Мультимедиа в системе непрерывного образования: поиски и возможности




Методическая разработка

Тема:Мультимедиа в системе непрерывного образования: поиски и возможности

 

 

Автор:

педагога дополнительного образования

Дмитриевой Марии Сергеевны

 

 

Чебоксары 2017

 

Мультимедиа в системе непрерывного образования: поиски и возможности

 

Существенные перемены в экономике, общественной жизни и культуре требуют трансформации системы подготовки специалистов, выработки и осуществления нового механизма вхождения в жизнь человека, обладающего необходимыми социальными и профессиональными качествами, которые дает ему образование. В настоящее время мы наблюдаем изменение парадигмы не только социальной жизни, но и изменение парадигмы образования.

Образование становится таким социкультурным институтом, который должен и способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Для этого необходимо: диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, таким образом, создав содержательную основу для перехода к принципу «Образование для всех».

 

Мультимедиа в системе образования – явление достаточно новое. Часто его рассматривают в структуре медиаобразования, однако, эти два феномена при имеющихся общих точках пересечения вполне самостоятельны.

Медиаобразование в документах ЮНЕСКО понимается как «обучение теории и практическим умениям овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как части специфической области в педагогической теории и практики. Медиаобразование отличают от средств массовых коммуникаций как вспомогательных средств в преподавании других областей знания. Начальный этап медиаобразования связывают с 1960-70-ми г., второй этап – 1980-ми гг. и третий этап называют мультимедийным медиаобразованием (с конца 1990-х гг.), он был вызван бурным развитием компьютерных технологий (4).

 

Собственно, сочетание «мультимедиа в образовании» стало активно использоваться научными кругами в конце 1990-х гг. В рамках международных конференций появились секции с таким названием. Например, с 1998 г. в рамках конференции «Электронные визуальные искусства» в Москве стала традиционной секция «Мультимедиа и образование» (названия секций менялись, отражая новые ракурсы осмысления темы и развития).

 

Пятилетний опыт ее проведения показывает, что спектр проблем мультимедиа в образовании заметно расширился: от использования мультимедийных технологий в создании обучающих программ до разработки целостной концепции построения образовательных программ в области мультимедиа, подготовки кадров университетского уровня по данному направлению, формирования новых средств обучения благодаря использованию мультимедиа и ИКТ.

 

С развитием новых информационных технологий расширяется спектр информационных ресурсов услуг, создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства, а в связи с этим становится иной система образования. На это нацелены во многом создаваемые классы открытого доступа к Интернету, медиатеки, выступающие не просто «окнами», но и «распахнутыми воротами» в мир разнообразных культур. Они, с одной стороны, обеспечивают передачу накопленного объема знаний и переработку значительного объема информации. С другой, они представляют собой среду, максимально приближенную для ее использования в учебных и – шире – образовательных целях.

 

Важным условием реализации и воплощения мультимедиа в образовательном пространстве является наличие соответствующего оборудования и структурных подразделений. Например медиатеки, кафедры и мультимедийных лабораторий, объединяющих все средства обучения и обеспечивающие в целом высокий уровень подготовки в области мультимедиа, необходимых для изучения и создания тематических видео- и аудиопроектов; перевода аудио- и видеоинформации в ЭВМ, использования видео- и аудио-материалов в учебной работе. Необходимо также иметь медиатеку, т.е. специальное подразделение библиотеки для накопления, хранения, систематизации различных видов образовательных ресурсов и обеспечения доступа к ним.

 

В настоящее время ряд структур занимается также и разработкой собственных образовательных программ и авторских сред, позволяющих педагогу и студенту самому создавать проекты на основе мультимедийной технологии.

Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий дает основание говорить о реальной возможности создания глобальной системы дистанционного обучения, позволяющей на основе новых информационных технологий обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, независимо от того, на каком физическом расстоянии они находятся друг от друга. Это всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения.

 

В России с 1995 г. Министерством образования предпринят ряд шагов для развития открытого образования. В 1997 и 1999 гг. были изданы приказы о проведении эксперимента по дистанционному обучению. «Концепция создания и развития Информационно-Образовательной Среды» (ИОС) системы образования РФ опирается на материалы эксперимента в сфере дистанционного обучения, проводимого Министерством образования РФ в ряде образовательных учреждений на протяжении 2 лет (1997 г. по 1999г.), согласно приказу №1050 от 30.05.97 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» и разработана во исполнение приказа 2389 от 02.08.2000г. «Об организации работ в области открытого образования».

 

Становление и последующее развитие системы дистанционного образования в будущем должно привести к созданию электронных библиотек и университетов распределенного типа, которые станут реальной основой формирования единого образовательного пространства для всего мирового сообщества, в том числе для тех его членов, кто по тем или иным причинам лишен свободного доступа к образованию.

 

По статистике число электронных записей библиотек выросло в два раза: с 6 млн. единиц в 1999 году до почти 12, 5 млн. единиц к концу 2002 года. Однако сохраняется проблема разрозненности электронных ресурсов и невозможности осуществления свободного доступа к ним со стороны всех библиотек. Именно поэтому в рамках программы по развитию единой образовательной и информационной среды решаются вопросы создания системы электронных библиотечных ресурсов и федерального депозитария электронных средств учебного назначения.

 

В 2000 г. стартовал проект «Public. Ru» (https://www.public.ru) – это электронная библиотека, которая обеспечивает доступ к полным текстам публикаций более 1000 периодических изданий, включая и удаленный доступ к архивам, и является единственной в России онлайновой библиотекой, фонды которой полностью доступны удаленному пользователю. Технологии, накопленные в ходе реализации проекта «Public. Ru», позволили подойти к решению одной из ключевых задач развития национальной информационной среды — созданию центральной библиотеки образовательных ресурсов (ЦБОР). Такая библиотека представляет собой систему хранения учебной литературы с возможностями удаленного поиска необходимых документов и доступа к полным текстам учебников.

 

Поиск новых, усовершенствованных, более рентабельных средств предоставления образования и обучения растет во всем мире. Является ли обучение в режиме онлайн решением вопроса?

Согласно опросу SBC Internet Services, в котором участвовали взрослые американцы, использующие Интернет по крайней мере раз в неделю, более половины оценивают Сеть как лучший учебный и информационный ресурс. Только 19% респондентов сначала обращаются в традиционные библиотеки.

 

Половина респондентов в возрасте от 25 до 44 лет и 41% в возрасте от 18 до 24 лет назвали Интернет своей библиотекой (21% тинэйджеров заявили, что Интернет – незаменимый ресурс). Почти все опрошенные американцы считают, что через десять лет Интернет будет важнейшим инструментом образования. По их мнению, Интернет – одна из ключевых точек образования, это новая, дешевая система коммуникаций, создающая новую среду общения.

Эти данные подтверждают исследования ученых из Гарвардского университета: 5% опрошенных людей не могут жить без Интернета, 20% считают, что Интернет – это хорошо, 15% поддерживают идею Интернета, 55% ждут, что получится и 5% заведомо уверены, что Интернет – это плохо.

 

Распространение широкополосного доступа в Интернет в школе дает надежду на естественное вхождение будущих студентов в общевузовский процесс виртуализации образования. Число колледжей, обладающих лицензией на 100-процентное онлайновое обучение, в 2002 г. выросло с 12% до 32%, - утверждает Роберт Такер, президент компании InterEd, которая отслеживает онлайновые программы образования. Тем не менее, далеко не все работодатели доверяют онлайновому образованию. Американская Ассоциация адвокатов, например, отказывается признать первый юридический факультет в Интернете, который подготовил свой выпуск в ноябре 2002 г. Обучение на названном факультете на протяжении четырех лет стоит $28 000. Лекции поставляются в RealAudio, вопросы обсуждаются в специальных чатах с профессорами. Но это не меняет отношение к образованию через Интернет Ассоциации, считающей его фикцией.

 

Таким образом, появление виртуальных университетов, школ без стен вызвало множество вопросов.

Знаток менеджмента Питер Друкер высказал предположение, что университетские городки (кампусы) с постоянным проживанием в них студентов во время учебы исчезнут в течение 30 лет. Более вероятно, что последующие 30 лет будут потрачены на дебаты и эксперименты с использованием различных «гибридов» обучения: традиционного «лицом к лицу», и с использованием новых технологий. Процесс проб и ошибок уже идет в университетах во всем мире, он будет проводиться более интенсивно.

 

С развитием возможностей Интернет-обучения возник соблазн извлечения сверхприбыли из образования. Венчурный капитал (т.е. занимающийся разработкой и внедрением нововведений) открыл дистанционное обучение. Сейчас это большой бизнес. Уолл-стрит ставит огромные суммы на организацию слияния образования и Интернета. В рамках этой логики университет обречен стать местом для «продажи» своего образовательного «продукта», как бюрократическая образовательная корпорация. Неслучайны опасения многих специалистов и протесты против «магдональдизации» университетов.

 

В этом смысле заслуживает внимания инициатива Массачусетского технологического института (МТИ) под названием OpenCourseWare (OCW), которая нацелена на то, чтобы остановить коммерциализацию онлайнового образования через Интернет. В МТИ намерены опубликовать посредством OCW все имеющиеся учебные курсы, не только в текстовом формате, но и в формате потокового видео – лекции, семинары, эксперименты. «Я искренне считаю, что сейчас самый подходящий момент, когда наша миссия сможет существенно изменить образование»,- говорит исполнительный директор OCW. – «Почему бы нам, вместо того, чтобы пытаться продать знания через Интернет, просто не отдать их всем желающим?».

 

Проект зародился в то время, когда набирали силу два родственных Интернет-движения – дистанционное обучение и программное обеспечение с открытым исходным кодом. MТИ проводит параллель с моделью open-source, при которой исходный код ПО – как созданного энтузиастами, так и корпоративного – публикуется, разрабатывается и лицензируется бесплатно. «Мы боремся с коммерциализацией знаний точно так же, как участники проектов open-source борются с коммерциализацией ПО».

 

MТИ отказался от выдачи своих дипломов по аналогичной бесплатной схеме. Университет настаивает на том, что материалы его онлайновых курсов – даже когда будут опубликованы все 2 000 курсов – не способны заменить очного обучения в университете. Никаких онлайновых учебных групп тоже не будет. Учеба в вузе – это занятия в аудиториях и общение студентов с преподавателями, и ее нельзя сравнивать с простым чтением веб-страниц или загруженных материалов, и даже с просмотром видеозаписей лекций.

 

Такой подход не мешает студентам получать все большую часть своего образования, оставаясь в собственной комнате, вместо того чтобы посещать лекции. «Я замечаю, что студентов на моих лекциях становится все меньше, – говорит профессор математики MТИ Джилберт Стрэнг, который опубликовал в онлайне свои лекции в видеоформате. – Они осознают, что могут получить их в онлайне посреди ночи, когда удобно им, а не днем, когда удобно мне. Я бы предпочел, чтобы они ходили на настоящие лекции, так как я вкладываю в них много сил, но, если им больше нравится видео, пусть будет так».

 

Публикация курсов в онлайне способствует изучению технологии. Если первые материалы публиковались «грубым ручным» методом, то теперь учебное заведение оценивает ряд систем управления контентом, которые, как оно надеется, облегчат процесс публикации остальных 1968 курсов.

 

МТИ налагает некоторые ограничения на способ использования своих материалов. Например, информацию нельзя изменять и продавать. Однако университет не возражает против использования его материалов другими учебными заведениями и преподавателями. Хотя курсы планируется публиковать только на английском языке, МТИ поощряет их перевод на другие языки.

 

Президент MТИ Чарльз Вест называет «системы открытых знаний» веянием будущего академической науки. «Компьютерная индустрия в муках осознала, что системы закрытого программного обеспечения... не отвечают требованиям того мира, который она сама создала… Высшее образование должно извлечь из этого урок. Нам нужно создать системы открытых знаний как новую структуру преподавания и обучения».

 

К 2006-2007 учебному году МТИ планирует опубликовать учебные материалы практически по всем двум тысячам своих курсов для студентов и аспирантов. Это часть многолетнего проекта MТИ по выработке унифицированного подхода к онлайновой публикации своих курсов.

К концу 2003 г. Министерство образования РФ также планирует выложить в Сеть около 5 тысяч электронных версий учебников.

 

В ситуации глобализации рынка, глобализации экономики и отстранения государства от непосредственного руководства новыми отношениями между государством и университетом необходимо постоянное осмысление процессов, связанных с глобализацией общества в целом, и принятие адекватных решений.

Новые информационно-коммуникационные технологии открывают двоякие возможности их использования в системе высшего образования.

 

С одной стороны, они позволяют вузам охватить новые категории студентов, преодолев существующие временные и пространственные ограничения, с другой стороны, предоставляют новые средства обучения, открывают новые горизонты преподавания, обучения и оценки знаний, усиливают исследовательские возможности, позволяют внедрить новые, более эффективные модели администрирования и управления.

Технология представляет собой постоянно действующий фактор перемен во всех сферах общественного развития, в том числе и в высшем образовании. Считается, что ИКТ предоставляют принципиально новые возможности, т.е. ведут к радикальной трансформации системы высшего образования. Однако в разных сферах высшего образования потребуется разная глубина преобразований, зависящая, в том числе от культурных, экономических и политических условий.

 

Существует точка зрения на «виртуальные университеты» как на новые глобальные учреждения высшего образования, которые постепенно вытеснят более традиционные местные вузы. Другая возможность – взаимное дополнение двух форм, при этом традиционные университеты должны стать основными пользователями ИКТ. На данном этапе трудно предвидеть исход нынешней ситуации, которую можно расценить или как толчок к значительному повышению качества образования, или как потенциальный конфликт. Ход развития в значительной степени зависит от того, как будут протекать процессы глобализации и регионализации, и как будут реагировать на них правительства и международные организации. Вузы, поставленные в новые условия ходом мировых научно-технических процессов должны изменить свои традиционные взгляды на преподавание, обучение, постановку научных исследований с возможностями, предлагаемыми новыми технологиями.

 

Многим обучение по Интернету видится весьма перспективным тем, что оно позволяет охватить широчайшие массы студентов. Однако, к сожалению, до сих пор не существует корректной методики сравнения эффективности онлайнового обучения с другими формами образования, а проводившиеся в этой области исследования весьма малочисленны. Требуется тщательно проверить пригодность электронных курсов для всех студентов и всех дисциплин. Возможно, есть темы или предметы, особенно эффективно осваиваемые именно по Интернету, или наоборот. Вероятно, некоторые люди успешнее обучаются именно в онлайновом режиме. Как измерять эффективность обучения? Эти и другие проблемы еще ждут детального рассмотрения ().

 

В настоящее время наиболее зрелый рынок электронного обучения сложился в США. На их долю в 2002 г. приходилось 64% мирового дохода от электронного обучения (e-learning).

«Рынок обучения» – это словосочетание не очень хорошо звучит, но на самом деле оно включает в себя школы, получение новых профессиональных знаний, профессиональный рост в World Education Market, который посвятил много места Интернет-обучению.

 

В обучении по Интернету также преуспевают такие страны, как Канада и Исландия, потому что они хотят быть подготовленными, несмотря на такие физические препятствия в коммуникации, как большие расстояния и суровый климат. Обучающие системы этих стран входят в University of the Artic – сеть из 31 университета, принадлежащих самым холодным странам в мире, распложенным вокруг Северного полюса, которые и дали жизнь инновационному проекту – модели обучения на расстоянии.

 

В Азиатско-Тихоокеанском регионе (исключая Японию) e-learning находится в младенческом возрасте. Только 1% мирового дохода от e-learning в 2002 г. приходился на этот регион. Сейчас здесь лидирует Австралия, но к 2005 г. лидировать в этой области будут Китай и Корея. Они имеют самый высокий годовой темп роста в использовании электронного обучения и к 2005 г.10% всех китайских и корейских фирм будут использовать e-learning.

В регионе больше тяготеют к электронному обучению финансовые компании. Почти 40% всех финансовых учреждений Азии уже используют e-learning. Дистрибьютеры и изготовители менее склонны к e-learning.

Обучающие системы e-learning доступны в любое время и из любого места, методы обучения постоянно обновляются благодаря новым технологиям, интерактивность становится основным методом обучения, учитывающим, в первую очередь, интересы обучающегося. Образование можно приспособить к своему графику и индивидуальным требованиям. То есть оно идеально подходит для взрослых, сообщает Lastampa.

 

Но есть данные, которые приводит Forrester Research: пока что 70% начинающих курс не заканчивают его. Почему? Возможно, те, кто бросил курс, уже выучили то, что хотели, и применяют полученные знания в работе? Однако эксперт из Qed Consulting, считает, что учебная программа мало приспособлена, ее надо «пересоздать» для нужд XXI века.

Технологии электронного обучения готовы использовать и крупные компании. Исследование Online Learning Magazine продемонстрировало, что число организаций, использующих технологии электронного обучения для работы с персоналом, выросло с 16% в 2000 г. до 24% в 2001 г.

 

И хотя традиционные курсы были наиболее популярны как в 2000 г., так и в 2001г., количество респондентов, считающих этот способ доставки знаний основным, сократилось с 65% до 57%.

Журнал «Online Learning» провел опрос среди своих читателей, которые заинтересованы в электронном обучении на предприятии. Согласно результатам опроса, 44% организаций считают, что главным препятствием в развитии электронного обучения является его высокая стоимость. Еще 43% заявляют, что принятию новой методики обучения мешает руководство. Учитывая боязнь авиаперелетов, которая возникла у людей после террористических актов в США, концепция электронного обучения могла бы найти самое широкое использование. Не случайно в последнее время появлялось множество информационных материалов, предсказывающих повышение популярности видеоконференций в ближайшем будущем.

 

Мультимедиа в обучении способствует появлению не только нового насыщенного поля общения, передачи информации, но и поля порождения новых смыслов, новых точек пересечения и новых проблем и решений, которые получили иное место в современной культуре по сравнению с традиционными и известными средствами передачи информации и средствами обучения.

Несомненны преимущества мультимедийных технологий как средств обучения. Это:

1) возможность сочетания логического и образного способов освоения информации;

2) активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности. Общеизвестно, что пропускная способность зрительного анализатора превышает способности слухового анализатора, что позволяет зрительной системе доставлять человеку до 90% всей принимаемой им информации (45, с.5);

3) интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, которое позволяет студенту познавать новое и, вместе с тем, реализовывать свои потенциальные возможности.

Включаясь с учебный процесс, где используются мультимедийные технологии (сетевые инициативы, электронные пособия и др.), обучаемый становится не объектом, а субъектом коммуникативного общения с преподавателем. Это принципиально важный момент в педагогике сотрудничества.

 

Но нельзя не отметить ряд негативных моментов, появляющихся в результате триумфального вхождения мультимедиа в реальную практику образования. Это – мозаичная культура вместо подлинного духа просвещенчества, эклектичный набор знаний вместо системного мировоззрения, основанного на едином подходе, парадигме; ориентация на репродуцирование вместо творчества.

 

Поэтому необходимо вовремя осознать возможные риски новых технологий для того, чтобы противостоять им (или хотя бы ограничить их влияние) и в полной мере использовать преимущества мультимедиа в образовании.

Одними из главных проблем образования, которые ставят мультимедийные технологии в вузе культуры, выступают приоритеты и соотношение между собственно культурологической и компьютерной подготовкой. На этапе становления мультимедийной индустрии приходится сталкиваться с «разными культурами» создания мультимедийных продуктов. Не случайны предложения специалистов писать на некоторых образовательных ресурсах в целях педагогического воздействия, как на сигаретах: «Министерство культуры предупреждает, что данный продукт опасен для духовного развития и социального здоровья человека». Определенная экологическая стратегия возможна не только со стороны государства, но и отдельно взятой личности. Эта стратегия заключается в распознавании «психоделической культуры» (термин, используемый теоретиками видеоарта), осознании патологических последствий использования отдельных мультимедийных продуктов и в выработке индивидуальной границы взаимодействия с подобными феноменами, которые транслируют нежелательный для конкретного человека уровень эмоционального состояния или «эволюционного развития психики».

 

Массовое распространение получают и сугубо отрицательные по своему социально-культурному содержанию формы передачи традиционных ценностей. Так, «продукты», создаваемые мастерами разных профессий при использовании одного шаблона, например из пакета «Power Point», начинают выглядеть очень похожими друг на друга. Поэтому, несмотря на различие реальностей, «картины», презентации, ролики, получаемые на выходе, обладают значительным сходством. А это значит, что наряду с упрощением в использовании и транслировании информации, мультимедийные технологии несут с собой и унификацию.

 

Таким образом, мультимедиа – это сложное технологическое средство обучения, недостаточно исследованное в литературе с точки зрения культурологии, педагогики, психологии, экологии, информациологии и других наук и требующее учета всего комплекса дидактических, психофизиологических, собственно технических и других компонентов системы образования.

 

Экспансия всех сфер и направлений деятельности в виртуальную среду (бизнес-процессов, науки, образования, культуры, социально-культурной деятельности, межличностных коммуникаций и т.п.) предъявляет новые требования к специалистам.

 

Тенденции развития информационного общества определяют изменения приоритетов в сфере высшего образования и переход к подготовке специалистов нового поколения, которые наряду с комплексом профессиональных знаний, умений и навыков, овладевают новыми компьютерными и другими цифровыми технологиями, знаниями в области программирования, понимания внутренних процессов проектирования, функционирования и использования программных приложений.

 

В настоящее время наблюдается всплеск интереса к университетским программам в области ИТ. В Великобритании, например, в конце 2001-го академического года число студентов, заинтересованных в ИТ-образовании, заметно возросло. Желание получить среднетехническое образование в этой сфере проявили 135 тыс. учащихся, что является рекордным для страны показателем.

 

Существенные перемены в этой области произошли и в отечественном образовании. Еще пять лет назад вузовская система не имела широкого спектра специальностей по подготовке для специалистов «компьютерного» профиля. Чтобы в этом убедиться, достаточно внимательно изучить номенклатуру вузовских специальностей, Государственные образовательные стандарты первого поколения (1995-96 гг. утверждения) и реестры специализаций в соответствующих Учебно-методических объединениях.

 

Способ решения кадровой проблемы для новой отрасли на стадии ее становления – профессиональная миграция, основанная на инициативе, поиске новых ниш для самореализации, на самообразовании, переносе на российскую почву апробированных за рубежом проектов, на интеграции старого опыта с новыми технологиями и т.п. В течение ряда лет (стартового периода новой отрасли) создается ядро профессионального сообщества, образуются команды единомышленников, определяется их внутренняя функциональная специализация (3).

Наконец, на определенном этапе появляется, осмысливается и озвучивается проблема кадрового резерва, профессионального образования для утвердившейся отрасли. Далеко не случайно на Российском Интернет-форуме РИФ-2001 в одном из докладов прозвучало сожаление, что ни в одном из вузов России не ведется подготовка специалистов по электронному бизнесу.

Это означает, что возникла потребность в системе базового образования, и сформировался социальный заказ на подготовку специалистов нового типа.

 

В наши дни Интернет-пространство означает сферу профессиональной деятельности для Web-мастеров и Web-дизайнеров, для менеджеров Интернет-проектов, специалистов по электронному бизнесу, Интернет-маркетингу, рекламе, сетевых программистов-разработчиков, Интернет-провайдеров и т.д.

 

Заметно усилились инициативы отдельных вузов, прогнозировавших потребность кадрового рынка.

Образовательные программы, связанные с формированием и освоением новых технологий в искусстве и СМИ, организованы в ряде университетов страны. Так, в рамках специальности 22.01.00 – «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» в 1995 г. создана специализация «Компьютерные технологии в искусстве и средствах массовой информации» при Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения. В блок специальных дисциплин, изучаемых студентами вуза, вошли: «Веб-мастерская», «Компьютерная музыка», «Основы артоники», «Основы систем виртуальной реальности» и др., а экспериментальной площадкой для студенческих проектов стали выставки, где апробированы студенческие проекты, в честности «Виртуальные миры Н.В. Гоголя», «Информационное зазеркалье – будущее человечества» и др.

 

К числу вузов, в которых открыты подобного рода специализации, относится Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ), начавший подготовку специалистов в области электронного бизнеса на факультете менеджмента и социально-информационных технологий (МиСИТ). Здесь на базе специальности «Прикладная информатика (в менеджменте)» ведется обучение будущих информатиков-менеджеров по двум специализациям: «Мультимедийные технологии и Web-дизайн» (с 1999 г.) и «Менеджмент электронного бизнеса» (с 2001г.). Данные специализации вызывают огромный интерес у абитуриентов.

 

В Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств на факультете информационных технологий и медиа-дизайна открыт прием на специализации: информационные технологии в дизайне, информационные технологии управления и др.

Концепция специализированной подготовки еще не окончательно выкристаллизовались, она продолжает развиваться и дорабатываться.

 

Специалист XXI века любого профиля должен владеть философией электронного общества и новой технологической культурой. Поэтому названными выше специальностями и специализациями не исчерпывается проблема подготовки специалиста, соответствующего вызовам эпохи Интернет-технологий и виртуализации. С этой целью в ряде вузов наряду с курсом «Информатика» читаются профильные дисциплины по информационным технологиям в отрасли: на факультете журналистики МГУ – «Поисковые системы Интернета» и «Электронные СМИ», на факультете музеологии Российского государственного гуманитарного университета и в Нижегородском государственном университете – «Современные информационные технологии в музеях». Этот перечень можно продолжить.

 

На факультете МиСИТ МГУКИ разрабатывается соответствующая тематика занятий в рамках основных курсов, например: «Интернет-маркетинг», «Интернет-аналитика», «Разработка Интернет-проектов», «Электронный бизнес», «Информационный бизнес в Интернете», «Интернет-технологии в PR», «Интернет-технологии в бизнес-разведке», «Интернет-ресурсы», «Реклама в Интернете», «Технологии создания новостных сайтов», «Социология виртуального пространства» и др.

 

Изменение потребностей рынка, появление новых профессий, создание новых специальностей и специализаций в вузах способствует формированию и развитию новых исследовательских направлений по созданию и разработке масштабных проектов, среди которых важное место занимает проект шестой рамочной программы Европейской комиссии по культурному наследию – европейская магистратура и докторантура в области электронной культуры.

Сеть DEER Distributed European Electronic Resource – Распределенные европейские электронные ресурсы – предоставит доступ к полному спектру ресурсов и позволит интегрировать мобильные технологии доступа к знанию, хранящихся в учреждениях памяти, а также:

– разработать стандарты европейской программы по подготовке магистров и докторантов;

– создать специализированные программы непрерывного образования и профессионального развития специалистов в области электронной культуры c выдачей сертификатов, признаваемых в рамках конкретной страны и за рубежом;

– открыть программы обучения по новым направлениям и создать учебные курсы «Мультимедиа в сфере культуры», «Электронная культура» и др.

 

Список использованной литературы:

 

1. Виртуальные и классические университеты: конфликт или сотрудничество//Высшее образование в Европе. – 2001. –

2. Кинелев В.Г. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании // Новые информационные технологии в сфере культуры Кооперация между Россией и Европейским Союзом: Материалы междунар. конф. EVA’1998. 26 октября – 30 октября 1998 г.: Препринт /VASARI, Соединенное Королевство, Центр по проблемам информатизации сферы культуры МК РФ, Гос. Третьяковская галерея.– М., 1998.

3. Сляднева Н.А. Вузовская подготовка специалистов по электронному бизнесу и мультимедиа технологиям //Информация для всех: Культура и технологии информационного общества: Материалы междунар.конф. EVA’2002. 2-7 декабря 2002 г./ М-во культуры РФ, Центр ПИК. – М.,2002. – С.13~ 4 ~1–13~4~3.

4. Шариков А.В. Медиаобразование: Мировой и отечественный опыт. – М.: Изд–во АПН СССР, 1990. –

5. Шлыкова О.В. Культурный феномен мультимедиа и его возможности для учебного курса в гуманитарном вузе // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. – М, 2003.-

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: