День рождения коллектива




Организаторские дела и приемы

Газета-молния

День рождения коллектива

Живая газета

Журнал-эстафета

Звездный марш-поход

Коллективное планирование

Общий сбор

Разведка гайдаровская

Сбор — рождение коллектива

Смотр дружбы

Чередование традиционных поручений (ЧТП)

Эстафета дружбы

Газета-молния

Особый тип стенной или радиогазеты; содержит экстренное сообщение об одном или нескольких важных событиях в жизни коллектива; ставит в связи с этими событиями вопрос-задачу для общего безотлагательного размышления; призывает к скорейшему практическому решению жизненно важной задачи.

Газета-молния — не простая информация, а коллективное творческое дело как участников ее выпуска, так и всех членов коллектива, думающих над поставленным в ней вопросом, увлеченных общим поиском наиболее удачного его решения. Особенно важно, чтобы участники выпуска довели дело до конца: собрали и обобщили мнения и предложения членов коллектива, приняли меры по практическому выполнению поставленной задачи. В этом случае участие в выпуске газеты-молнии дает наибольший воспитательный эффект: развивает чувство ответственности за жизнь своего коллектива, учит сопоставлять и оценивать разнообразные факты этой жизни, выделять главное, определять жизненно важную задачу, находить правильное ее решение, действовать находчиво и оперативно в неожиданно возникающих сложных ситуациях.

Газету-молнию можно выпускать в разных случаях, например:

  • когда коллективу предстоит какое-либо срочное, важное, новое дело и нужно сообща подумать, как лучше его выполнить (см. памятку «Коллективное планирование»);
  • когда в жизни коллектива неожиданно возникли или обострились какие-то серьезные трудности и нужно вместе решить, как их преодолеть;
  • когда произошло какое-то важное событие, радостное или печальное, и нужно сообща подумать, какие изменения в жизни коллектива и каждого его члена оно может вызвать;
  • когда в коллективе появился интересный опыт, который надо сделать достоянием всех.

Газеты-молнии может выпускать редколлегия постоянной стенной (радио-) газеты по собственной инициативе, а также по предложениям руководящего органа коллектива (например, совета пионерского отряда, совета дружины и комитета ВЛКСМ), по материалам гайдаровской разведки и т. д. Но целесообразно также дать право на выпуск газет-молний дежурному коллективу, например, в классе — тому микроколлективу (октябрятской звездочке, пионерскому звену), который выполняет в свою очередь традиционное поручение типа «хозяева класса», «санитары» и т. п., в школе — дежурному классному коллективу или союзу старшего и младшего классных коллективов (см. памятку «Чередование традиционных поручений»). В этом случае через работу по выпуску газет-молний пройдут все члены коллектива.

Газета-молния не терпит шаблона в оформлении. Каждый ее выпуск должен быть оригинальным по форме, приковывать внимание всех членов коллектива с помощью ярких, выразительных средств: разнообразного шрифта, сочных красок, острого рисунка, необычной композиции (телеграфная лента; круг — «светофор», «молния» и т. д.). Однако в любом случае все эти средства должны не быть самоцелью, а выделять главное: лаконичный броский текст сообщения и призыва, четкую постановку вопроса-задачи, точное указание на то, когда и как члены коллектива могут сообщить свои мнения и предложения по этому вопросу.

Здесь можно использовать и специальную «шкатулку мнений», помещаемую возле газеты-молнии, и дежурство участников выпуска в определенное время, и «почтальонов» (см. памятку «Почта гайдаровская»). Собранные мнения и предложения обсуждаются участниками выпуска, а в случае необходимости в руководящих органах коллектива (например, на совете отряда), на экстренном общем сборе коллектива.

Еще несколько советов. Не забывайте снять газету-молнию вовремя — сразу же после того, как ее прочитали все члены коллектива (и собраны отклики). Ни в коем случае не допускайте того, чтобы она примелькалась или висела обязательно до выпуска следующей газеты. Не выпускайте «молнию» по малозначащим поводам, не превращайте ее в регистратора фактов, избегайте пышных фраз и стандартных призывов. Пусть каждая такая газета действительно будет молнией — неожиданной, яркой и острой. Пусть будит интерес, бьет тревогу, будоражит умы и открывает перспективу. Учиться так выпускать газету-молнию можно только на собственном опыте, действуя по-гайдаровски, т. е. в тесном содружестве ребят и старших друзей. И здесь, пожалуй, нет лучшего средства, чем сравнение и обсуждение всех выпущенных за определенный срок газет-молний, например на общих сборах-«огоньках» классных коллективов (в начале периода) или на очередном гайдаровском слете — в масштабе школы.

День рождения коллектива

Ежегодный праздник, во время которого в теплой, непринужденной обстановке происходит творческий смотр верности традициям и идеалам коллектива, заботы о его чести, красоте, единстве, о его друзьях — близких и далеких.

Подготовка ко Дню рождения коллектива (октябрятской группы, пионерского отряда, комсомольского коллектива, школы, пионерского лагеря и т. д.) как общей «завтрашней радости» начинается задолго до праздничной даты (например, за месяц). На общем сборе-старте выбирается «совет дела» — праздничная комиссия из представителей всех первичных коллективов (микроколлективов — звездочек, звеньев и т. п.). Проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие предложения к празднику, составляется его план, распределяются поручения между первичными коллективами, для выполнения отдельных дел могут быть созданы сводные отряды желающих.

В период подготовки ко Дню рождения каждый первичный (микро-) коллектив (и сводный отряд) выполняет поручение общего сбора, например оформление и вручение гостям пригласительных билетов, оформление помещения, рассылка писем и подарков далеким друзьям и т. д., а также готовит сюрпризы-подарки другим первичным коллективам или всему коллективу, отдельным его членам или друзьям-гостям. Такими сюрпризами-подарками могут быть: стенная или живая, фото-, световая, радио-, киногазета, песня или сюита песен, стихи, самоделки «со значением», с дружеским «розыгрышем», благодарностью, пожеланиями и т. д.

Сам праздник может быть проведен как традиционный вечер (сбор), но может включать в себя, кроме такого вечера, и другие творческие дела в честь дня рождения коллектива, например торжественную линейку у памятника героям или звездный марш-поход, трудовую операцию, например, гайдаровский сюрприз, веселую спартакиаду, фестиваль собственных фильмов, смотр—защиту творческих работ членов коллектива, большой общий сбор коллектива и его друзей — разговор о жизни в течение года и о новых перспективах.

1-й частью, прологом праздничного вечера (сбора), является встреча гостей. Это лучше всего сделать силами специального «гостевого» сводного отряда — представителей всех первичных (микро-) коллективов. Члены такого отряда приглашают гостей в свои коллективы, где в тесном кругу происходит дружеская беседа, знакомство, показ материалов жизни за год (фотографии, альбомы и т. д.) и подготовленных подарков. Каждый первичный коллектив знакомит «своих» гостей с программой вечера, вручает тексты любимых песен и — с согласия гостей! — вовлекает их в «секретную» подготовку сюрпризов. Последнее особенно важно: хотя участие гостей в коллективном выступлении будет носить характер экспромта, оно сразу же сблизит их с «хозяевами» вечера, превратит из зрителей в товарищей по творческому делу, поможет создать атмосферу общей увлеченности, общего радостного подъема.

После торжественного открытия вечера (когда может быть внесен флаг, знамя коллектива, спета песня-гимн) каждый первичный коллектив представляет собравшимся «своих» гостей, а в дальнейшем делает их участниками творческих дел, входящих в программу вечера, тепло провожает, на прощанье вручив памятную открытку или попросив оставить запись в специальной книге (например, «книга добрых напутствий») — свое мнение о жизни коллектива, советы, пожелания…

В программу праздничного вечера (сбора) могут входить разнообразные творческие дела и игры, например:

  • сюрпризы-подарки первичных коллективов и сводных отрядов (групп);
  • чтение писем, телеграмм от далеких друзей и корреспонденции, посылаемой им с праздничного вечера («перекличка друзей»);
  • «экспедиция по году» — краткое обозрение наиболее ярких событий жизни коллектива в виде живых картин, сценок, загадок, частушек и т. п.;
  • концерт-молния, лучше — по сводным объединениям, созданным тут же, на празднике (например, по «творческим объединениям тезок»);
  • эстафета-«ромашка» с веселыми задачами, отражающими жизнь коллектива за год, и т. п.;
  • игры-молнии, хороводные танцы.

И, конечно же, весь вечер должен быть насыщен любимыми песнями — веселыми и грустными, задорными и торжественными. Об этом заботятся ведущие — члены праздничной комиссии или специальный «совет запевал», в который также входят представители каждого первичного коллектива.

ЧТО ТАКОЕ ТОТ?
(Надежда Павлова, Людмила Введенская, Светлана Архипова)

Коммуне три года! Это много и мало. Каждый год приносит что-то новое, интересное. А что будет в этом году? Но в этот вечер мы об этом не думали. Ведь на Дне рождения принято веселиться.

Первый этап праздника — подготовка сюрпризов-подарков.

Отряд «Кругозор» собрался в 8 часов утра (!) и так творчески работал до вечера, что потом все валились с ног. А вот «Beселятам» на все подарки хватило получаса. У каждого свои способности, свои возможности.

Вечер. Идут последние приготовления. На столах вместо тетрадей и карандашей — конфеты, лимонад, торты. На доске из цветной бумаги выведено «Коммуне — 3», портрет Антона Семеновича и огромный букет из осенних цветов.

Семь часов. Все, как обычно, расселись по отрядам. Дежурный командир Галя Рогачева поздравила всех с Днем рождения, прочитала поздравительные телеграммы от наших выпускников-«десантников».

Тамара Кучеренко заявила, что она хочет преподнести свой сюрприз. Ишь какая индивидуалистка! Все насторожились. Тамара исчезла за дверями и появилась… со Стешей Гузан, телеграмму которой читали минуту назад. Ай, да сюрприз. Как только Стеша вошла, все начали хлопать, кричать, приветствовать ее. Мы были страшно рады видеть Стешку на нашем празднике. Она, конечно, была довольна не меньше нас.

После этого начались традиционные поздравления отрядов. Открывались секреты. Особенно интересный подарок достался «Веселятам»: «Кругозор» вручил им разноцветные колпачки, и они в тот вечер щеголяли в новых головных уборах. Сами «Веселята» «Кругозору» подарили юмористическую газету «Трень-брень» — дружеские шаржи на дела Коммуны. Отлично!

Отряд «Слово» получает в подарок «слова» и составляет из них замечательный афоризм А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему!».

А «РВС» вступил в пионеры. На грудь командира отряда повязали пионерский галстук с надписью: «Главное, ребята, сердцем не стареть!».

Традиционный концерт-молния в этот вечер тоже был необычным. Выступали ТОТы — «Творческие Объединения Тезок»: «Нади и Аркадий», «Вера и Лера», «Вали, Гали, Али и Коли»; «Людмилы и Тамары» и особое объединение (из всех остальных имен) — «Винегрет». После 15-минутной подготовки первыми выступили «Вера и Лера». Ух, хитрющие: ходили по всем закоулкам, где мы готовились, подслушивали и наматывали на ус, а потом всё это показали в виде репортажа о подготовке к концерту-молнии! И когда они выступали, то каждое объединение узнавало себя сквозь призму дружеских шаржей и весело смеялось.

И другие ТОТы выступили не хуже. В заключение — новая сказка «Репка», показанная «Винегретом». Вопрос к зрителям: Что такое Репка? Тема сказки животрепещущая — история современной педагогики.

Концерт прошел очень весело.

А после него смотрели кимовский кинофильм о летнем съезде 1965 года. Комментировала Валя Ночевкина. Казалось бы, сколько раз мы его уже видели, но все равно без смеха и удовольствия его нельзя было смотреть!

Но вот День рождения подошел к концу. Начался четвертый трудовой год Коммуны. Впереди лежит трудный и бесконечный путь исканий.

Живая газета

Познавательное и организаторское дело-обозрение, представляет собой серию (монтаж) коротких выступлений, авторы-исполнители которых в образной форме сообщают о новостях жизни коллектива (и окружающей жизни), дают оценку происходящим в ней событиям и раскрывают ее перспективы.

В отличие от устного журнала живая газета имеет главной своей целью помочь членам коллектива правильно оценить положительные и отрицательные стороны своей жизни и настроиться на решение новых задач. Отсюда — боевой, мобилизующий, задорный характер каждого удачного номера живой газеты, а также сравнительно короткая его продолжительность — обычно не более 15—20 минут.

Материалом для живой газеты могут служить:

  • положительный опыт своего коллектива и других коллективов, заслуживающий распространения и развития;
  • радостные события в жизни своего коллектива (например, Дни рождения) и в окружающей жизни;
  • отрицательные явления в жизни коллектива и предложения о путях их преодоления;
  • радостные перспективы жизни коллектива — ближние, средние, дальние…

Весь этот материал оформляется с помощью самых разнообразных выразительных средств (жанров, приемов), например таких, как лозунги-речевки, перекличка, сценка или серия сценок, в том числе с комментариями, репортажем, лозунгом-«приговором», живые картины, карикатуры, дружеские шаржи и т. п., «интервью», «загадки», «былины», частушки, шуточные оды, эпиграммы, «шуточная энциклопедия», теневые картины, световые страницы (с помощью эпидиаскопа), песни, в том числе с новыми словами на популярный мотив, и т. д.

Живую газету можно выпускать эпизодически и регулярно, в классе — силами микроколлективов (например, пионерских звеньев) и их старших друзей (см. памятку «Чередование традиционных поручений») или сводными бригадами желающих; в школе — силами классных коллективов и их союзов (например, по очереди) или сводными объединениями.

Выступать с живой газетой можно на общем сборе, вечере, слете, а также на линейке (здесь живая газета не должна длиться более 5—10 минут).

Подготовка к выпуску живой газеты начинается на сборе-старте участников, где сообща выбирается ее название, составляется план номера и жанры выступлений, решается, в каких частях выступают все участники, в каких — отдельные группы, распределяется работа по дальнейшей подготовке.

На одной-двух репетициях отрабатываются общие выступления, просматриваются и обсуждаются групповые.

Очень важно после показа номера обсудить его на «огоньке» участников, а если есть возможность — вместе со «зрителями».

Одним из самых важных условий успеха живой газеты является дружная работа ребят и их старших друзей, которая строится как общая забота о коллективе: о преодолении недостатков в его жизни, о развитии и использовании хорошего опыта, о раскрытии радостных перспектив.

Пусть как можно больше членов коллектива пройдут через эту работу, будут авторами-исполнителями живой газеты: ведь она обладает поистине волшебной силой в борьбе с равнодушием, в воспитании многих ценных качеств личности, и прежде всего — чувства ответственности и чувства чести, развивает творческие способности, навыки выразительной речи и культуры движения, сплачивает ребят и взрослых общими раздумьями, переживаниями, общей заботой, мажорным тоном, содействует взаимному воспитанию и самовоспитанию младших и старших.

МЫ— ЗА ЖИВУЮ ГАЗЕТУ!
из материалов воспитательной работы в Овгортской средней школе Ямало-Ненецкого национального округа
(Юрий Афанасьев)

Этот вид школьной газеты поистине удивительный плод фантазии, смекалки, творчества. Он неоценим в развитии многих важных качеств наших школьников, в том числе, например, в развитии речи.

Как правило, в школах проводятся линейки. На них подводится итог жизни школы за неделю, объявляются ближайшие цели, задачи, наконец, дежурные делают отчет о проделанной работе: сколько кто получил двоек, кто вышел на первое место, кто нарушал дисциплину и т. д. Сама линейка — это неплохо. Но приедаются и сладости, если они становятся постоянной пищей. Живая газета призвана разнообразить эту форму отчетов о проделанной работе, эту форму оценки прожитого периода школьной жизни.

В свою очередь она, живая газета, может быть очень разнообразной. Вот, например, дежурный класс представляет свой отчет в виде концерта. По ходу такого концерта читается письмо или сказка о том, как Миша не хотел, но поколотил двух девочек и как ему здорово потом попало, и т. д.

Своеобразие воспитательного воздействия заключается здесь в том, что «герои»-нарушители (впрочем, это могут быть и действительно положительные персонажи) видят себя в образах, воплощаемых товарищами.

Такой вид «образной» критики действует не только на самого нарушителя, но — в известной мере и на ему подобных.

…Однажды я увидел, как трое моих учащихся прятали на крыше под снег кусок мяса, чтобы съесть его потом сырым. Плохого в этом ничего нет, но меня они обманули, — сказали, что ищут мяч. Обманули и в том, что мясо будто бы взято не в столовой, а у А-ва, который живет в поселке.

Я пришел в учительскую и рассказал учителям о случившемся. Они были страшно возмущены. Поступили предложения: не пускать в кино, исключить из интерната, дать выговор и пр. То же самое я рассказал дежурному классу и предложил использовать в живой газете на линейке.

Вот какая сценка получилась.

Действующие лица: посторонний наблюдатель, директор, три кота из басни Крылова.

Посторонний наблюдатель: В субботу три кота (А, С и X) забрались в поварню и стащили кусок мороженого мяса.

Коты (дерутся): Хр-р-р! Как вкусно!

— Дай мне!

— Не цапай!

— У-у-у. Сам-то больше откусил.

— Отдай!

— Тише, директор идет!

Директор: Что это вы забросили на крышу?

Коты: Мячик!

Директор: Мячик?

Коты: Мя-я-чик.

Посторонний наблюдатель: «Вот один раз обманули», — подумал я.

Директор: А почему мячик какой-то продолговатый?

Коты: А-а-а его сплюснуло…

Посторонний наблюдатель: «Второй раз обманули», — подумал я.

Директор: А почему вы такие красные?

Коты: Погода хорошая… Морозец… Солнышко…

Посторонний наблюдатель: В третий раз обманули.

Директор (достает кусок мяса): Мя-я-чик чем пахнет?

Три кота (вместе): Мя-а-сом!

Посторонний наблюдатель (вытирая пот со лба): Уф! Все-таки признались, не обманули.

На первый взгляд, эта сценка не проучила нарушителей, которых не выгнали из интерната, не наказали лишением права посещать кино и т. п. Но вот почему не очень злая вроде бы сценка на самом деле была достаточным наказанием, «била» в цель точно. Ребята Севера очень любят мороженое мясо (оленину), пожалуй так же, как «южане» — сладкое мороженое. В школьном интернате мы даем два раза в неделю или сырую рыбу, или мороженое мясо. По вине кладовщика, да и моей лично, мы вовремя не закупили очередную партию оленины. Недели три ребята питались супами, кашей, отварным мясом. Когда, наконец, привезли оленину, произошла эта история. Да и обман был незлостным. Если бы я не спешил и сам не достал злополучный кусок мяса, они бы признались, — об этом говорил весь их вид. Но оставлять без внимания любую провинность нельзя. Так я и объяснил дежурной группе. А сценка на «нарушителей» подействовала. Они потом зашли ко мне, попросили прощения. И ценно здесь то, что не я их заставил сделать это, а они сами поняли…

Журнал-эстафета

Познавательное и организаторское дело-обозрение; представляет собой рукописный сборник, над всеми частями которого по очереди работают все, члены коллектива или несколько коллективов.

Журнал-эстафета выпускается с целью обмена опытом — впечатлениями, мнениями, предложениями — внутри коллектива или между коллективами, а также для близких и далеких друзей.

Может создаваться как по итогам целого периода жизни коллектива, например к празднику Великой Октябрьской революции, под Новый год, ко Дню рождения коллектива или его Героя, так и после какого-то одного большого события, например гайдаровской трудовой операции, похода, слета и др.

Работа над журналом-эстафетой идет по творческим бригадам (бригадам журналистов или литбригадам и т. п.), причем такими бригадами могут являться как постоянные микроколлективы, например пионерские звенья, так и сводные объединения ребят и их старших Друзей.

На общем сборе-старте участников выбирается «совет дела» — редколлегия, в которую входят руководители всех творческих бригад, а также взрослые — редакторы, консультанты. На этом же сборе по предложениям бригад составляется план журнала-эстафеты, определяется способ и сроки работы (если журнал выпускается силами коллективов, находящихся далеко друг от друга, то они договариваются о плане, способе и сроках работы через письма). Редколлегия принимает и сообщает участникам общие требования к оформлению материалов: формат листов (листы могут быть розданы бригадам), размер полей и т. д.

План журнала-эстафеты представляет собой перечень частей (отделов) сборника в различных жанрах. Например, рассказ, сказка, повесть, репортаж, «мемуары», былина, поэма, басня, частушки, рисунок или серия рисунков, дружеские шаржи, серия загадок, песня (на избранный мотив), юмористический «толковый словарь», отдел головоломок (ребусы, кроссворды и т. п.).

Возможные способы (варианты) создания журнала-эстафеты:

1. Эстафета внутри бригад (цепочками).

Каждая творческая бригада выбирает — по желанию или по жребию — одну из намеченных частей журнала, придумывает тему (и название), составляет свою «цепочку»: кто-то начинает, передает — на тот же срок, например на день, — следующему по цепочке члену бригады для продолжения. Он, внеся свой вклад (свою часть общей работы), передает третьему, и т. д. Последний в цепочке завершает работу. Затем бригада собирается, обсуждает результат, оформляет работу и вручает ее редколлегии.

Одновременно трудятся все бригады, и каждая создает эстафетой свою часть, вносит свой вклад в общее дело. Этот вариант удобен для работы внутри классного коллектива: старшей октябрятской группы, пионерского отряда, комсомольского класса.

2. Эстафета по кругу.

Составляется «круг» (или «кольцо») бригад, причем каждая устанавливает контакт со своими соседями справа и слева. Затем — по желанию или по жребию — каждая бригада получает одну из частей будущего журнала-эстафеты (количество частей совпадает с числом бригад) и придумывает тему, название и начало этой части, а затем передает для продолжения следующей бригаде — соседу справа, а сама получает от соседей слева придуманное ими начало другой части журнала-эстафеты и составляет продолжение, потом передает соседу справа для продолжения и получает от соседа слева третью часть, над которой поработали уже две бригады, и т. д. Таким образом, каждая бригада делает свой вклад в каждую часть журнала-эстафеты.

Каждый этап, то есть время работы бригад над очередным вкладом (от получения до передачи), может длиться — по предварительной договоренности — день или несколько дней. Передача материалов по кругу должна происходить в одно и то же время, чтобы ни одна бригада не задерживала другую. Когда к бригаде снова попадает та часть, которую она начинала (с вкладами всех бригад), то есть когда «кольцо» замыкается, бригада оформляет эту часть для вручения редколлегии.

Этот вариант можно использовать в одном классном коллективе (летом — в отряде), а также для совместной работы нескольких классных коллективов (групп, отрядов и т. п.), причем во втором случае классный коллектив может работать или сообща, или выделяя на каждом этапе сводную бригаду добровольцев (любителей данного жанра), или проводя конкурс между постоянными микроколлективами (например, звеньями) на лучший вариант продолжения, а потом отбирая лучший для передачи следующему классу.

«Эстафету по кругу» можно проводить и на слете организаторов, на лагерном сборе и т. д. В этом случае бригадой становится каждый сводный коллектив. Время каждого этапа — короткое, например 30 минут.

Продолжительность всей работы 3—4 часа.

При такой работе над журналом-эстафетой целесообразно раздать бригадам по кругу части-жанры так, чтобы чередовались задания прозаические и стихотворные, серьезные и юмористические.

3. Эстафета с несколькими этапами.

Одна из бригад начинает эстафету — сочиняет начало всех частей журнала-эстафеты, затем на такой же срок (например, на неделю) передает все начатые части для продолжения другой бригаде, затем продолжает (или завершает) работу третья бригада, и т. д. Количество этапов равно количеству бригад.

Этот вариант можно использовать в одном классном коллективе (отряде и т. п.). Тогда в роли творческих бригад выступают постоянные микроколлективы или сводные объединения, но лучше — в совместной работе старшего и младшего классов (тогда бригадами становятся «союзы», например, пионерских звеньев и октябрятских звездочек) или нескольких классных коллективов одной школы или разных школ. В последнем случае над отдельными частями работают в каждом классе или постоянные микроколлективы (по желанию или по жребию) или создаются сводные объединения любителей того или иного жанра.

После того как журнал-эстафета «вышел в свет», он читается и обсуждается всеми участниками работы, потом авторы знакомят с материалами журнала своих друзей — младших ребят, родителей, шефов, сверстников из параллельных классов и т. д. Он может быть затем передан в библиотеку как подарок школе или послан в подарок далеким друзьям.

Журнал-эстафета — живая, яркая форма коллективной оценки, анализа и обобщения собственного опыта, извлечения уроков на будущее. При умелом педагогическом руководстве она становятся действенным средством развития логического мышления, находчивости, творческого воображения, письменной речи, расширения кругозора, эстетического воспитания, формирования умения работать сообща, укрепления товарищеских отношений в коллективе и между коллективами, между младшими и старшими, между ребятами и взрослыми.

Работа над журналом-эстафетой должна строиться как творческая забота каждого о своем коллективе, об успехе общего дела; как взаимная забота коллективов, как общая забота о своем классе, о школе, о близких и далеких людях.

Звёздный марш-поход

Познавательное и организаторское дело; состоит из двух частей:

1) движения нескольких коллективов по разным маршрутам-лучам к одному и тому же памятному месту, с выполнением различных заданий на старте, «заставах» и по ходу движения, и

2) встречи коллективов в центре «звезды» — с линейкой, митингом и т. п.;

организуется в честь героя, праздника, знаменательного события; подводит итоги коллективной работы, посвященной этому человеку или событию.

Звездный марш-поход может быть посвящен: памяти замечательного человека или группы героев (например, С. М. Кирова, «Молодой гвардии», пионеров-героев), жизнь и подвиги которых изучались и изучаются всеми членами коллектива; общенародному празднику, например годовщине Великой Октябрьской революции, Дню рождения В. И. Ленина («Ленинский марш-поход»), юбилею Советской Армии, празднику Победы, Дню рождения комсомола, пионерской организации и т. д.; Дню рождения коллектива, его истории, традициям, перспективам.

Звездный марш-поход проводится обычно в течение полутора, двух или нескольких часов, но может длиться и дольше, в зависимости от темы, характера заданий и возможностей участников.

Участниками звездного марша-похода могут быть члены одного классного коллектива (тогда по маршрутам идут микроколлективы — например, октябрятские звездочки или пионерские звенья со своими старшими друзьями) или союза старшего и младшего классов (тогда по маршрутам идут сводные команды звеньев и звездочек), несколько классных коллективов или объединения делегатов разных школ, пионерских лагерей и т. п.

Подготовка к звездному маршу-походу начинается с общего сбора-старта участников или слета-старта представителей участвующих коллективов (например, школ). На такой встрече сообща — по предложениям участников — составляется план похода: определяется его тема, примерное содержание и типы заданий на маршрутах, количество застав, характер общих дел при встрече в центре «звезды», отличительные знаки участников и т. д. Создается штаб похода — из старших ребят и взрослых. Члены штаба будут отправлять коллективы со старта на каждом маршруте, пропускать через заставы, руководить встречей на финише.

Готовясь к звездному маршу-походу, каждый коллектив собирает и изучает материал по намеченной теме (может провести тренировку, например, использовать турнир-викторину), оформляет значки, плакаты к митингу и т. д. Штаб детально разрабатывает маршруты-лучи, намечает пункты старта на каждом маршруте, места застав, продумывает итоговую встречу в центре «звезды», составляет задания — одинаковые или однотипные для каждого маршрута, готовит секретные пакеты с этими заданиями, сообщает коллективам время старта, распределяет своих членов по местам старта и заставам.

Примерные типы заданий, даваемых на старте и на заставах:

  • Ответить на вопросы по теме похода, например о жизни героя, истории праздника, памятных делах своего коллектива и т. п.
  • Спеть дружно и красиво песню, связанную с темой похода (это может служить пропуском на очередную заставу).
  • Сочинить и выучить (по ходу движения) песню или куплет песни (на знакомую мелодию) в честь отмечаемого события, чтобы исполнить при встрече на финише.
  • Придумать речевки-лозунги по теме похода для исполнения по ходу движения и на итоговой встрече.
  • Найти и выполнить дела на пользу и радость окружающим людям, например, поздравить их с праздником, расчистить от снега дорожки и т. д.
  • Подготовить творческий рапорт для итоговой линейки.

Советы организаторам.

Если в звездном марше-походе участвуют отдельно старшие и младшие коллективы, то лучи-маршруты надо разработать с учетом возраста: младшие выходят со старта позже, проходят более короткий путь и меньшее число застав.

Взрослые участвуют в марше-походе не только в качестве членов штаба, но и как комиссары колонн, движущихся по маршрутам.

Первый секретный пакет с указанием маршрута и заданием, которое нужно выполнить к первой заставе, вручается каждому коллективу на старте; остальные пакеты даются на заставах; некоторые задания служат как бы пропуском на следующую заставу (например, исполнение песни или речевки), их нужно готовить во время движения, другие выполняются на самой заставе, например ответы на вопросы по теме похода, причем коллектив выпускается с заставы только по выполнении такого задания.

Для выполнения задания на самой заставе дается определенное время, например 5—10 минут.

В первом секретном пакете надо указать обязательное время прибытия на место встречи — в центр «звезды» (это время — общее для всех коллективов).

Выпустив «свой» коллектив со старта или потом — со своей заставы, члены штаба могут сопровождать этот коллектив в дальнейшем движении и участвовать в выполнении заданий — в сочинении песен и речевок, хоровом пении, в трудовых делах и т. д.

На месте встречи происходит торжественная линейка с творческими рапортами, звучат речевки, песни (в том числе и сочиненные во время марша-похода!), стихи, короткие выступления в память и честь героя, праздника, знаменательного события.

По окончании линейки и митинга (они не должны длиться более 20—30 минут) участники могут пройти общей колонной по улицам города, поселка, села, устроить воскресник или другое коллективное дело в честь памятного события или замечательного человека. В этом случае еще полнее используются воспитательные возможности идейно-политического, нравственного, умственного и эстетического воспитания в их единстве.

УЛЬЯНОВСКИЙ ЗВЕЗДНЫЙ МАРШ-ПОХОД
из материалов совместной работы Коммуны имени Макаренко с коллективами Ульяновской, Саблинской, Красноборской и Никольской школ Тосненского района Ленинградской области
(Людмила Сафонова, Галина Рогачева, Николай Иванов)

Наступило воскресенье. У всех кимовцев, собравшихся в поселке Ульяновка на свой двадцать седьмой съезд, в этот день было особенно приподнятое настроение. Во-первых, погода была — как по заказу! — удивительно хорошая: на небе ни облачка, сияет солнце, сверкает снег. А самое главное — нам просто нужно было иметь отличное настроение, чтобы успешно провести трудное и важное дело: звездный марш-поход в честь Дня рождения Марии Александровны Ульяновой.

Еще за несколько дней мы вместе с делегатами четырех школ наметили маршруты такого похода и назвали их «лучами». На каждом маршруте — три заставы. И все лучи сходятся у домика, где когда-то жила семья Ульяновых и где бывал Владимир Ильич.

Наш кимовский отряд, носящий название «Ромашка» (любимый цветок Гайдара), отвечает за один из лучей-маршрутов. Часть кимовцев будет действовать на заставах, а остальные поведут по этому маршруту большую группу ребят — пионеров и восьмиклассников из Саблинской железнодорожной школы.

И вот уже наша сводная бригада «Сокол» отправилась на место старта, к началу улицы, носящей имя Марка Тимофеевича Елизарова, зятя и друга Марии Александровны.

На старте был вскрыт пакет и прочитан приказ № 1 штаба звездного похода. В нем указывались маршрут и конечная цель движения бригады «Сокол» (и всех остальных бригад) — домик Ульяновых.

По пути к финишу «Соколята» должны пройти три заставы, а между ними — выполнить операцию СКН («Скорее к нам»), заходя в дома и приглашая и ребятишек, и взрослых на Веселую Зимнюю Спартакиаду в честь Дня рождения М. А. Ульяновой.

Итак, в путь!

А в это время на первой заставе уже все было готово к приему «Сокола». Но тут выяснилось, что вблизи этой заставы есть возможность выполнить тимуровское дело: очистить дорожку от снега. Мы были этому очень рады, потому что путь до второй заставы был очень краток, буквально рукой подать.

Итак, «Соколята» под звуки горна и в сопровождении многочисленной группы учителей приближаются к первой заставе. Но не тут-то было: застава закрыта! Ребята предъявляют «пропуск»: песню «Смело, товарищи, в ногу!». Поют вдохновенно. Затем командир отдает рапорт о прохождении первого этапа похода и выполнении операции СКН. Как мы поняли, приглашение проходило успешно.

Предложение о проведении экстренного трудового дела встречается с бурной радостью. «Соколята» тут же выделяют из своих рядов несколько человек. Они буквально выхватывают лопаты у мальчика и женщины, расчищавших дорожку. Нашлось еще несколько лопат. Остальные соколята отвечают на вопросы бойцов заставы:

1. По какой улице вы идете? 2. Кто из семьи Ульяновых бывал в Саблино? 3. Как Мария Александровна поддерживала своих детей в то время, когда они находились в тюрьмах и ссылках?

На первый вопрос отвечают сразу, наперебой. На следующие два — несколько минут совещания по звеньям, и ответы готовы. А в это время ребята, расчищавшие дорожку, выскребли снег до самой земли. Затем командир заставы зачитывает приказ № 2, в котором сообщается «пропуск» на следующую заставу: песня «Молодая гвардия».

На пути до второй заставы ребята продолжают операцию СКН, повторяют песню.

И вот — вторая застава. Быстро ответив на заданные вопросы, «Соколята» стали сочинять свой куплет общей песни — подарка, празднику (на мотив «Песни о Мальчише-Кибальчише» Фаттаха).

Вот и последняя, третья застава. Здесь «пропуском» была «Песня о трево



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: