Организационно-технической подготовкой называют выполнение комплекса мероприятий и подготовительных работ, обеспечивающих в своей совокупности создание наиболее благоприятных условий для строительства автомобильных дорог.
Успешное осуществление строительства (его продолжительность, себестоимость, качество) существенно зависят от полноты и уровня выполнения организационно-технической подготовки. Планомерное развертывание строительных работ и целесообразное использование всех материально-технических и трудовых ресурсов возможны только после выполнения всего комплекса подготовительных мероприятий.
Организационно-техническую подготовку к строительству автомобильных дорог обычно осуществляют в два этапа. На. первом этапе готовят техническую, финансовую и договорную документацию и осуществляют организационные мероприятия, выполняемые до начала работ на строительной площадке, на втором, называемом подготовительным периодом, выполняют работы по подготовке площадки к строительству основного объекта, заканчивают и уточняют некоторые организационные мероприятия первого этапа. На строительстве крупных комплексных объектов иногда выделяют третий этап, в задачу которого входит дополнительная подготовка к возведению отдельных сложных сооружений.
Мероприятия первого этапа выполняет заказчик по согласованию и с помощью проектной и подрядной строительной организации. Время, затрачиваемое на них, нормами продолжительности строительства не учитывается.
Мероприятия второго этапа выполняет подрядная дорожно-строительная организация. Время, необходимое для этих мероприятий, учтено нормами продолжительности строительства и входит в сроки, устанавливаемые для строительства каждого объекта.
|
На первом этапе до начала строительно-монтажных работ необходимо:
· утвердить проектное задание и проект организации строительства со сводным сметно-финансовым расчетом на весь объект, а также рабочие чертежи и сметы на объемы работ первого года строительства;
· определить дорожно-строительные организации, которым будет поручено строительство, а также субподрядные специализированные организации, оформить финансирование строительства и заключить подрядные договора;
· решить все вопросы по обеспечению строительства материалами, полуфабрикатами и изделиями, получить необходимые фонды, уточнить и оформить договорами объемы поставок продукции предприятий строительной промышленности, определить типы и мощности производственных предприятий, вводимых в действие специально для обслуживания данного строительства;
· оформить отвод земель для строительства дороги, разработки месторождений горных пород и лесосек, размещения заводов, баз и других предприятий;
· переселить всех жителей и организации из зданий, подлежащих сносу в процессе строительства.
Задачами второго этапа являются оснащение подрядной дорожно-строительной организации необходимыми трудовыми и материально-техническими ресурсами и выполнение строительно-монтажных работ подготовительного характера. В течение этого этапа подрядной организации необходимо:
· обеспечить все подразделения кадрами квалифицированных строителей и механизаторов (в случае необходимости организовать их подготовку);
|
· подготовить к работе средства механизации и транспорта, стационарные и передвижные ремонтные мастерские;
· обеспечить строительство электроэнергией, водой, паром и т. д.;
· построить временные здания жилого, бытового и административного назначения;
· оборудовать связь между управлением строительства, строительными подразделениями, производственными предприятиями, местами сосредоточенных работ, переносными точками в строительном потоке и т. д.;
· подготовить временные подъездные и объездные дороги для нужд строительства;
· расчистить территорию, отведенную для строительства основного объекта и предприятий производственной базы: вырубить лес и выкорчевать пни, снести непригодные к использованию и мешающие новому строительству старые строения, перенести подземные и наземные линии связи и электропередач, трубопроводы и т. д.;
· подготовить производственную базу строительства (построить здания производственных предприятий и смонтировать их оборудование, вскрыть месторождения дорожно-строительных материалов, построить склады, разгрузочные тупики на станциях железных дорог и т. д.);
· составить проект производства работ и строительно-финансовый план.
Большую часть подготовительных мероприятий необходимо полностью выполнять до начала строительства с тем, чтобы обеспечить планомерное развертывание работ в начальный период.
Другую часть осуществляют постепенно по мере выполнения определенных объемов и видов работ или при чередовании времен года. Примером таких мероприятий может быть подготовка к производству работ в зимних условиях, которую (при многолетнем строительстве) производят ежегодно в конце летнего строительного периода.
|
При строительстве, рассчитанном на несколько лет, ряд подготовительных работ целесообразно планировать рассредоточено во времени. Так, например, если устройство покрытия предусмотрено только на второй год строительства, то работы по подготовке соответствующей производственной базы (строительство асфальтобетонных и цементно-бетонных заводов) следует вести в конце первого года, а не с первых дней строительства. В противном случае неизбежны длительные простои оборудования производственных предприятий, тогда как более рационально было бы использовать его в это время на других строительствах. Зачастую также нет необходимости строить сразу все подъездные и объездные временные дороги строительства.
Рассредоточение подготовительных работ во времени уменьшает объемы единовременных затрат и позволяет выполнять подготовку к строительству с меньшими силами и средствами. Однако при этом должно быть обеспечено своевременное окончание подготовительных работ, так как их задержка неизбежно приведет к срыву сроков начала основных строительно-монтажных работ.
Во всех случаях сроки (начало и конец) всех подготовительных работ и ресурсы, необходимые для их выполнения, должны быть заранее определены проектом организации строительства и затем уточнены в проекте производства работ.
Временные здания
Одной из первоочередных задач подготовительного периода на строительстве автомобильных дорог является подготовка зданий:
· жилых, для размещения рабочих, инженерно-технических работников и служащих строительных организаций;
· культурно-бытовых (столовых, бань, овощехранилищ, прачечных, клубов, красных уголков и т. д.);
· административных, для размещения управления строительства, треста, строительных участков (районов), прорабств и т. д.;
· хозяйственных, для размещения различных складов;
· производственных, для размещения цехов производственных и подсобных предприятий, ремонтных мастерских и т. д.
Объем помещений, необходимых строительству, определяется проектами организации строительства и производства работ. Так как временные здания, используемые строительной организацией только для обеспечения производства работ, не влияют непосредственно на качество и капитальность строящейся дороги и в большинстве случаев впоследствии не используются полностью для ее эксплуатации, то следует добиваться сокращения затрат на их подготовку. Однако при этом не должно быть допущено ухудшение условий производства работ и условий размещения работников) строительства. Отсутствие нормальных жилищно-бытовых условий; приводит к текучести кадров и серьезно мешает успешному выполнению строительных планов.
Организацию размещения рабочих и инженерно-технических; работников на строительстве автомобильных дорог особенно затрудняет частая смена мест работ. Наибольшее распространение имеют следующие варианты размещения.
. Строители (рабочие и инженерно-технические работники) живут в поселках или городах. К месту работы их доставляют автомобилями, иногда на значительное расстояние (за несколько десятков километров). Этот вариант наиболее целесообразен в территориальных дорожно-строительных организациях, предназначенных для многолетней работы в пределах одной области или района. Он позволяет размещать строителей в благоустроенных домах постоянного типа и создает наилучшие условия их семьям (пользование школами, медицинскими учреждениями, магазинами и т. д.).
. Строители систематически меняют место жительства по мере продвижения строительного потока с целью сокращения времени и расходов на поездки к местам работ и обратно.