Место темы в программе трудового обучения, ее значение для подготовки школьников к трудовой деятельности




Введение

 

Кант писал: «Две человеческих деятельности можно считать самыми трудными: искусство воспитывать и искусство управлять». [2, с. 343] Конечно, воспитывать хотелось бы хорошо. А для этого важно создавать на уроке интеллектуальную, творческую атмосферу, которая способствовала бы хорошему настроению, а, следовательно, повышению эффективности работы учителя, его творчества, профессионализма, состояния гармонии души и любви к тому, что ты делаешь, а значит, учитель может сам способствовать созданию нужной атмосферы, изменить программу и адаптировать ее к местным условиям школы. Но не следует упускать из виду того, что задачи и содержание трудового обучения все же находятся в зависимости от требований производства к подготовке подрастающего поколения, научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс привёл, с одной стороны, к изобилию информации, а с другой - к потере устойчивости профессиональных знаний.

Поэтому жизнь в эпоху научно-технического прогресса коренным образом изменилась и становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а вся большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. [5]

Под творчеством можно понимать деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное или личное значение. Вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально

Для написания курсовой работы мною была выбрана тема учебной программы вариативной части «Ниточный дизайн», так как считаю, что данная техника является актуальной на сегодняшний день, и способствует раскрытию творческого потенциала детей различного возраста. А как оговаривалось выше, развитие творческой активной личности в настоящее время является одной из важнейших задач образования.

«Ниточный дизайн» является одним из древнейших видов ремесла пришедшее к нам из Англии, в процессе обучения учащиеся знакомятся с техникой рисования нитью. Данная тема дает реальную возможность соединения трудового (практического) обучения с эстетическим воспитанием учащихся. Учащиеся знакомятся на практике с образцами и технологиями декоративно-прикладного искусства, своими руками выполняют материальные объекты, имеющие определённую значимость и ценность в их глазах. Это, в свою очередь, помогает творческому развитию школьников, которое осуществляется через знакомство с произведениями и традициями ремесел, образцами дизайнерских разработок, обсуждение художественных выставок и работ одноклассников

На занятиях по этой теме дети получат навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Во время занятий учащиеся будут вооружаться специальными знаниями, у них расширится круг представлений. Зная о практическом применении своих поделок, дети станут работать просто с увлечением. Ведь создание красивых вещей - процесс творческий, а творчество основано на мастерстве.

Считаю, что содержание темы ориентировано на организацию самостоятельной практической деятельности учащихся и это будет подготавливать детей к профессиональному самоопределению.

Основной целью данного курсовой работы является составление методической разработки вариативной части учебной программы раздела «Ниточный дизайн».

Для решения поставленной цели необходимо исследовать следующие задачи:

Изучить и проанализировать необходимую литературу;

Проанализировать значение и место темы в программе трудового обучения;

Провести методический анализ темы;

Выполнить подбор объектов труда в соответствии с психологическими и физическими способностями учащихся, в соответствии с целями обучения и воспитания;

Рассмотреть и обосновать применение форм и методов организации работы по теме «Ниточный дизайн»;

Разработать урок трудового обучения.

 


Место темы в программе трудового обучения, ее значение для подготовки школьников к трудовой деятельности

трудовой обучение тематический школьник

Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач.

Ориентация на формирование в большей мере эмпирического, репродуктивного мышления приводит к тому, что многие из завтрашних специалистов, знающих школьную программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, а опираются в основном на свою эрудицию, память, затрудняются при ответах на проблемные вопросы даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к такого рода общению, к творческому анализу. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, проявляется подлинно творческая активность учащихся. Главная ориентация на усвоение знаний учащимися, перегрузка содержанием и жесткие требования учебных программ, а также ограниченность учебного времени приводят к тому, что наблюдается снижение активности и творчества учащихся.

Развитие творческой активности и творческих способностей учащихся будет происходить при постановке и решении самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли, проявляется поисковый азарт и, как следствие, творческая активность. Важную роль в поддержании высокого интереса к самому процессу обучения играет уровень сложности задач. Слишком легкие или тяжёлые задачи могут одинаково негативно сказаться на заинтересованности учащихся. Так как непосильные задачи не вызывают положительных эмоций в их решении, учащиеся не видят возможного конечного результата и желание работать над поставленной задачей может иссякнуть и подорвать веру в свои силы. Слишком легкая задача не вызывает заинтересованности в её решении. [5]

В курсовой работе предлагается выполнить методическую разработку по теме «Ниточный дизайн». Выявить воспитательное значение темы в учебном процессе.

Техника изонить это одна из ступеней в развитии творческих способностей учащихся. Основная цель изучения темы изонить в учебном процессе - пробудить детей к творчеству в доступной для них форме, выявить и развивать их способности к плоскостному моделированию.

Практические задания в данной технике предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения детьми навыков. Сначала дети изготовляют простые работы, рассматривают образцы, анализируют их структуру и приемы выполнения. Затем задания усложняются, дети учатся самостоятельно моделировать простые предметы, выбирать основу и нитки для изделий. А далее они осваивают составление сложных композиций из отдельных элементов изображения, учатся совмещать различные виды творчества, к изонити додавить бисероплетение, и т.д. [1,]

При изучении данной темы учащиеся соприкасаются с эстетической стороной умственного труда. Они учатся сравнивать несколько способов решения одной и той же задачи (один рисунок можно выполнить различными приемами прошивания, добавить элементы бисероплетения и т.д.), как по правильности, рациональности, так и по «красоте» - простоте, изяществу, лаконизму. Найденное самостоятельно, без посторонней помощи решение задачи дает огромный эмоциональный заряд, укрепляет уверенность в своих силах, подтверждает личные творческие способности, повышает значимость личности в глазах окружающих, это важная победа над собой. Постепенно возрастающий уровень сложности решаемых задач дает эмоциональную закалку, укрепляет веру в собственные силы.

Учитывая все особенности этого вида творчества, а это прежде простота в изготовлении поделок и финансовая доступность, предлагаю эту тему изучать в 5 классах, в начале или середине учебного года. Возможно, оптимальными сроками я бы определила вторую четверть. Думаю, 5-6 часов будет вполне достаточно, что бы дети ознакомились с этим видом творчества теоретически и практически.

класс - это новый этап в жизни детей. Они переходят из «младшей» группы учащихся в «среднюю» группу. На этом этапе преподавателю труда необходимо выяснить, с какими знаниями, практическими умениями и навыками дети пришли к ним. Так как уровень подготовки может быть различен, то педагог может использовать вариативную часть программы для более глубокого ознакомления с практическими возможностями и способностями детей. Я считаю, что изучение техники изонить в вариативной части 5 класса себя полностью оправдывает. Так как эта техника достаточна, проста по выполнению и подбору используемого материала, то педагог может использовать данную тему уже вначале учебного года. Кроме того, в процессе работы по теме педагог имеет возможность выявить, с какими умениями и навыками работы с иглой девочки пришли к нему, с какой скоростью они выполняют ручные работы, насколько качественно и аккуратно дети обращаются с рабочими инструментами (игла, линейка, ножницы), развито абстрактное мышление и способности к плоскостному моделированию. После выяснения основных вопросов, можно планировать работу, учитывая индивидуальные способности и возможности детей. Используя технику изонить, можно быстро добиться хороших результатов с детьми любого возраста.

 

2. Календарно-тематический план изучения темы программы раздела «Ниточный дизайн»

 

Как известно в подготовке к занятиям центральное место занимает планирование учебного процесса. Благодаря планированию становится возможным предусмотреть все действия учителя и учащихся на занятиях в мастерских в соответствии с целями и задачами трудового обучения, его принципами и другими требованиями, предъявляемыми к работе с учащимися. Одним из этапов планирования является составление календарно-тематического плана.

 

Таблица 2.1. Календарно-тематический план раздела «Ниточный дизайн»

Тема урока Цели Сведения Межпредметные связи Дидактические средства
    Теоретические Практическая работа    
1. Вводное занятие Образовательные - углубление и расширение знаний об истории и развитии техники изонить, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения. Воспитательные - привитие интереса к творчеству иных народов, воспитание эстетического отношения к действительности, привитие основ культуры труда. Развивающие - развитие образного мышления, внимания, фантазии, эстетического и художественного вкуса. Ознакомление с историей возникновения техники изонить, формирование понятий необходимые для работы с изонитью - термины и определения, дать сведения об инструментах и материалах для выполнения работ. Выполнение просмотра книг, журналов, натуральных образцов в технике изонить. Выполнение анализа увиденных работ, сделать выводы по знакомству с образцами изонити. История, ИЗО, музыка, литература. Журналы, книги с изображениями картин в технике изонить; натуральные образцы - закладки, фото рамки, панно и т.д.; инструменты и материалы.
2. Ознакомление с техникой изонить. Выполнение приема прошивания угла. Образовательные - формирование умений и навыков по выполнению приема прошивания угла, освоение техники изонить. Воспитательные - воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда. Развивающие - развитие глазомера моторных навыков, образного мышления, внимания, формирование эстетического и художественного вкуса. Формирование умений по выполнению приема прошивания угла, умения по выполнению самоконтроля. Выполнение образца по прошиванию угла. Математика, черчение, русский язык, музыка, графика. Алгоритм выполнения прошивании угла, виды панно с использованием данного приема, плакат с различными видами углов и способами их заполнения.
             

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: