Курс лекций
по дисциплине
ОХРАНА ТРУДА
Для студентов всех специальностей
Дневной и заочной форм обучения
2020 - 2021 учебный год
ЛЕКЦИЯ № 2.
НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫОХРАНЫТРУДА В ЛНР
Структура законодательства ЛНР в сфере охраны труда
Нормативно-правовые основы (НПО) основ охраны труда включают :
- общую часть – требования, касающиеся всех видов деятельности. К ней относятся Трудовой кодекс ЛНР, указы Главы ЛНР и Совмина ЛНР, Министерства образования и науки, распоряжения Госгорпромнадзора межотраслевой компетенции;
- особенную часть – требования, касающиеся отдельных видов деятельности (эксплуатация электрооборудования, подъемно-транспортного и т.д.);
- специальную часть – регламентирует охрану труда в отдельной организации. Сюда относятся приказы и распоряжения руководителя организации, протоколы, журналы, удостоверения и т.д.
Рисунок 2.1 – Структура нормативных правовых актов в Луганской Народной Республике
Основные положения законодательства по охране труда
К нормативным правовым актам (НПА) относятся официальные документы установленной формы, содержащие общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Систему законодательных актов, регулирующих вопросы охраны труда в республике, составляют Конституция Луганской Народной Республики, Трудовой кодекс Луганской Народной Республики, Законы «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.
Основополагающим законодательным актом, определяющим и регулирующим правоотношения в сферах труда и охраны труда, является Трудовой кодекс Луганской Народной Республики (далее – ТК ЛНР). Наряду с правами работающих на здоровые и безопасные условия труда (ст. 222 ТК ЛНР) каждый работник имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда; обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда; обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, устройствами; получение от работодателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении в установленном порядке проверок по охране труда на его рабочем месте соответствующими органами, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания; отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.
Статьями 54, 55, 89, 226, 228-231 ТК предусмотрен механизм реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда через обязанность работодателя обеспечивать такие условия.
Статьей 227 законодательно регламентирована деятельность службы охраны труда, в частности определено, что для организации работы и осуществления контроля по охране труда работодатели вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.
Кроме этого, ст. 53 и 232 предусматривают обязанности работающих по вопросам охраны труда, а ст. 198 и 465 – их ответственность за нарушение законодательства о труде и норм охраны труда. Здесь же в ст. 462 законодательно определено, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы, а также местные исполнительные и распорядительные органы власти. В ст. 463 право общественного контроля по этим вопросам предоставляется профсоюзам.
Закон «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» обеспечивает предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения; регламентирует действия органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организа-ций, общественных объединений, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия; предусматривает организацию государственного надзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.
Таким образом, нормативно-правовые акты по уровню принятия и исполнения можно условно разделить на межгосударственные и государственные, межотраслевые и отраслевые, а также локальные нормативные акты.
Межгосударственные, государственные и межотраслевые НПА обязательны для исполнения на территории страны всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности и ведомственного подчинения. Отраслевые нормативные документы действительны только для учреждений и предприятий определенной отрасли. Локальные (производственные) НПА и НПА по охране труда разрабатываются для конкретных предприятий и учреждений и имеют силу только на этих субъектах хозяйственной деятельности.