Глобализация — это процесс все возрастающего воздействия различных факторов международных сил (экономические и политические связи, культурный и информационный обмен) на социальные действия в отдельных странах. Самый мощный фактор глобализации — экономический, проявляющийся в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих исторические условия в своих интересах.
Что же касается прессы, то крупнейшие медиаконцерны, стремясь освоить возможности мирового информационного рынка, уже давно перешагнули национальные границы, их деятельность приобрела транснациональный характер. Их периодические издания распространяются большими тиражами за рубежом во многих странах мира. Речь, в первую очередь, идет об американских, британских германских, французских изданиях. Одна из причин, порождающих глобализацию, — расширение масштабов продаж и повышение прибыльности деловой активности. В то же время этому способствуют и международные правовые нормы: еще в 1989 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла «новую стратегию коммуникации», цель которой стоит в «обеспечении свободного потока информации на международном, а также национальных уровнях и ее более широкого и сбалансированного распространения без каких-либо препятствий свободе слова».
Стремясь противостоять глобализации, некоторые государства стремятся выработать альтернативу растущему конкурентному давлению. Так, во Франции телекомпании, превысившие квоту на показ американских фильмов, подвергаются штрафам. Китай в 2002 г. объединил ведущие вещательные системы страны (в частности, центральное телевидении и радиостанции) в гигантскую медиакорпорацию. Однако спутниковое телевидение, радио, Интернет позволяют оказывать информационное воздействие на реципиентов независимо от их удаленности от источника распространения информации.
|
Результатом произошедшей в конце XX в. информационной революции станет в XXI в. новый тип общества — информационное общество.
Основой его становится компьютерная технология, ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, политической системой — демократия участия», а основной целью «ценности времени».
Российский путь к информационному обществу определяется, как и для других государств, его сегодняшними политическими, социально-экономическими и социально-культурными особенностями. В «Концепции формирования информационного общества России» перечисляются эти особенности:
· нестабильность политического и экономического положения в стране;
· рост уровня регионализации страны и снижение возможностей централизованного управления;
· экономические условия, характерные для переходной экономики России: отсутствие свободных инвестиций для финансирования проектов, связанных с переходом к информационному обществу, общий застой в экономической деятельности и снижение уровня жизни населения; снижение потребности в информации в государственном секторе и рост информационных потребностей населения и общества в целом;
· недостаточно высокий (по сравнению с развитыми странами) уровень развития информационно-коммуникативной инфраструктуры и промышленного
производства информационных средств, продуктов и услуг, отсутствие у государства средств для их модернизации и расширения;
|
· вялое проведение рыночных реформ в экономике страны в целом и динамичное развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных средств, технологий, продуктов и услуг;
· предельно высокий уровень монополизации средств массовой информации, слабая подконтрольность обществу системы формирования общественного сознания;
· опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми странами создание различных систем связи — каналов передач информации, коммутирующих
комплексов, средств связи и т. д. — и индустрии предоставления информационных услуг;
· наличие, в основном, высокого научного, образовательного и культурного потенциала, созданного в СССР и еще сохраняющегося в России;
· сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила, которая еще способна ставить и решать сложные научно-технические проблемы, движущей силой которой в большей степени является энтузиазм.
С учетом этих условий переход России к информационному обществу будет происходить, согласно Концепции, в течение 10-15 лет, причем избирается не европейский путь (короткий, но требующий больших капиталовложений и изменения российского менталитета), а неапробированный, нетрадиционный, российский.
Основой российского пути должны явиться:
• информатизация всей системы общего и специального образования — от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала;
• формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя;
• обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете.
Вопросы для самопроверки