Методический анализ темы




 

Содержание темы имеет значение при планировании учебной деятельности на уроках труда. Неверно выбранное или плохо продуманное содержание может вызвать ряд проблемных моментов в обучении, и не привести к ожидаемым результатам.

Трудовое обучение, как и тема программы «Ниточный дизайн», имеет своими целями дать учащимся знания, умения и навыки необходимые для полной реализации и становления творческой активной личности. Цели нравственно-эстетического воспитания - это раскрытие и развитие творческих способностей учащихся, формирование нравственно-эстетической, социально компетентной личности; - содержание трудового обучения должно соответствовать поставленным целям.

В век ускорения научно - технического прогресса объём необходимой учебной информации продолжает увеличиваться, а урокам труда отводится второстепенная роль, значительно уменьшается количество учебных часов по предмету «Обслуживающий труд». Таким образом, утрачивается триединая цель учебно-воспитательного процесса: обучение, воспитание и развитие. Основное внимание уделяется обучению и развитию интеллектуальных способностей учащихся.

Но воспитание - это «питание» человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте с общечеловеческой культурой, а не вне её. На уроках труда дети должны приобщаться к культурному наследию, воспитываться нравственные и эстетические качества личности через художественное искусство, декоративно-прикладное творчество. [3]

На уроках труда ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей - т.е. общего развития ребёнка.

Содержание темы «Ниточный дизайн» полностью соответствует учебно-воспитательным, развивающим целям данного предмета. При изучении данной темы у учащихся формируются понятия о творчестве других народов, формируются умения использовать отдельные знания и умения в самостоятельном творческом процессе, воспитывается эстетический вкус, бережное отношение к материалу и уважительное отношение к физическому труду, развиваются умения работать с наглядными пособиями. Но основные цели, которые необходимо достичь в этой теме - побудить учащихся к творчеству в доступной для них форме, обучение основным приемам работы в изонити, и развитие способностей к плоскостному моделированию.

Техника изонить предполагает минимум информации и максимум творческих идей и действий для детей. Учащиеся имеют возможность свободно реализовывать свои замыслы.

В настоящей курсовой работе, рассматриваемый раздел вариативной части программы «Ниточный дизайн» я предлагаю разложить на 5 часов ученического времени. Я считаю, что этого достаточно, чтобы ознакомить учащихся с историей возникновения и возможностями данной техники, изучить или повторить (если ранее встречались) с детьми основные приемы работы и ознакомиться с приемами моделирования и воплощения детских идей в реальность.

При изучении темы «Ниточный дизайн» необходимо выявить основные моменты, которые подлежат усвоению и развитию - это три трудовых приёма:

заполнение угла;

окружности;

моделирование окружности, заполнение спирали, дуги. [4, с. 7]

На данных приемах держится вся изонить. Далее используется сочетание углов и окружностей, моделирование этих элементов и конечный этап - составление, причудливых изображений.

Несмотря на все положительные моменты и простоту изонити, учащиеся, тем не менее, могут столкнуться с несколькими типичными ошибками в работе при изучении всей темы, которые приведены в карточке - дефектов:

На первом месте в технологическом процессе изготовления любых объектов труда, а также и в технике изонить, стоит операция разметки. И часто уже на этом этапе возникают некоторые ошибки. Это ошибки в нанесении разметки на элементы, которые подлежат вышивке: несоответствие количества точек на противоположных сторонах угла, деление окружности на не четное количество частей, не одинаковое расстояние между точками, расстояние между отверстиями 2 и более см;

При работе с бумагой и нитками не следует забывать, что при чрезмерном натяжении нити отверстия в бумаге могут прорываться или мягкий картон может волнообразно изгибаться;

Если нить оставлять слишком свободной, то они будут не ровно ложиться в переплетении, будут болтаться.

Не качественное выполнение приемов может привести к искажению переплетения: с изнаночной стороны должны быть короткие стежки между соседними проколами, а с лицевой стороны - длинные.

При не внимательности, может путаться нить, и будут образовываться лишние узелки с изнаночной стороны.

Возможно нарушение пропорций, композиции и некачественного расположением всего изображения на листе бумаги (картона).

Чтобы предупредить возникновение ошибок, учащимся следует показывать качественно выполненные работы, то есть, то к чему следует стремиться. А при объяснении и показе основных приемов работы указать способы самоконтроля, которые могут помочь учащимся избежать возникновения ошибок. При объяснении можно пользоваться карточками - контроля. Самоконтроль это важнейший элемент, который должны освоить и усвоить учащиеся. Можно сказать, что самоконтроль - это сознательность, с которой дети должны подходить к выполнению задания. А без развития сознательности не возможно осуществления и других целей воспитания, таких как уважительное отношение к труду, бережное использование материала.

Как уже говорилось, техника изонить не перегружена теоретическим материалом и в ней нет особой технической терминологии, подлежащей обязательному усвоению. При изучении темы можно лишь выделить несколько определений, в которых учащимся все же следует ориентироваться. Это следующие понятия и определения. [7, с. 5]

ИЗОНИТЬ - способ натяжения в определенном порядке ниток на твердой основе (картон, «бархатная» бумага).

КОМПОЗИЦИЯ - взаимное расположение фигур на выбранном формате.

ПРОПОРЦИЯ - соотношение сторон, частей одного предмета или нескольких фигур между собой.

ТРАФАРЕТ - лист картона, в котором проколоты дырочки для много кратного воспроизведения изображения.

ШАБЛОН - образец из картона, обводя который можно многократно повторять фигуры.

ПАННО - картина или рельеф, украшающие какой-нибудь участок стены, потолка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: