Глава 1. Теоретические основы агрессии




КУРСОВАЯ РАБОТА

Теория социальной работы

 

Тема: Связи с общественностью в социальной сфере

 

 

Выполнил:

студент(ка) 2 курса СР-121

Ю.А. Житникович

Научный руководитель:

к. пед. н., доцент

Е.В. Филатова

 

Работа защищена с оценкой

___________________________

“_____”______________20__ г.

___________________________

(подпись научного руководителя)

 

 

Кемерово 2017


Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………….……......3

Глава 1. Теоретические основы агрессии………………..…………………...….…5

1.1. Понятие агрессии, виды, причины…………………………………….…….....5

1.2. Особенности проявления агрессии в детском возрасте и способы её коррекции…………………………………………………….…………………....…8

Глава 2. Теоретические основы тревожности………………………………….…13

2.1. Понятие тревожности и тревоги, виды, причины……………..………….…13

2.2. Особенности проявления тревожности у детей и способы её коррекции……………………………………………………………………….…..17

Заключение………………………………………………………………...…….….23

Список литературы………………………………………………….....…….….….25

 

 


Введение

Социально-политическая ситуация, сложившаяся в России в наши дни, отразилась на эмоциональном состоянии людей. Одной из причин подобных состояний являются: низкая заработная плата, невостребованность общества в определённых профессиях, безработица. У большинства семей жизнь насыщена стрессами, что сказывается на психике родителей, хотя их проблемы – это реальные проблемы бытия они несут за их разрешение большую ответственность, потому что в их проблемные ситуации включены их дети.

В отношения с детьми родители достаточно часто проявляют излишнюю строгость, доходящую до суровости, жестокости, равнодушия, эмоциональной холодности. В свою очередь дети могут проявлять либо страх, либо агрессию по отношению к взрослым, которые могут быть вызваны у них чувством тревоги. Причина этому то, что детям не хватает базовых социальных умений, они социально не компетентны в вопросах коммуникации и общения. Растущие дети становятся всё более агрессивными и тревожными.

Цель исследования: рассмотреть проявления агрессивности итревожности у детей, пути и способы их коррекции.

Объект исследования: дети разного возраста.

Предмет исследования: состояние агрессии и тревожности.

Гипотеза исследования: ведущей причиной в проявлении агрессии и тревожности у детей является нарушение эмоциональных отношения между родителями и детьми.

В соответствии с целью, гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть определения понятия агрессии и тревожности, их виды, причины и способы коррекции.

2. Отразить проявления агрессии и тревожности в детском возрасте.

Для достижения цели и реализации поставленных задач применялся следующий метод исследования:

- теоретический (анализ психолого-педагогической литературы).


Глава 1. Теоретические основы агрессии

 

 

1.1. Понятие агрессии, виды, причины

 

 

Термин агрессия чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений отдельных смыслов [17, 25].

Агрессия – очень общий термин, используемый для обозначений разнообразных действии, включающий нападение, враждебность и т. п. Обычно этот термин используется для обозначения таких действий, которые могут быть мотивированы: страхом или фрустрацией, желанием вызвать страх у других или обратить в бегство, добиться признания собственных идей или осуществления собственных интересов [3, 22].

Агрессивность. Исходное значение – проявление агрессии. Склонность действовать враждебно, агрессивно [3, 21].

Агрессия – самоутверждение; склонность работать энергично и, возможно, безжалостно для достижения поставленных целей [3, 22].

Агрессия – стремление к социальному доминированию, контролю над действиями и убеждениями других членов группы [3, 22].

В зависимости от того, в каком значении используется термин, он может приобретать положительную и отрицательную окраску [3, 21].

Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард). Исходя из этого можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый: мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).

А. Басс определил понятие агрессии, как реакцию, развивающую негатив-ные оценки людей и событий [17, 25].

Некоторые специалисты определяют агрессию как любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. То есть предполагается, что агрессия – это модель поведения, а не эмоция, мотив или установка.

Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями – такими, как злость; с мотивами – такими, как стремление оскорбить или навредить: и даже с негативными установками, как расовые или этнические предрассудки.

Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения [4, 15].

С другой стороны, только те действия, которые причиняют вред или ущерб живым существам, могут рассматриваться как агрессивные по своей природе. Хотя, очевидно, что люди, теряя контроль над собой, часто что-то разбивают или наносят удары по различным неодушевлённым предметам. Этой точки придерживается Э. Фромм, который определил агрессию как действия, причиняющие ущерб не только человеку или животному, но и вообще любому неживому предмету [11, 13].

Авторы фрейдистской ориентации рассматривают агрессию как сознательное проявление Танатоса (гипотетического инстинкта смерти) [3, 22].

Последователи Адлера расценивают агрессию как проявление стремления к власти, желания контролировать других [3, 22].

Представители теории социального научения рассматривают акты агрессии как реакции, усвоенные через наблюдение и имитацию других и последующее подкрепление такого поведения [3, 22].

Используется много сочетаний с этим термином, а основные из них приводятся ниже [13, 10]:

- агрессия альтруистическая – это агрессия, выполняющая функцию защиты других;

- агрессия гневная – агрессия, вызванная фрустрацией или крушением надежд, индуцированным гневом;

- агрессия индуцированная – термин используется относительно экспериментальной процедуры;

- агрессия инструментальная; агрессия материнская; между женскими особями, между мужскими особями; агрессия, вызванная страхом: смещённая агрессия.

 

 

1.2. Особенности проявления агрессии в детском возрасте и способы её коррекции

 

 

Агрессия чаще всего появляется от года до двух – трёх лет, когда дети ещё не могут толком выразить слова или свои желания. Заговорив, дети обычно перестают кусаться, но не перестают драться или швыряться предметами [11, 12].

Для того, чтобы снизить состояние агрессивности в раннем возрасте необходимо быть с ребёнком ласковым и внимательным. Нужно его научить не таить зла, не сердиться подолгу и выражать свои чувства. Необходимо учится слушать и слышать ребёнка, подходить к эмоциям ребёнка с его позиции и ни в коем случае не подавлять его экспрессивность [11, 12].

В основе детской ярости всегда лежит страх и сомнения в собственных силах. К тому же ребёнок, прекрасно чувствующий неприемлемое отношение любимых родственников, да и всех окружающих, к открытым проявлениям агрессии, пугается собственного гнева. С другой стороны, жестокость на экране, насилие, войны побуждают гнев [11, 13].

Больше всех страдает от агрессивного поведения сам ребёнок. Воспитание детей начинается с воспитания родителей. Дети учатся тому, что видят у себя дома – поэтому для начала надо родителям оценить собственный уровень агрессивности. Контроль над собой – самый лучший способ научить самоконтролю ребёнка [11, 13].

Куда хуже ситуация с детьми, которые скрывают свои чувства, чтобы не расстраивать родителей. Эти трудные послушные тихие дети не находят применения агрессивности и направляют её на самих себя. Гнев, заполняющий их изнутри постепенно превращается в так называемое пассивно-агрессивное поведение. Такие покорные агрессоры, став старше, превращаются в людей, с которыми всегда случаются неприятности.

В школьном и подростковом возрасте проблемы детей с подавленной агрессивностью усугубляются. Их за покорность любят учителя, но ненавидят сверстники. Из них не вырастают самостоятельные деятельные и независимые взрослые, наоборот, они живут в пассивной мечтательности. И нередко попадают в разные секты, компании наркоманов и другие места, гарантирующие лёгкую и беспроблемную самореализацию. Если им вовремя не помочь, может всё кончится суицидальным стационаром или вырастает тихий садист [11, 13].

С той же силой, с какой загнали здоровую агрессивность вовнутрь, она там и разрушает личность. Значит важно научить ребёнка самоутверждаться в неопасных для окружающих формах, признать за ним право на сильные эмоции, такие как гнев, ревность, обида, и терпеливо объяснять ему, как важно уметь себя контролировать и понимать, что с ним происходит [11, 13].

Эмоциональные отношения, складывающиеся с родителями, влияют на то, проявляет ли себя агрессивность как психологическое свойство, нейтральное в виде социально позитивного, одобряемого поведения, либо девиантного поведения [2, 56].

Если нарушается процесс взаимоотношений с родителями, создаются предпосылки асоциального поведения ребёнка, совершившего насильственное преступление, начинается в ситуации непринятия его своими родителями [4, 15].

Агрессивное поведение младших школьников может быть следствием слабого развития социально-когнитивных навыков. То, что дети думают об агрессии, также может влиять на их поведение. Различия в уровнях детской агрессивности могут быть связаны с различными путями познания ребёнком окружающего мира [4, 15].

Обратимся к исследованию, которое провёл автор статьи Н.А. Дубинко на базе общеобразовательной школы, в третьих классах с целью изучения уровня и вида агрессии. Количество испытуемых составило 150 человек. Были получены следующие результаты (Таблица 1).

Таблица 1

Уровни проявления агрессии

Уровень агрессии Число детей % Из общего числа детей
Мальчики % Девочки %
Высокий            
Низкий            
Итого            

 

Как видно из приведённой таблицы, было выявлено 60 детей с высоким уровнем агрессии и 90 – с низким уровнем агрессии. При этом высокий уровень показали 35 мальчиков и 25 девочек. Низкий уровень у 50 мальчиков и 40 девочек [5, 13].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: