Динамическое равновесие процесса




Рис.6. Шар семинара

2. Групповые процессы – динамичны. Возможность конфликта высока. Наличие разногласий, надлежащим образом не разрешенных, не дает группе достичь поставленных перед ней целей. Готовность преподавателя к конфликту и необходимости его предотвратить или разрешить (конфликт необязательно всегда плохо) обеспечивается вниманием к групповой динамике. Учет ролей и статусов отдельных участников, создание благоприятного климата на работе, использование различных форм коммуникации дают возможность сохранить необходимый баланс.

3. Окружающая среда, в которой проходит занятие и развивается группа, должна быть благоприятной. Если, например, ожидания организаторов или заказчиков не реалистичны (завышены или занижены), временные рамки семинара, учебного курса не адекватны (слишком много или слишком мало времени), то процесс обучения окажется в застое (шар не сможет вращаться). Преподавателю необходимо учитывать эту особенность при планировании занятий, точно согласовывая ожидания заказчиков с возможными результатами за определенный срок.

4. Цели и задачи программы обучения должны быть адекватны потребностям группы, участников. Если они (цели, задачи) слишком амбициозны, или если они эффективным образом не переданы группе и не согласованы с ней, то могут возникнуть недоразумения и не готовность к участию. Избежать этого преподаватель может при составлении «контракта обучения», адекватном учете ресурсов (как материальных, так и профессиональных).

Преподаватели должны на протяжении всего процесса обучения иметь в виду эти четыре элемента и не забывать об их взаимовлиянии. Успех семинара базируется на динамическом равновесии взаимодействий интересов и сведений, полученных от участников, на группе, как едином целом, а так же, как социальном контексте программы.

Авторы выделили эти теоретические положения, относящиеся к интерактивным методам, как наиболее существенные, отражающие суть и эффективность их применения. Вместе с тем можно отметить, что процесс становления категориального аппарата и концептуального осмысления не завершен и ряд исследователей придерживается несколько отличных взглядов на эти вопросы. Можно отметить, что освоение этих положений наиболее эффективно в интерактивном режиме с получением конкретного опыта их применения.

Все интерактивные методы можно объединить в группы, различающиеся по целям их использования [19, 67]:

1. Методы социально-психологического уровня (интеракция и коммуникация в группе). К ним можно отнести методы, направленные на знакомство; методы, способствующие созданию и поддержанию благоприятной психологической атмосферы; методы, с помощью которых вырабатываются и поддерживаются нормы совместной деятельности и поведения участников в группе.

2. Методы работы над содержанием, которые помогают участникам по-новому воспринять и осознать обсуждаемую проблему, тему, вопрос. Это методы, направленные на раскрытие темы, а также методы получения педагогом обратной связи, осознания и анализа участниками своего места в группе.

3. Методы, помогающие налаживать коммуникацию в группе, организовать и поддерживать дискуссию, предоставляющие равные права всем участникам для высказывания своего мнения.

В образовании интерактивные методики играют значительную роль – они способствуют мотивации участников к ведению дискуссии по интересующим их темам и проблемам. Они позволяют старше-классникам выразить собственное суждение, высказывать идеи и конструктивную критику.

Анализируя различные теоретические подходы, попытаемся дать определение интерактивных методов. Интерактивные методы обучения можно определить как активные методы обучения, основанные на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения и воспитания личности как в группе, так и в коллективе.

Часто интерактивные методы обучения подвергаются критике. Критика интерактивного обучения в академической среде имеет два аспекта:

1) недоверие к существующим системам дистанционного (дистантного) обучения, позволяющим студентам работать в интерактивном режиме с помощью современных информационных технологий и виртуальной информационной среды. Действительно, проблемы организации продуктивной интерактивной деятельности в ходе дистанционного обучения еще не решены, но важным моментом является то, что отказаться от такого обучения и способа познания человечество уже не сможет. Поэтому использование различных типов дистанционного обучения и отдельных его элементов в процессе обучения сегодня уже необходимо;

2) многие педагоги считают, что интерактивное взаимодействие требует много времени, поэтому студенты сами не захотят и не смогут обучаться таким образом. И все же, как показывает опыт современных педагогов, элементы интерактивной деятельности могут быть внесены в занятия длительностью даже в один час и, при наличии необходимого опыта, стать удобными для преподавателей и эффективными для студентов.

Кроме этого, с точки зрения педагогики и психологии, все студенты имеют свой стиль учебы, то есть учатся по-разному, поэтому использование различных подходов и режимов обучения должно повысить продуктивность обучения каждого, так как позволит по-разному увидеть, услышать, осмыслить, поразмыслить и т.д. над обсуждаемой проблемой.

Выделяются следующие основные функции интерактивных методов [25, 32]:

· социализация как привитие элементарных навыков вступления в коммуникацию;

· групповая динамика и интерактивность (не только работа над темой, но и постоянная рефлексия происходящего в целях развития личности);

· социально-педагогическая и компенсирующая;

· развивающая.

В процессе накопления социального опыта, самоопределения молодому человеку нужно достаточно серьезное педагогическое «подкрепление». Такой цели служат интерактивные методы обучения, которые помогают студентам совместно с преподавателями найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, поверить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности. Интер-активные методы создают сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы деятельности, особенно если они направлены на воспитание и усовершенствования личности.

Интерактивное обучение вне зависимости от форм и способов его организации и предметного поля содержания обучения будет активно развиваться как в теоретическом плане, так и в практическом. Это методическое веление времени, которое связано с новым типом взаимодействия педагога с группой.


Глава 4. МЕТОДЫСОЗДАНИЯ АТМОСФЕРЫ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

4.1. Выяснение ожиданий и опасений участников интерактивного процесса
и «ледоколы»

Методы создания атмосферы в рамках определенной формы обеспечивают условия для наиболее оптимального достижения поставленных целей процесса образования. Как правило, это свойство определяет их обслуживающий, подчиненный характер по отношению к другим методам. Методы создания атмосферы в своем названии содержат основную функцию – создавать условия, обеспечивающие открытость, готовность к действию, активность всех участников процесса обучения.

Теоретическая сущность данных методов наиболее полно раскрывается в закономерности соотношений делового и психосоциального аспекта в группе («Айсберг»). Так как в границах определенной формы обучения (лекция, семинар, практическое занятие) группа, участники проходят различные, часто не схожие между собой стадии, этапы, состояния, то и методы создания атмосферы могут быть в свою очередь типологизированны. Можно выделить разные группы уже известных методов:

· «Ледоколы».

· «Методы знакомства».

· «Методы разработки и принятия групповых норм».

· «Методы выяснения опасений и ожиданий участников».

· «Энерджайзеры».

Объединенный общей целью создания наиболее благоприятных условий для развития группы в интерактивном процессе каждый данный метод призван решать, в свою очередь, присущие только ему специфические задачи.

Спецификой данной группы методов является установление баланса между сформулированными в виде ожиданий индивидуальными потребностями и целями, с одной стороны, и рационализированными и вербализированными страхами участников – с другой. Участник получает возможность соотнести свои цели и опасения с общегрупповыми. Важным представляется применение принципа анимации, то есть выражение опасений и ожиданий с использованием визуальных и образных средств. Понятно, что прямой вопрос: «Чего Вы ожидаете и опасаетесь?» не всегда и не у всех гарантирует полный и откровенный ответ. В то же время с помощью средств образных, косвенным путем человек в условиях интерактивного процесса более откровенен и быстрее идет на контакт. Данная часть занятия, семинара, лекции, урока, т.е. любой формы интерактивного процесса, оказывает влияние на групповую динамику, содействует интеграции группы. Конечно, возраст участников, тема, профессиональная направленность, уровень мотивации диктуют степень насыщенности данного метода игровыми, изобразительными и образными средствами.

Для иллюстрации данного тезиса предлагаем несколько методических упражнений.

«Групповая картина»

Цель упражнения: выявление ожиданий участников, понимание собственных целей, а также соотнесение и анализ их с ожиданиями и целями других.

Преподаватель предлагает с помощью маркеров, бумаги и воображения создать картину, отражающую цели и ожидания каждого. Важным условием совместной работы является ограничение на коммуникацию внутри группы. Правила не разрешают договариваться о совместных и согласованных действиях. Участникам предлагается вытянуть жребий с порядковым номером, согласно которому они будут рисовать картины. Затем участник под номером 1 выходит к заранее подготовленному листу бумаги размером 2´2 м и рисует цель своего участия в работе, свои ожидания. Следующий номер выполняет такое же задание, но так, чтобы два рисунка вместе составляли единое целое. Участник под номером три рисует свои ожидания, не нарушая общего единства картины. При этом рисунки могут быть весьма символичны и условны, абстрактны. Главное – не нарушать складывающееся единство картины на основе образных ожиданий участников.

Преподаватель поддерживает участников, следит за выполнением правил и сам участвует в создании картины. По окончании работы каждый из авторов картины может пояснить, что означает его часть общего рисунка.

Для группы в составе 10 человек необходимо около 15 минут для рисования картины и около 10 – 15 минут – для анализа.

Материальное обеспечение: лист бумаги размером 2´2 м, маркеры или цветные мелки, скотч.

Данная методика применяется в различных видах и формах учебно-воспитательного процесса, по различным дисциплинам и специальностям.

«Граффити»

Часто бывает, что к началу занятия кто-то приходит раньше, а кто-то – опаздывает. Эта методика дает возможность настроиться на учебу, пока еще собрались не все, и позволяет руководителю образовательного процесса узнать, с какими ожиданиями приходят студенты.

Упражнение состоит в том, чтобы восстановить неполные предложения, написанные на больших листах бумаги, развешанных на стенах.

Материал/подготовка: 6 листов бумаги формата А1, на каждый лист бумаги один или два карандаша. На одном листе написано незаконченное предложение:

· Я надеюсь, мы будем здесь…

· Я надеюсь, мы будем не здесь…

· Этот семинар (лекция и т.д.) будет удачным, если…

· Моя самая большая сила – это…

· Я слышал, что такие семинары…

· Меня здесь особенно интересует…

Листы развешиваются на стенах.

«Сейчас время граффити. Посмотрите на плакаты с неполными предложениями. Если хотите, можете дописать что-нибудь карандашом или нарисовать» – приблизительно так могут звучать первые фразы преподавателя. Если это возможно, следует включить музыку – это стимулирует.

На основе законченных предложений выявляются актуальные ожидания студентов. Преподаватель должен сопоставлять их со своими планами и представлениями, чтобы иметь возможность подстроиться к потребностям участников.

Становятся очевидными также настроение и мотивация студентов. В соответствии с этим можно приступать собственно к содержательной работе на занятии, семинаре. Упражнение следует обсуждать со всей группой. При этом можно исправить неверные ожидания и представления, сформулировать реальные цели. Если на стенах достаточно места, плакаты могут остаться и во время всего учебного курса.

Методика обычно доставляет студентам большое удовольствие. В случае если они мало пишут, игру нужно изменить так, чтобы студенты собрались у плаката и дополняли предложения устно.

Пример:

«Я надеюсь, что мы здесь…

… не только весело побеседуем».

… проведем два замечательных дня».

… подробно обсудим тему».

… будем много дискутировать».

Данное упражнение можно использовать в начале курса новой темы.

Время проведения – 15 минут.

«Я ожидаю, я боюсь»

В начале работы участники получают 2 карточки формата А-6 разного цвета. На них следует записать конкретное опасение и ожидание того, что может произойти во время семинара, тренинга, лекции, урока. Все карточки вывешиваются индивидуально на заранее подготовленные плакаты с надписями «опасения», «ожидания». Для удобства карточки могут быть в виде самоклеющихся листиков. Преподаватель не комментирует и не дает советов. На выполнение задания дается 3 – 4 минуты. По окончании задания, если преподаватель считает это полезным, плакаты зачитываются для общей информации. Важным условием этого упражнения является анонимность авторства. В последней части любой формы интер-активного процесса к опасениям и ожиданиям рекомендуется вернуться при подведении итогов работы. Тогда участники могут снять свои опасения, если они не оправдались, и оставить сбывшиеся ожидания. Функция руководителя – озвучить их без комментариев.

Данную методику с минимумом образных и символических средств оправдано применять в мотивированных и профессионально ориентированных группах. Опыт работы показал ее эффективность в преподавании предметов различных специальностей.

«Ледокол»

Уже в названии виден главный образный смысл метода – «растопить лед», снять напряжение участников, всегда существующее на начальном этапе работы с группой. Предполагается, что основное место ледокола возникает в первый период работы на занятии, семинаре, лекции и т.д. Но, как правило, учебная дисциплина, предмет, спецкурс и семинар длятся целый семестр, лекции и практические занятия бывают раз или несколько раз в неделю и после естественного перерыва возникает новая потребность снять напряжение, уже порожденное какими-либо событиями, происходящими за пределами интерактивного процесса (в семье, на другом занятии, на улице и т.д.). Поэтому опять становится актуальной задача снять напряжение, поднять настроение, тем более что у участников появляется потребность в таком методе в виде привычки, ритуала, без которого начинать работу уже сложнее.

«Электрическая цепь»

Преподаватель предлагает группе образовать круг. После того, как все займут свои места, задается вопрос: «От чего работают лампочки, магнитофон и другие, полезные для нас приборы и устройства?» «Правильно! Благодаря электрическому току, идущему по электрической цепи. Сейчас мы попытаемся ее образовать – создать с помощью наших рук. Для этого правую руку ладонью вверх протяните в сторону вашего соседа (ки), а ладонью левой руки накройте правую ладонь соседа (ки) слева. Вот цепь готова, но тока еще нет. Нужен его источник. Для начала попробую я. Как только Вы почувствуете легкий удар, почти касание ладони Вашего соседа (ки), передайте его дальше по кругу. Попробуем, вот цепь готова!». Преподаватель может ускорять движения «тока» по цепи, увеличивая количество хлопков, может предложить еще кому-нибудь из участников стать источником энергии, причем источников должно быть много. Упражнение заканчивается, когда практически вся группа аплодирует. Время проведения – 2 – 3 минуты. Количество участников – от 6 до 30. Оборудование не требуется. Место проведения подходит любое.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: