Глава 1. Социокультурная сфера РФ и её структура
В социально-экономическую литературу в конце ХХ – начале ХХI века прочно вошел в оборот термин социокультурная сфера (СКС). Несмотря на достаточно частое употребление данного термина, нет однозначного толкования сущности и структуры СКС, критериев её определения. Говоря, о СКС широко используют, такие дефиниции, как социальная сфера, сфера обслуживания, сфера услуг, социальная инфраструктура, сфера культуры, сфера нематериального производства. Эклектичность этих понятий затрудняет изучение закономерностей развития СКС. Необходимость уточнения понятия СКС вызвана расширением сферы влияния СКС, увеличением её роли в жизни общества. От степени развития отраслей СКС, их эффективности зависит качество жизни всего населения страны, степень цивилизованности и развития общества, его уровень культуры и самобытности, репутация и занимаемый рейтинг страны в глобализирующемся мире.
СКС представляет собой обобщённый, суммарный результат состояния многих социальных и культурных компонентов, которые формируют «человеческий капитал». Говоря о «человеческом капитале, мы имеем в виду широкое толкование этого термина: состояние здоровья населения, уровень его знаний, умений и культуры, а также социальный капитал, включающий, систему привитых воспитанием ценностей, ориентирующих людей на взаимное доверие и конструктивное сотрудничество и основанные на этом сети сложившихся общественных связей [7, c.129 -130].
Нельзя согласиться и с тем, что СКС это «сфера услуг, или сервисный сектор экономики» [3, c.8]. Несомненно, в сфере услуг формируется человеческий капитал, осуществляется медицинское и культурное обслуживание, подготовка и квалификация кадров, развитие физической культуры и спорта и т.д., но правомерно ли относить к СКС услуги по обслуживанию процесса потребления материальных благ (ремонт, приготовление пищи, химчистка, прачечные, ЖКХ и т.д.). Нам представляется, что нет. Эти услуги не формируют человеческий капитал, а создают условия для его развития.
|
Не можем мы, и ограничить определение СКС простым перечислением отраслей, входящих в её состав (образование, здравоохранение, культура) [4, с. 3] Перечисление не определяет сущность.
СКС несомненно шире сферы культуры, поэтому отождествление этих двух понятий [8, с. 35]не представляется возможным.
Достаточно правомерным является определение, которое акцентирует внимание сущности социально-культурной сферы на категории социально-культурных потребностей: «Социально культурная сфера – это совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека» [5, c. 9]. Несмотря на несомненные достоинства данного определения, связь данного определения с системой потребностей, необходимо заметить, что не все услуги и товары, удовлетворяющие социокультурные потребности человека, производятся отраслями СКС. Например, как быть с издательской деятельностью, киностудиями, которые согласно классификации отраслей народного хозяйства относятся к сфере материального производства. Кроме этого, термин «предприятие» неправомерен для характеристики основных субъектов СКС.
|
На наш взгляд наиболее лаконичным и ёмким является определение, которое даёт С.М. Каранец: «Социокультурная сфера представляет собой деятельность людей, направленную на производство образовательных, культурных и медицинских благ и услуг домохозяйствам»[1] [2, c. 14]. Под домохозяйствами мы понимаем потребителей экономических благ.
Таким образом, СКС включает в себя комплекс отраслей, которые создают социальные блага в форме услуг. Несмотря на внутреннюю разнородность, он един по своему хозяйственному назначению и отличается от материального производства рядом экономических особенностей. Прежде всего, здесь результат труда выступает для общества преимущественно не в материально-вещественной форме, а в форме услуги. Здесь происходит совпадение производства, реализации, и потребления продукции во времени и в пространстве, его «нетранспортабельность», невозможность его накопления. Особенность услуг отраслей СКС является также индивидуальный характер. В отличие от продуктов производственной сферы они имеют вполне определённую адресность и обычно не могут существовать вне индивидуального контакта с потребителем. Исключение могут составлять результаты труда в сфере научных исследований и образования, которые являются важным элементом долговременного производственного потенциала общества. Кроме этого, во многих случаях потребитель услуг в той или иной форме лично участвует в процессе обслуживания, во многом определяя его конечный эффект (медицина, образование и т. д.). Государство является основным заказчиком социально-культурных услуг.
|
Большая часть этих услуг производится организациями государственной и муниципальной собственности. В настоящее время это единственная сфера экономической системы России, запрещённая приватизации. Кроме этого, совершенно очевидна необходимость законодательного закрепления недопустимости доверительного (трастового) управления этим слоем государственной собственности. Иначе коммерческие структуры, в условиях монопольного пользования легко могут переориентировать отрасли социальной сферы на коммерческие цели. Это не означает, что в данных отраслях не должны возникать и функционировать частные и коллективные предприятия. Этот процесс развивается в России повсеместно. Однако, институтом, обеспечивающим полное удовлетворение народнохозяйственных потребностей¸ здесь должно быть государство.
Развитие общества не может оцениваться только с позиций экономической рациональности и эффективности, поскольку экономические отношения неразрывно связаны с социальными, напрямую зависят от характера проводимой политики, от состояния общественного сознания. Уникальность роли государства состоит в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, за проведение политики прогрессивного развития общества, как единого политического и правового субъекта, обладающего общим спектром властных полномочий. Это определяет и Конституция Российской Федерации, в которой говорится, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1, ст. 7].
Основные организационно-правовые субъекты СКС – учреждения. Учреждения, как и иные некоммерческие организации, появились в ответ на неспособность коммерческих структур удовлетворить совокупный общественный спрос на социальные общественные блага (образование, науку, здравоохранение, культуру и т.д.). Учреждения способны достичь наибольшей эффективности в неприбыльных сферах экономики, благодаря специфическим источникам формирования имущества, отсутствию права на распределение доходов и высокой степени адресности своих программ по сравнению с другими формами ведения хозяйства. (здесь была формула)
Затраченный капитал не реализуется как таковой: он не возвращается в процесс товарообмена и не приносит прибыли, ибо возмещается по- особому – посредством авансирования государственных средств. Услуга, предоставляемая таким капиталом, оплачивается, но оплачивается заранее, до того, как бывает оказана. От государства же приходят средства, необходимые для расширения деятельности, модернизации [6, с. 20].
Но совершенно очевиден тот факт, что в условиях дефицитности, государственные и муниципальные бюджеты не в состоянии обеспечить нормальное функционирование этих отраслей, поэтому учреждения вынуждены развивать экономические механизмы функционирования. К ним можно отнести предпринимательскую деятельность, платные услуги, самостоятельные структурные подразделения.
Развитие всех форм экономических отношений вызвано объективными условиями, направленными на: устранение изъянов государственной бюджетной политики (неспособность обеспечения аллокационной эффективности в соответствии с принятым в обществе представлением о справедливости); ослабление влияния государственного бюрократического аппарата; получение учреждениями дополнительных финансовых ресурсов; обеспечение конкуренции за оказание платных услуг, альтернативного использования капитала. При этом необходимо помнить, что объективные условия развития экономических отношений, могут сочетаться с негативными тенденциями: - дополнительными издержками, связанными с ростом государственного аппарата (налоговых, финансовых служб, казначейства и т.д.), а также правовых инстанций по пресечению использования, например, предпринимательства как прикрытия для отмывания «грязных денег». Поэтому без учета этих обстоятельств нельзя объективно оценивать развитие экономических отношений в СКС.