Сбор — рождение коллектива




Представляет собой первый общий сбор членов только что созданного коллектива, на котором сообща оформляется его «лицо» — закладываются традиции чести (см. также памятку «Общий сбор»).

Во время такого сбора обсуждается и решается вопрос о названии коллектива, его эмблеме, девизе, песне-гимне, о герое коллектива (жизнь которого будет изучать и память которого будет чтить данный коллектив), о традиционных праздниках (например, Дне рождения героя и Дне рождения коллектива); выбирается совет коллектива.

Примеры различных видов сбора — рождения коллектива:

сбор — рождение октябрятской группы в школе (после праздника Красной звездочки);

сбор — рождение пионерского отряда в школе (после приема в пионеры первой большой группы учащихся 3 класса);

сбор — рождение классного комсомольского коллектива (после создания в классе комсомольской группы);

сбор — рождение октябрятской группы в летнем лагере (после приезда в лагерь);

сбор — рождение пионерского отряда в лагере;

сбор — рождение постоянного сводного коллектива выборного актива (например, объединения октябрятских вожатых, звеньевых, отрядных пионерских вожатых и т. п.);

сбор — рождение сводного отряда, идущего в поход, гайдаровский рейд, проводящего лагерный сбор, и т. д.

Варианты организации сбора — рождения коллектива.

1. Вся работа по оформлению «лица» коллектива происходит на самом общем сборе. Примерный ход такого сбора:

а) Вступительное слово ведущего о задачах, которые нужно решить сообща.

б) Работа по микроколлективам (звездочкам, звеньям, командам и т. п.) — в течение 15—30 минут. Каждый микроколлектив придумывает свое название, выбирает командира на первый период, подготовляет предложение о названии общего коллектива, о девизе, значке-эмблеме, песне-гимне.

в) Общая работа: каждый микроколлектив (по кругу) представляет себя и своего командира, высказывает свое предложение о «лице» коллектива (и защищает свой «проект»); предложения микроколлективов обсуждаются; выбирается — единодушно, большинством голосов или, в крайнем случае, жребием — одно из предложений по каждому вопросу: о названии, о девизе и т. д. В ходе обсуждения может возникнуть и новый вариант, объединяющий сходные предложения. В этой трудной творческой работе важная роль принадлежит взрослым членам и друзьям коллектива, которые помогают ребятам найти самые удачные решения.

2. Общему сбору предшествует подготовительная работа-размышление в микроколлективах.

Заранее, в течение одного или нескольких дней, каждый микроколлектив (октябрятская звездочка, пионерское звено и т. д.) вместе со своими старшими друзьями думает над поставленными к общему сбору вопросами (возможно, собирается для этого в гостях у своих шефов-родителей), придумывает свое название, выбирает командира, готовит предложения о «лице» общего коллектива (например, оформляет в увеличенном виде свой проект значка-эмблемы) и — возможно — о его жизни для перспективного плана и т. д.

На самом сборе происходит защита проектов, обсуждение, отбор наиболее удачных вариантов, а также, возможно, перспективное планирование жизни коллектива.

3. Общему сбору предшествует коллективное творческое дело, в ходе которого каждый микроколлектив придумывает свое название, проходит своеобразные испытания, сплачивается, подготавливает свои предложения о «лице» общего коллектива.

Таким творческим делом может стать «эстафета дружбы» или игра-путешествие микроколлективов по станциям, например, таким: «Как вы себя назовете?», «Наблюдательны ли вы?» (игры-молнии на наблюдательность), «Один за всех и все за одного» (подвижные игры-молнии), «Любимые песни», «Что вы предложите отряду?» (подготовка проекта названия, девиза, эмблемы отряда, предложений о его жизни для перспективного плана).

После такого коллективного творческого дела все микроколлективы собираются на общий сбор, где проводится работа, описанная выше.

Советы организаторам.

Для того чтобы облегчить ребятам работу, можно во вступительном слове привести примеры названий, девизов, эмблем разных коллективов.

Вот несколько таких примеров. Названия: «Ромашки» (любимый цветок Гайдара), «Орлята», МиГ («Мы имени Гайдара»), «Задорные», «Красные дьяволята», «Искатели», «Юные космонавты» («Юки»), «Аврора», «ЮТ» («Юные тимуровцы»), «Красные зори». Девизы (состоят из двух частей — призыва, произносимого ведущим, и общего отзыва): «Орлята, вперед! — Смелее в полет!», «Бороться и искать! — Найти и побеждать!», «Всегда вперед и только вперед! — Горячее сердце Гайдара зовет!», «Людям радость давать! — Никогда, никогда… — Не пищать!».

Не надо навязывать ребятам своих предложений, пусть они прозвучат как еще один вклад в общую «копилку», который обсуждается вместе со всеми остальными. Лучше всего, если мысли взрослых будут как бы развитием того, что высказали ребята.

Очень важно тактично, как бы «по секрету», помогать ребятам во время работы по микроколлективам: если у них нет своих интересных предложений, посоветовать несколько вариантов на выбор; отбирая из нескольких одно, ребята почувствуют себя авторами этого предложения…

Как можно убедительнее покажите ребятам, что при обсуждении проектов и решении вопроса о самом удачном нужно отодвинуть свое «авторское» самолюбие на второй план, поставить общие интересы выше всего и выбрать действительно самое удачное название, самый подходящий девиз и т. д. — независимо от того, кто его предложил.

Приложите все усилия, чтобы найденное сообща на сборе-рождении поскорее вошло в повседневную жизнь коллектива, стало действительно традициями его чести и красоты: чтобы название коллектива, его девиз и эмблема вошли в оформление помещения, в котором живет (учится) коллектив; названия микроколлективов звучали в обращениях взрослых к ребятам и ребят друг к другу; значок-эмблема украшал каждого члена коллектива во время праздников и гайдаровских операций; песней-гимном открывался, а девизом завершался каждый общий сбор и т. п.

Помните, что, хотя сбор-рождение коллектива — только начало коллективной организации жизни ребят и их старших друзей, — оно очень значимо: это выбор пути.

Если ребята (и взрослые тоже!) на этом первом общем сборе увидят и почувствуют, как можно действовать сообща, творчески решать важные вопросы общественной жизни коллектива, приобретут первый опыт общей заботы о чести своего коллектива, первый опыт содружества, — они с готовностью пойдут и дальше по этому единственно правильному пути.

Смотр дружбы

Коллективное организаторское дело; представляет собой передачу коллективами своего опыта другим коллективам, обмен опытом между ними путем наглядного показа и обсуждения.

Смотр дружбы — важное средство развития отношений, взаимной заботы между коллективами, воспитания у каждого из их членов интереса и уважения к опыту товарищей, потребности и умения вникать в этот опыт, сравнивать его со своим собственным, учиться на достижениях и неудачах, делиться с другими своими делами, впечатлениями, планами.

Примерные варианты смотра дружбы.

1. «Эстафета соседей».

Участвуют обычно 2—3 коллектива, например параллельные классы одной школы или соседних школ, «союзы» старших и младших классов (пионерских отрядов и октябрятских звездочек).

Каждый коллектив (или союз коллективов) принимает у себя «в гостях» остальные коллективы, участвующие в эстафете: выступает перед ними с устным журналом или живой газетой, посвященной своей жизни, проводит экскурсию по выставке (музею) материалов о своих героях, о своих делах, проводит вместе с гостями какое-либо творческое дело, новое или интересное для них (и для себя), например «пресс-конференцию» или «защиту фантастических проектов», устраивает игры-молнии и т. д.

Спустя некоторое время следующий коллектив (или союз) становится «хозяином» и принимает своих «соседей», устраивая такой слет или вечер по-своему, с сюрпризами для гостей-друзей.

В такой эстафете столько этапов, сколько коллективов участников. И после каждого этапа на общих оборах своих коллективов и «хозяева» и «гости» обсуждают результаты встречи, обдумывают опыт друзей, сравнивают его с собственным, принимают нужные решения.

2. «Веер делегаций».

В смотре такого типа может участвовать много коллективов, например все комсомольские и пионерские классы школы или союзы старших и младших классов, соседние школы, все отряды пионерского лагеря и целый «куст» лагерей.

Каждый из участвующих в смотре коллективов (или союзов) посылает небольшую делегацию в каждый из остальных коллективов. Делегации состоят из членов одного первичного (микроколлектива, например одного звена, или представляют собой сводные объединения желающих. Вместе с тем в каждом коллективе остается небольшая группа ребят и их старших друзей (это может быть совет коллектива или сводный отряд добровольцев), которая выступает в роли «хозяев» и принимает одновременно все делегации из остальных коллективов. Хозяева рассказывают гостям о своем опыте, показывают свои материалы, отвечают на вопросы, делятся своими планами, договариваются о совместных действиях.

По окончании таких встреч (они могут происходить одновременно или в несколько приемов) каждый коллектив проводит свой общий сбор, на котором все делегации (и те, кто был «хозяевами») делятся своими впечатлениями, сравнивают различный опыт и уславливаются о том, как будут его использовать.

3. «Панорама творческих дел».

Участвует несколько коллективов или их союзов. «Совет дела» (комиссия из представителей всех участвующих коллективов) составляет — по предложениям своих коллективов — список тех творческих дел, с которыми они хотят познакомиться и которые могут быть наглядно показаны, например устный журнал, живая газета, рассказ-эстафета, световая газета, защита фантастических проектов. Это могут быть и новые для отдельных участников дела, и новые варианты уже известных дел.

Дела распределяются между коллективами по жребию или желанию, причем некоторые дела могут быть взяты не одним, а двумя-тремя коллективами.

Дается время на подготовку дел, например несколько дней или часов (на слете). Затем все участвующие в смотре коллективы собираются вместе и по очереди выступают перед остальными со «своим» делом, отвечают на вопросы о том, как они готовились, почему сделали так, а не иначе, и т. д. Получается своеобразная «защита дела». После такой панорамы (и защиты) дел, лучше всего на следующий день, коллективы проводят свои общие сборы-«огоньки», где обсуждается рассмотренный опыт.

4. «Школа-путешествие по творческим делам».

Участвуют старшие коллективы (или их представители) и младшие коллективы.

Руководящий орган (например, комитет ВЛКСМ школы и совет дружины) или «совет дела» из представителей старших и младших коллективов выбирает 2—4 творческих дела, которые будут осваиваться младшими под руководством старших. Старшие передают свой опыт и вместе с тем закрепляют его и обогащают. При этом возможны такие варианты «школы-путешествия» по выбранным делам:

а) «От каждого коллектива — на каждую станцию». Старшие ребята (и взрослые) устраивают несколько «станций», на каждой из которых будет осваиваться одно коллективное творческое дело; каждый из младших коллективов создает столько делегаций, сколько устроено «станций»; в назначенное время на «станциях» собираются делегации из всех младших классов; старшие ребята и их взрослые друзья проводят с созданными объединениями «свои» творческие дела, выступая и в роли ведущих, и в роли советников (тренеров, капитанов команд).

б) «У каждой вертикали — свои станции». Создается 1—2 «станции» для ребят из классов «а» (например, от 4-а до 7-а) и столько же станций для ребят из классов «б». Каждый классный коллектив посылает свои делегации на «станции» своей «вертикали». Одновременно происходит овладение творческими делами на всех станциях (как в предыдущем варианте). В последующие месяцы ребята (и их старшие друзья) из классов «а» проводят те дела, которым они научились на своих станциях, и у себя, и с октябрятами (если возможно), и вместе с параллельными классами «б». А классы «б» передают свой опыт друзьям из классов «а». Этот вариант особенно важен для развития дружеских отношений, взаимной заботы между параллельными классами.

в) «Микроколлективами — несколько этапов». Создается несколько станций (до 10), каждый микроколлектив (например, пионерское, звено) проходит последовательно через 2—3 станции, действуя на каждой из них в течение этапа (примерно 80—90 минут). График «школы-путешествия» должен быть составлен так, чтобы на каждой станции встречались и действовали вместе 3—4 микроколлектива из разных классов (отрядов).

Таким образом, каждый микроколлектив приносит в свой класс (отряд) опыт проведения 2—3 творческих дел, и сможет стать в последующем организатором этих дел в своем коллективе и с младшими, а всего класс (отряд) обогатится опытом 6—9 творческих дел, если состоит из трех микроколлективов (звеньев).

Этот вариант «школы-путешествия» можно использовать на дружинном сборе-слете, на лагерном сборе.

Советы организаторам.

Проводите смотры дружбы в дни, предшествующие коллективному планированию (составлению плана жизни коллектива на новый период), чтобы обогатить «копилку» творческих дел, из которой черпают ребята и их старшие друзья.

В любом варианте смотр дружбы может быть украшен праздничными, торжественными моментами (линейка с приветствиями, творческие рапорты и т. п.), но они должны лишь помогать созданию дружеской, деловой, непринужденной обстановки взаимного обучения, общего поиска.

Взрослые друзья ребят участвуют вместе с ними (и впереди них!) во всех этапах смотра дружбы — и в передаче опыта своего коллектива, и в изучении опыта других, и в коллективном размышлении — поиске лучших решений на будущее. А главное — вместе с ребятами заботятся о том, чтобы все ценное, полученное на смотре, вошло в жизнь.

Смотр дружбы — отличное средство общей заботы старших и младших о своем коллективе, о его чести, о его движении вперед!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: