядетей второйгруппы,занимающейпочисленномусоставупромежуточноеместо,типичнаповышеннаявозбудимость.Унихотмечаетсягиперактивность(невсегдапродуктивная),суетливость,двигательноебеспокойство,низкаяконцентрациявниманияиотвлекаемость,почтипостояннорадостноенастроение(унекоторых - лабильностьнастроения),выраженноестремлениекконтактам,многоречивость,отсутствиепереживаниясвоегоязыковогорасстройства.
Длядетей третьей(самоймногочисленной)группы,наоборот,типичнаповышеннаятормозимость.Имсвойственныснижениеактивности,неуверенностьвсебе,замкнутость,моторнаяскованность,избеганиеконтактов(чащеснезнакомымилюдьми),речевойнегативизмилипредельноеограничениеречи(особенновновойобстановке),нередконесоответствующиестепенинарушенияязыковойсистемы,выраженноепереживаниеязыковогорасстройства.
Унекоторыхдетейперечисленныеотрицательныечертыярковыявляютсятольковопределенныхтрудныхдлянихситуациях(сходнуюгруппировкудетейпредлагаетР.А.Белова-Давид).
Особонужносказатьоречевомнегативизме.Оннередкопроявляетсявнезависимостиотстепенинарушенияязыковойсистемы(«уровняречевогоразвития»)иможетзатруднятьдиагностику(отсюдаследуютсоответствующиепедагогическиевыводы:кребенкудолженбытьнайденправильныйиндивидуальныйподходинаблюдениязаребенкомследуетвестивразличныхситуацияхречевогообщенияиподчасдлительноевремя).
Многиедетииспытываютзатрудненияприпрохождениипрограммыдетскогосада. Участиизнихобнаруживаютсяразногородазатруднениявигре,атакжеврисовании,лепке,конструировании,иособенно - вусвоенииграмоты.Значительномучислусвойственныбыстраяутомляемостьинизкийуровеньработоспособности.
Большинстводетейнеготовыкобучениювобщеобразовательнойшколенетольковследствиеязыковогорасстройства,ноипопричиненедостаточностизнаний,расстройстварядапознавательныхпроцессовиличностныхсвойств.Обучаясь,какправило,вшколедлядетейстяжелыминарушениямиречи,онисзадержкойпроходятпрограммуобщеобразовательнойшколыиобычнонедостаточнохорошоуспеваютнетолькопочтениюиписьму,чтовбольшеймереобусловленоязыковымрасстройством,ноиподругимпредметам(чащевсегопоматематике,аунекоторыхдетейобнаруживаетсядискалькулия).
Проявленияязыковыхсимптомовуразныхдетейсалалиейколеблютсявширокихпределах:отполногоотсутствияэкспрессивнойречиилиналичиявнейлишьединичныхэлементовязыковойсистемы(отдельныхслов,звуков,флексийипроч.)донезначительныхнарушенийвкакой-либооднойизподсистемязыка(всинтаксической,морфологической,лексической,фонематической).Последнееобычнохарактернотолькодлядетейсреднегоистаршегошкольноговозраста,«выходящих»или«вышедших»изалалии.Вболеежеранниевозрастныепериоды,какправило,бываетрасстроенавсяязыковаясистема,иубольшинствадетейотмечаетсяодинаковаястепеньнарушениявсехподсистемязыка(равномерныйтипнарушения),уменьшегочиславыступаетпреимущественноерасстройствокакой-либооднойилинесколькихязыковыхподсистем(неравномерныйтипнарушения).
Показательнымявляетсянепостоянствосимптомов:однаитажеязыковаяединица,попадаявразныеусловия,можетбытьправильнойлибонеправильной.Например,водномслучаеребенокправильноназываетпредмет,скажем,ваза,вдругомназываетегобанка,автретьемненазываетвовсе.Иливопределенномконтекстезвукпроизноситсяправильно,виныхконтекстахзаменяется,пропускаетсяит.п.;такоенепостоянствоможетбытьдажеводномитомжеслове при повторном его произнесении.
Чтокасаетсясостоянияосновныхформречи,тонарушенияэкспрессивнойречиобязательныисоставляютсутьалалии.Причемнарушаетсятольковербальнаяречь,другиежесредствазвуковойречисохранны,аименно,мелодика,звукоподражания,«звуковыежесты»,псевдослова(т.е.слова,«изобретаемые»детьми);сохраннытакжеиостальныеневербальныесредствазвуковойкоммуникации:крик,смех,пискит.п.
Остаютсяненарушеннымиимпрессивнаяикинетическаяречь.Непониманиеречи,какужеговорилосьвыше,возникаетприотсутствииуребенкасоответствующихзнаний.Кинетическаяжеречьнарядусдругиминевербальнымисредствамикоммуникацииоченьширокоиспользуетсядетьмиивизвестноймерекомпенсируетпатологиюречивербальной.
Овладениеписьменнойречьюмногимдетямдаетсяструдом,иунихчастоотмечаютсяразличныеформыдислексииидисграфии.
Рассмотримкратконазванныенарушения.
А)Лексическиенарушения
Длядетейсэкспрессивнойалалиейпоказательносущественноерасхождениемеждуколичественнымсоставомпассивногоиактивногословаря:каквобыденнойжизни,такивспециальносозданныхэкспериментальныхусловияхдетипонимаютзначениявсехилибольшинстваслов,доступныхдляихвозраста,нонемогутнайтимногихсловприихактуализациивэкспрессивнойречиилидопускаютсвоеобразныеошибки.
Детилучшеактуализируютслова,относящиесякзнаменательнымчастямречи(слова-детонаторы),ихуже - относящиесякслужебным(слова-форматоры).Средислов-детонаторовлучшеактуализируютсясловас«предметными»значениямиихужесозначениямидействия,состояния,процесса,качества,признакаит.д.;вместестемтруднывактуализациимногиеслова,которыевыражаютобобщающиеиабстрактныепонятия.Средислов-форматоровдетисалалией,какправило,употребляюттолькосамыепростыепредлоги,союзы,частицыипроч.Традиционноэтообъясняетсяотсутствиемуслов-форматоровлексическихзначений(какизвестно,ониимеюттолькограмматическоезначение;исключениесоставляютлишьособыеслучаи,например:Тыпойдешьилинепойдешь? - Или;Щеткавшкафуилинашкафу? - На;ит.п.).Возможно,чтоособенностиупотребленияэтихсловвопределеннойстепениобусловленыисинтаксическиминарушениями - функциейслов-форматороввпредложении(этосоображение,разумеется,нуждаетсявэкспериментальнойпроверке).
Следуетподчеркнуть,чтобольшинствотипическихдлядетейсалалиейлексическихнарушенийсвязанонеспонятиями,стоящимизасловом,аспроцессомпоискаслова.Дети,какправило,обладаютдолжнымипонятиями,нозатрудняютсявпоискесловдлявыражения.
Нарушенияактуализациисловвызываютразныеформыошибок:отсутствиеслов(слованеназываются),ихзамены,аномальныесловаибленды.
Заменыпреимущественновербальныеичащевсеговозникаютиз-заневерноговыборасемантическихпризнаковслова:
труба - дым;ружье - пистолет;помидоры - огурец;подушка - одеяло;кастрюля - чай.
Нередковместообозначенияобъектаоднимсловомдаетсясловесноеописание:
щетка - зубычистить;щит - чтобынеубили;лампочка - такаягорит;плита - включаютгаз;юла - игрушкакручистая.
Производятся(чащедетьмистяжелойстепеньюнарушенияязыковойсистемы)заменысловзвукоподражаниями:
яйцо - ко-ко;звонок - дзынь;коза - ме;лягушка - ква;чистит - [ш];клюв - чик-чик-чик(т.е.имклюют);трамвай - динь-динь.
Отмечаютсязаменысловмимико-жестикуляторнойречью,котораямногимидетьмисалалиейиспользуетсяоченьшироко:
ресницы - воттакие(ребенокпоказываетусебя);потолок - там(показываетнаверх);коленка - (показываетнасвоюколенку);топор - (показдвиженийприрубке);лимон - (мимикадискомфортногосостояния).
Некоторыедетипроизводятзаменуслованомальнымисловами,причемтакиезаменыбываютнетолькоудетейстяжелойстепеньюнарушенияязыковойсистемы,ноиуотносительнохорошоговорящих;возможно,чтоупоследнихтакиезаменыявляютсясвоеобразнойкомпенсациейрасстройстваактуализациислов.
Примеры:перышки - узыры;холодильник - ката;потолок - ляпля;озеро - друнбы;ресницы - бамабом;ящерица-бутро.
Относительноредкоиунебольшогоколичествадетейобразуютсябленды:ваза - блюдце;горшочек - маленькийбрыночек;месяц - маленькийрушна.
Некоторыеизперечисленныхформошибокиногдапроявляютсявсовокупности,например,заменадругимсловомсочетаетсясзаменойсредствамимимико-жестикуляторнойречи.Вместестемпризатрудненияхвпоискесловав«развернутых»ответахдетейчастопоследовательнопроявляютсяразныеформыошибок:например,сначаласловозаменяетсядругимсловом,затемсловеснымописанием,звукоподражаниемит.д.