Проект
«Вологодское кружево»
г. Вологда
2020г
Актуальность проекта: Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство – таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы. Известное по всему миру, оно олицетворяет славу русского кружева.
Проблема: В связи с особой важностью вологодского кружева, как прославляющего Вологду, ремесла можно считать особой актуальной проблему приобщения дошкольников с историей и созданием вологодского кружева.
Тип проекта: информационно - практико-ориентированный.
Срок реализации: Краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Цель: Познакомить детей с кружевоплетением, как видом декоративно – прикладного искусства.
Задачи:
Познакомить детей с историей вологодского кружева.
Познакомить с основными материалами и инструментами, необходимыми для кружевоплетения.
Обогатить словарь детей: «вилюшка»; «коклюшки»; «плетешок »; «лен»; «сколок».
Учить детей рисовать элементы и изделия вологодского кружева, используя традиционные и не традиционные техники рисования: (гуашь, манка).
Воспитывать у всех эстетическое и патриотическое чувство к народному искусству, интерес и любовь к прошлому и настоящему русского народа, уважительное отношение к творениям народных мастеров.
Предполагаемый результат: Дети, в доступном объеме, знают историю вологодского кружева. Понимают, что обозначают такие слова, как: «вилюшка», «коклюшки», «плетешок», «сколок»; уметь рисовать традиционным и нетрадиционным способом элементы и простейшие изделия вологодского кружева. Дети уважительно относятся к творениям русских мастеров, испытывают эстетические и патриотические чувства к русскому искусству.
Ресурсное обеспечение: книги, рекламные брошюры о кружеве, иллюстрации с интернет-ресурсов, слай-шоу об истории кружева, стихи и загадки, репродукции картин Верещагина, Кипренского.
Продукт проекта: лэпбук «Вологодское кружево»
Этапы работы:
Этап | Содержание работы | Срок | Ответственные |
Подготовительный | Рассматривание кружева, просмотр открыток, брошюр о кружеве, чтение сказок о кружеве, стихов и загадок, распечатка раскрасок и дополнительного материала к занятию. | 1 неделя | Воспитатели, родители |
Основной | Проведение НОД «Вологодское кружево», просмотр слайд-шоу об истории кружева с использованием ИКТ. Изготовление дидактических игр. Продуктивная деятельность с детьми. Проведение бесед о создании кружева с использованием ИКТ. Подбор материала для лэпбука. Выставка детских работ. | 2 неделя | Воспитатели, дети, родители. |
Заключительный | Презентация лэпбука «Вологодское кружево». | 3 неделя | Воспитатели. |
Интеграция образовательных областей:
Наименование образовательной области | Содержание |
Развитие речи Формировать интерес к литературным произведениям о кружеве. Способствовать формированию понимания поступков главных героев. Развивать связную речь, выразительность речи, обогащать словарный запас детей через введение новых слов, загадывать загадки, воспитывать интерес к литературе. | Чтение сказок Дмитрия Ермакова и обсуждение их содержания, заучивание наизусть «Вологда закружена», дидактические игры «Как это было?» чтение стихов о кружеве и кружевницах. |
Познавательное развитие Закрепить логическое мышление, память, внимание, мыслительные операции у детей развивать память мышление воображение. Воспитывать уважение и любовь к народным традициям. | Математические пазлы «Метелица», «Составить по схеме», «Дорисуй». Загадки. |
Социально-коммуникативное развитие Способствовать развитию взаимодействия детей со сверстниками, с взрослыми. Развивать артистические способности детей. Воспитывать умение и терпение внимательно слушать друг друга. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию. | Беседа с использованием ИКТ «История кружевоплетения в Вологде», «Как создается кружево?», «Виртуальная экскурсия по музею Кружева» Драматизация сказок Д.Ермакова. |
Художественно-эстетическое развитие Развивать художественное восприятие произведений искусства через знакомство с картинами, фотографиями, иллюстрациями. Совершенствовать умение изображать предметы, соблюдая их пропорции. Развивать ранее усвоенные способы изображения предметов и действий, используя изобразительные средства. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию. | Проведение НОД «Вологодское кружево» дидактические игры «Дорисуй бабочку, птицу …». Разучивание танца «Ниточка» |
Физическое развитие. Совершенствовать свои физические качества, ловкость, выносливость, быстроту реакции. | Подвижная игра «Ручеек», пальчиковая игра «Я плету» (авторская) |
Формы сотрудничества с родителями:
- Участие в пополнении уголка нравственно-патриотического воспитания брошюрами о кружевоплетении.
- Помощь в распечатке раскрасок, материалов к лэпбуку.
Результаты проекта: дети познакомились с историей вологодского кружева, его созданием и участвовали в продуктивной деятельности.