Вы еще будете изумляться своему небрежению и равнодушию к словам Великого Учителя: «Человек живет не только для себя одного», ибо важность и истинность их духовного значения несоизмеримо выше того, что они означают в материальном смысле. Независимо от того, окажетесь ли вы когданибудь в материальном центре работы Храма и объединитесь в нем с вашими товарищами или же, напротив, будете обособлены так, что никогда не встретите другого члена Храма в данном вашем воплощении, – в любом случае факт остается фактом: вы являетесь составной частью одной групповой Души (иначе у вас никогда бы не возникло побуждения соединиться с Храмом), ибо вы были под водительством этой Души еще с тех пор, как одна из ее звездных плеяд следила за вашим первым появлением на Земле.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
НАСТАВЛЕНИЕ 68
Постарайтесь хотя бы на время отбросить все кривотолки и слухи о членах Должностного Круга Храма, и ради ваших же страдающих в мире собратьев, ради собственного вечного блага и ради вашего же успешного развития задать себе следующие вопросы.
Вы когданибудь слышали или читали о том, чтобы ктото занял почетное или руководящее положение, не вызвав при этом зависти, ненависти или ревности со стороны тех, кто метил на это место или же присматривал его для других заинтересованных лиц? Разве вы не замечали, что, невзирая на истинные способности и достоинства выдвинувшегося на этот пост человека, даже самые простые и естественные его слова и поступки искажались и раздувались до неузнаваемости последними, или же теми, кто был не в состоянии судить объективно?
Разве вы не находите, что во всей природе, во всех эволюционных проявлениях от атома до Бога, в каждом аспекте, или дифференциации, Вечной Единой жизни – насколько может охватить ваше сознание, – лишь однаединственная точка, клетка, орган, человек, нация или звезда (солнце) были центром притяжения и распределения действия эволюционных сил, которые участвовали в процессе творения не только окружения этой великой мистерии в форме, но и всего остального, что проявлялось в этом пространстве от центра до периферии?
|
Будет ли этот центр видимым или же невидимым, зависит от характера той задачи, что возлагается на него Владыками Кармы, а также от плана его действия, но его назначение при этом всегда остается одним и тем же.
И можете ли вы вспомнить какоенибудь восстание, умаление законной власти, узурпацию законных привилегий, неповиновение необходимым директивам, короче говоря, вред, причиненный центру действия, или его разрушение, которые породили чтолибо еще, кроме разъединения людей, их душевных и физических страданий, а также лишили многих возможности нормального развития?
Не учит ли нас вся история человеческой расы наряду со всеми известными царствами природы этой великой истине?
Не являются ли такие бунты, восстания и непослушания скрытой причиной всех человеческих бед, страданий, замедленного прогресса и постоянной борьбы между нациями и людьми?
Все удачи и успех в деловой, государственной и семейной жизни, равно как и развитие всех низших природных проявлений – разве не учат они нас ясно тому, что как бы ни был ограничен нуклеус – созидающий центр, – но если он находится в законном кармическом положении, принадлежащем ему по праву, то его уничтожение оставляет всю массу в созданной им форме без проводника, притягивающего и распространяющего необходимые созидательные и поддерживающие силы? Не учат ли они также и тому, что именно благодаря поддержке и защите этот центр может работать в согласии с каждой молекулой органического целого, давая ему все, что только он один и может дать? Как только какаялибо единица этого организма достигает такой точки развития, где она становится признанным инструментом, способным направлять меньшие единицы на благо целого, центральный нуклеус в соответствии с высшим законом, управляющим всей массой, должен воспользоваться услугами этого инструмента и сделать все возможное, чтобы продвинуть его на такое место, где он может принести наибольшую пользу для большинства. Не сделать этого – значит подвергнуть опасности и постепенно разрушить все целое, всю массу, составной частью которой он является, ибо эволюцией управляют строго математические принципы. Человеческое невежество в отношении этого закона или неповиновение ему являются основной причиной всех негодных, бесчеловечных форм управления, а также политической коррупции современного мира.
|
Не стоит особого труда доказать, что всякая клетка, всякий индивидуум, которые отказываются исполнять свой долг или незаконно берут на себя обязанности других; равно как и всякая клетка, всякий индивидуум, которые критикуют, приуменьшают или умаляют права, врученные самой Природой центральной клетке – этому электрическому генератору, приемнику и передатчику созидательных сил, – эти оппозиционные клетки, эти индивидуумы становятся источником огромной опасности для всей массы, тем каналом, через который начинают работать уже не созидательные, а разрушительные силы. Следовательно, они становятся общим врагом для всех составных частей этой массы, из чего бы она ни состояла.
|
Бесчеловечное отношение к себе подобному редко является результатом врожденного стремления к жестокости; в его основе у обычного человека почти всегда лежит материальный эгоистический интерес. Однако, как бы ни был виновен человек, но если его не разоблачили, он испытывает нечто вроде удовлетворения, когда какойнибудь другой виновник привлекается к наказанию, а он сам остается вне подозрений. В истинном ученике Ложи такие качества должны быть уничтожены одними из первых.
Никто и ничто не может повлиять на Посвященного, чтобы он передал на милость своих Собратьев какуюлибо бедную душу, согрешившую против него лично. Он знает, что, хотя приговор этой душе может быть надолго отложен, все равно виновного настигнет наказание по Закону Законов. Даже если бы последний избежал расплаты, это ничто по сравнению с раскаянием за содеянное.
Если бы гром и молния, землетрясение и пожар могли бы привлечь внимание уверенного в своей правоте бунтаря, заставив его прислушаться к тихому «голосу безмолвия», который всегда следует за бурей, и если бы для него раскрылся свет того духовного факела, что он несет, даже не ведая, – факела Божественной Мудрости, то он бы увидел, что это он сам вследствие своего безумия и невежества был причиной этой бури и пожара, горя и страдания, разочарований и потерь, бросив вызов закону. И тогда бы завершился один короткий цикл причин и следствий, и он бы понял, что это он сам убил своих близких, вызвал взрывы, посеял семена заразных болезней, взял в руки яд, нож или кинжал и нанес удары себе и тысячам себе подобных, таких же страдающих и борющихся созданий. Он узнал бы, что это он искалечил и изуродовал других, это он навлек голод и эпидемии. Но самое страшное – это он своим самопотворством разрушил тот канал, через который должны были работать созидательные силы, чтобы создать проводники, позволяющие притянуть к Земле, а также воплотиться душам, способным освободить его от этого рабства. Такие души могли бы научить его разумно сотрудничать с великими и неизменными принципами Природы, чтобы совершенно изгнать с лица Земли все сознательное зло; могли бы дать импульс божественным огненным жизням, несущим весть о возрожденном, прощенном и прощающем, несказанно великом и осиянным славой Новом Народе; ту весть, которая потоком прозрачного света озарила бы все темные уголки Мироздания. Но прежде чем идеал такой полноты свершения сможет утвердиться в массовом сознании, бесчисленные множества должны будут уйти в великую тьму. Художник, мечтатель, ученый – все, кому удалось уловить пусть даже слабый отблеск какойлибо грани этого идеала, должны заплатить за то, что имели дерзость недооценить важности богов материальных. Эти боги требуют поклонения, и всякого отказавшегося от этого принесут им в жертву, как и ранее поступали с каждым, кто не признавал Маммону и грубую силу настоящей Манвантары.
Человек никогда не принимал и никогда не примет высочайший идеал своего собрата – Братство Человечества – и не станет всецело следовать ему до тех пор, пока его эгоизм, нужда и страдание сами не приведут его к нему; по крайней мере до той точки, где он признает его ценность и великодушно отдаст всего себя и все свое состояние на службу другим, чтобы помочь этот идеал воплотить. Для среднего человека неважно – много ли добра может получиться для мира en masse. Пока он не сможет увидеть, что объединение усилий – это также и путь для приобретения личной выгоды, он не сможет побороть в себе подозрительность, рождающуюся от мысли, что этот идеал – не его собственный. Эта самоограниченность держит его на периферии жизни, вынуждая из воплощения в воплощение устало ходить по кругу Великого Колеса. Он не чувствует вибраций притяжения, исходящих из центра, оттого что сам слишком удалился от него. Не встречая в нем никакой силы сопротивления, эти вибрации улавливаются и оседают в более плотном слое материальной субстанции, которая и образует эту периферию. Там ему и надлежит оставаться до тех пор, пока он не усвоит, что невозможно, причинив зло ближнему словом, мыслью или делом, избежать при этом обратного кармического воздействия; и пока не поймет, что сам должен открыть закрытые им пути между собою и центральным нуклеусом мировой клетки, к которой он принадлежит. И поскольку эти пути пронизывают слой за слоем, план за планом, проходя через меньшие клетки, или организованные сообщества, с которыми он связан неразрывными нитями, он должен суметь сгармонизировать себя с ними, прежде чем вся сила эволюционного потока жизни сможет беспрепятственно устремиться от центра к периферии его индивидуальности через открытые таким образом врата. Этими же путями и сам он будет привлечен обратно к источнику его бытия – в дом и сердце своего Отца, где блудному сыну уже уготован пир и где ожидают его возвращения.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
НАСТАВЛЕНИЕ 69
Извечный вопрос: если Бог, Добро, пребывает везде и во всем, то как же может зло сосуществовать с Богом? Утверждается, что по закону физики два предмета не могут занимать одно и то же место в одно и то же время; и вместе с тем нам внушают, что хотя Бог и пребывает во всех вещах и пронизывает собою всю реальность, но Его антитеза, зло, тоже существует, причем не только как самосущая реальность, но и как причина извечной борьбы между творениями этого Бога, созданными из Его же собственной субстанции.
Это было бы поистине парадоксом из всех парадоксов, если бы являлось буквальной истиной.
Двойственность всей проявленной жизни является настолько очевидным фактом, что вряд ли необходимо ссылаться на него как на основу аргументации. Позитивное и негативное, день и ночь, добро и зло – осознание одного предполагает осознание и другого.
Картина какогото предмета не есть сам предмет. Она всегонавсего иллюзия, отражение, уловленное и временно зафиксированное на субстанции иного качества. Вместе с тем она есть инверсия исходного предмета. Встаньте на берегу водоема и взгляните на свое отражение в воде; оно окажется перевернутым вверх ногами, то есть голова будет там, где должны быть ноги.
Эта простая иллюстрация может помочь вам понять те методы, посредством которых определенные фазы духовной жизни становятся фазами жизни астральной.
Для того, чтобы облечься в конкретную форму и тем самым познать Себя, в начале Великого века, МахаЮги, Бог отражает Себя, то есть свои собственные потенциальные атрибуты и качества, в то, что мы именуем пространством, которое в действительности есть вечная, всегда существующая субстанция. Эта субстанция – Акаша – есть основной принцип электрической энергии, первой манифестацией которой является эфир.
Тьма не имеет реального существования: достаточно свету засиять, как она исчезает. То же самое и с отраженной Вселенной: пока Свет Бога – Воля к творению – активна и творит, живое отражение этого Бога имеет свое временное существование, предел которого определяется этой же Волей.
Одно из самых серьезных затруднений в нашем понимании этого отражения Бога заключается в том, что мы налагаем определенные ограничения на наши идеальные представления, стремясь охватить явление отражения в целом, вместо того чтобы уделить больше времени и внимания его составным частям, малым отражениям. В результате эта задача оказывается слишком сложной для нашего мышления. Если бы мы могли уяснить себе, что отражены не только все формы и степени субстанции, но и все возможные виды разума, все возможные атрибуты, качества и свойства любых форм и степеней силы и энергии, если бы поняли, что все они являются не только отражениями, но также и совершенно независимыми и обособленными инверсиями, перевертышами этих отражений, а следовательно и ложными по сравнению с истинными, – то задача намного упростилась бы. Единственно истинной, вечной формой жизни в таком мире теней является эго – Божественная Искра, или основа каждого существа. И будучи, так сказать, поймана и закреплена во Вселенной отражения, эта Божественная Искра наделена миссией трансмутировать это отражение таким образом, чтобы вернуть его к Богу с накопленным среди теней опытом. Для примера представьте себе, что ваш отраженный в пруду образ наделен вами разумом и силою движения, а также вдохновением и устремлением найти и познать все то, что этот пруд содержит и чему он может научить; и что вы, наблюдающий все это сверху, в какойто момент понимаете, что это отражение выполнило свою миссию, приобретя весь возможный опыт. Зная, что форма и субстанция этого отраженного образа не нужны для его реальной жизни, вы можете их просто разложить и освободить заключенный в них разум, который облечен теперь в форму из чистой энергии, обретенную им через полученный опыт. Вы можете также призвать эту тонкую форму к себе, на поверхность пруда, как ваше собственное дитя, часть вас самих. А теперь представьте, что силою вашей собственной воли, которая отразила и ваш собственный образ, и сам этот пруд, вы отзываете назад и тот свет, с помощью которого было отброшено отражение, оставив лишь тьму и небытие там, где был пруд.
И хотя это нельзя назвать точной иллюстрацией манифестации и инволюции материи, все же этот пример может в некоторой степени пролить свет на этот процесс.
Притча о десяти талантах относится именно к этим трудам эго. Недостойный ученик, зарывший свой талант, то есть не употребивший данное ему и вернувший его Учителю, иллюстрирует действие эго, эгоистично отказавшегося использовать свою духовную жизнь на трансмутацию низших форм силы, которые должны периодически возвращаться в Абсолют для получения более сильного импульса. Другой ученик, который употребил свой талант для благой цели, был вознагражден талантом, возвращенным учеником недостойным. Иными словами, субстанция постоянного утонченного проводника эго является наградой за его собственное усердие, вместе с той неиспользованной субстанцией, что была возвращена Дарителю.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
НАСТАВЛЕНИЕ 70
Использование некоторыми учителями иностранных или незнакомых выражений, вызванное трудностью объяснить глубокие духовные истины на не подходящем для этого английском языке, привело к тому, что коекакие аспекты этих истин – аспекты, хорошо знакомые тем, кто связан с какойлибо из более современных религиозных систем, были, к сожалению, отвергнуты или же превратно истолкованы. И нигде результаты этого не были столь пагубными, с далеко идущими последствиями, как в том случае, когда ученики по невежеству своему устремлялись к полному отказу от идеалов, сформированных ранее в их сознании длительным употреблением слов «Бог» и «Христос»; и все это изза неправильного понимания иностранных или незнакомых выражений, обозначавших те же самые идеалы.
Никакими словами не передать той неизмеримой утраты, что была вызвана отвержением этих некогда близких и дорогих понятий о бесконечной Любви и Мощи. Немало тщетных попыток было сделано, чтобы достичь подобной возвышающей и укрепляющей мощи, которую прежде символизировали и выражали эти слова, путем поклонения безличному, бесчувственному, всемогущему, недосягаемому, вечно далекому идеалу; а человеческое сердце тем временем в безнадежном отчаянии не прекращало взывать об утешении в скорби, о прибежище в моменты эволюционных бурь, осознание которых воистину может «заставить и ангелов восплакать».
Бессчетные множества людей решаются на самоубийство и всевозможные преступления изза отчаяния, следующего за кажущейся утратой этих идеалов. В большинстве случаев они были не в силах отказаться от всего того, что прежде придавало им мужество в настоящем и вселяло надежду на будущее, – то есть от всего, что выражали для них слова «Любовь Отца», «Искупление Спасителем». Они не смогли увидеть, что холодные – для них – выражения, «взывающие лишь к интеллекту», в действительности были лишь иными формами выражения Божественности и ее высших атрибутов; не смогли они воспринять и до сих пор недостающей истины о подробностях внутренних планов сознания и их обитателях, находящихся между существующим ныне человечеством и Богом. Они не могут понять, что знание БогаОтца – Святого Духа, Матери, – сознательно приближенное к ним, в действительности есть часть их самих, высшая и лучшая их часть – Божественная Мудрость, или способность любить; и что ХристосСын, первое выражение (или отражение) в чуть менее плотном проводнике, есть также часть самого высшего и наилучшего в них, олицетворяемая словами «служение», «жертва», «искупление»; и что этого Христа можно сделать видимой, осязаемой формой через совершенного человека – Спасителя.
Люди не стали бы меньше почитать Бога, если бы знали, что вместо того чтобы вечно восседать над ними на золоченом троне, этот Бог говорит с ними, утешает и благословляет их в каждом искреннем и любящем слове, сказанном им другим человеком, в каждом добром поступке, совершенном для них кемто другим; и что в каждом цветке, в каждом восходе и закате, в каждой вспышке молнии, во всем прекрасном, что только бывает в этом мире, – будь то вещь, живое создание или пейзаж – они видят сияние Его славы. Их любовь к Кришне, Иисусу, Будде или к иному воплощенному Спасителю нисколько бы не уменьшилась и не исчезла, если бы они знали, что их вера в этих Великих оправдана, ибо ныне подтверждается все то, чему Они учили; а именно, что после своего ухода с этого плана действия эти Сыны Бога, будучи едины в сущности своей с Отцом, будут иметь власть ниспосылать людям Святой Дух, Утешителя, Божественную Сущность, которая напитает их мудростью, чтобы помочь возрождению человеческой расы. Иными словами, что в распоряжении людей окажется тот же величайший импульс, непревзойденная мощь, а именно сила интуитивной мудрости и знания, что некогда служила и этим Спасителям, благодаря чему люди смогут иметь непрекращающееся общение, полное взаимопонимание и единство со всеми этими Старшими Братьями. И тогда к людям пришло бы полное осознание истины, что всякое бескорыстное служение, всякая добровольная жертва, совершенная одним человеком ради другого, есть протянутая к нему рука Христа, а каждое усилие загладить содеянное зло есть шаг к самоискуплению.
Ах, дети Мои, не давайте никаким превратным толкованиям, никаким ложным конструкциям из слов и предложений встать между Богом и вашей душой, или заградить путь Любви, Служению и Жертве Христа. Помните, что касание любящей руки и есть касание руки Бога, а тихое и нежное слово сочувствия, соболезнования и сострадания, сказанное вашим братом или сестрой в час вашей нужды, и есть Голос Всемогущего Слуги, Утешителя и Помощника. Помните, что любовь, бескорыстно изливающаяся из ваших сердец, и есть, образно говоря, струящееся через вас Дыхание Бога.
Ложные понятия, вкравшиеся в религиозные системы, а именно развитые в самом человеке качества, которыми он наделил и Бога, – это все, с чем искренний и серьезный человек в действительности расстался, отказавшись от некоторых ложных представлений о Боге. Самое высшее, самое лучшее и самое значительное из всего, что такой человек интуитивно признал как Божественное, а вместе с этим и невообразимо большее, он сохранил, сознает он это или нет.
Не допускайте, чтобы ваша неспособность постичь идеал, способный адекватно выразить все, что по вашим ощущениям должно быть в Боге и Христе, лишила вас того блага, что могут дать вам те идеалы, которые вы в состоянии сейчас создать и осознать. Помните, что вы пока всего лишь «малые дети Бога», еще незрелые дети, и что Бог и Христос, Любовь и Служение, Всемогущий Закон и Божественная Мощь развивают этих «малых» до совершенства. И пусть ни один человек не осмелится отобрать у вас венец – венец вашей веры, знания и совершенствования.
Поистине тяжким бременем было для человеческой расы кармическое воздействие того беспокойства и постоянно усиливающегося страха перед неизвестностью (следствие проклятия страхом), который был впервые внушен людям корыстолюбивыми, жестокими и бездушными врагами рода человеческого. Лишенные души, они все же обладают в достаточной степени рассудком, чтобы испытывать желание осквернить, а если возможно, и разрушить мост между высшим и низшим «я» вновь нарождающейся во Христе и развивающейся расы, которая уже построила подходящие проводники для ожидающих воплощения эго духовного плана. Этим разрушением они хотят навсегда воспрепятствовать проникновению посреднического элемента в зарождающегося человека, превратив его в простые копии своих собственных едва различимых и ограниченных жизней. Именно на этих обитателей низшего астрального плана должен обратить свое внимание человек, пытающийся обнаружить, откуда берется та застилающая его рассудок пелена, которая скрывает от него знание о том, что первое же пробуждение мысли о Боге – к вещи ли, к живому существу она относится, – и есть Бог. В этих же астральных сущностях следует ему искать и причину утраты благоговейного почитания и разумного принятия той истины, которую подсказывает ему интуиция: а именно, что существует Нечто, некая Сущность, некая Сила, которая стоит намного выше всего того, что он когдалибо испытал или чувствовал. Те же астральные сущности держат человека в неведении относительно той неизмеримо великой истины, что Добро есть Бог – Бог в проявлении, Бог в форме (настолько, насколько Бог, который есть все формы, может быть ограничен одной формой), где бы, когда бы и как бы это Добро ни проявлялось.
С принятием и усвоением этого бесконечно важного факта, а именно с личным осознанием того, что Бог окружает их извне и пронизывает изнутри, что Он наполняет их собою, одушевляет и, образно говоря, окутывает их покровом любви и мощи своей, объединяющей все воедино вездесущности, – найдется ли в сердце разумного, нормального человеческого существа место чемунибудь такому, что может противоречить его благочестивому желанию осуществить эту очевидно божественную цель? Или его благоговейному преклонению перед Великолепием и подавляющим Величием Того, что ни один человек никогда не был и не будет в состоянии выразить в подходящих словах, будучи в плотном теле? И если задуматься над тем, в какую пучину может погрузиться нормальное разумное человеческое существо, когда из страха потерять ничтожную материальную выгоду оно не решается утвердиться в своей вере во Всемогущего Бога или открыто отождествить себя с теми, кто занят поисками источника бытия, или же в своей жалкой боязни подвергнуться осмеянию таких же невежд или тех, кого можно назвать лишь грязной пародией на человека, присоединяется к этим последним в умалении своего высшего, – то остается только удивляться тому, до какой степени падения может дойти человек. И можно лишь сожалеть о той трусости и слабости, которой ограждает себя любитель мирских благ, унижая свою душу и наводя тень несправедливой критики на тех, кто с радостью и благодарностью выражает свою признательность и любовь в отношении Старших Братьев, указавших им так долго скрываемый путь назад к Богу. И эта критика (о терпение, не покидай Меня!) во многих случаях вызвана тем, что какойто другой бедный и несчастный осмелился сделать слабую попытку обрести благоговейное смирение или просить у Бога помощи, на которую, как полагает этот критик, у него нет никакого основания. Ему не хватает мудрости осознать, что его же собственные недостатки лишают его способности распознавания. Ах, поистине глуп тот, кто может отказаться от своей, пусть даже едва теплящейся веры, почитания и преданности Добру, по приказанию или по примеру другого, когда тот «никогда не касался даже края Божественной одежды». Право же, из всех людей он более всего достоин сожаления и таких, как он, следует остерегаться.
Никогда ни один человек не находил Бога с помощью интеллекта, но путь, идущий из сердца, всегда прям и широко открыт.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
НАСТАВЛЕНИЕ 71
Эго, которое в своей последней инкарнации на этой планете пребывало в теле Иисуса из Назарета, – то же самое эго, которое воплощалось в каждого Спасителя рас и народов с начала текущего Великого цикла в двести тысяч лет. Каждый такой Спаситель возвестил начало определенного периода – малого цикла в большом; то есть перст Бога начертал, так сказать, малый круг внутри большого и развернул в нем новый порядок жизни. Когда Великий цикл завершится, то эго, создававшее физические проявления этих Спасителей, пойдет дальше, чтобы принять на себя более высокую миссию, возможно, на какойто иной планете, а его труд будет возложен на эго, которое в своем развитии следует за ним. Это эго, начиная с первого малого круга большого цикла, станет создавать проводники – личности – для своего воплощения. Эго, воплощающееся в Спасителей любого большого цикла, становится Великим Инициатором, «Стражем Порога» на весь этот цикл. Но понять, кем был и есть Иисус в действительности, человек сможет лишь тогда, когда ему полностью откроется смысл слов «групповая душа». Отражение солнца, которое вы видите на поверхности пруда, не есть истинное солнце, и все же оно имеет некоторые признаки и качества, свойственные этому светилу. Поясню: если бы солнце могло фиксировать все свои отражения, удерживая их сколь угодно долго, и наделять их разумом, то вибрации, активно действующие между ним и этими отражениями, постепенно могли бы развить групповую душу; солнце было бы центральной фигурой, и с течением времени и непрестанного взаимодействия сил и принципов оно и его отражения стали бы единой нераздельной сущностью на высшем плане.
Соответственно и личность Иисуса была отражением Отца – Духовного Солнца, и между Ними было достигнуто совершенное взаимодействие сил и принципов, что сделало Их воистину Единым, как это было и в случаях с предыдущими Спасителями.
Если бы на нас снизошло полное понимание этой важной истины, мы не испытывали бы более затруднений в признании справедливости требуемых от нас почитания, служения и безоговорочного послушания наставлениям Иисуса.
Мы совершаем ужасную ошибку, пытаясь низвести Иисуса до более низкого положения, а также воздвигая какуюто абстракцию на занимаемом Им прежде месте. Мы часто слышим выражение: «Во мне столько же Христа, сколько было и в Иисусе». Но это совсем не так. В нас может быть столько же этого Божественного принципа потенциально, но отнюдь не in actu.
Христом, Спасителем, достойным соответствующей любви и почитания, человек становится лишь в той мере, в какой развиты в нем принципы и силы, образующие Христа, Сына Божьего. Однако мы не должны забывать и того факта, что все законы природы действуют с математической точностью. И если ктото занимает какуюлибо ступень на космической шкале проявленной жизни не по божественному праву, то силы и принципы, преимущественно действующие на этой ступени, не смогут проявить себя через его личное «я» в той мере, в какой они могли бы действовать в человеке, кармически достигшем данной ступени; и, следовательно, он не может быть достоин любви, служения и почитания тех, кто кармически занимает более низкие ступени на этой шкале. В подобном случае это был бы вопрос не потенциального, но действительного права; так же не ставится вопрос и о том, способны или не способны космические силы и принципы, принадлежащие этой ступени, функционировать должным образом; прежде всего нужно рассматривать само занимаемое им положение.
Бог не может, так сказать, распуститься в цветке человечества за одно мгновение. Лист за листом, лепесток за лепестком раскрывается построенный законом божественный бутон. Учитель Иисус был одним из его лепестков, который благодаря одному из аспектов космического закона, соединенному с его личными усилиями, преодолел ограничения, налагаемые другим аспектом того же закона, и опередил остальные плотно сомкнутые лепестки божественного бутона. Этим своим действием Он дал возможность открыться и всем остальным лепесткам, ибо до тех пор, пока первый лепесток остается закрытым, не может распуститься, сохранив совершенную форму, и весь бутон. Если бы какойто лепесток попытался открыться раньше первого, то вся симметрия и красота бутона была бы нарушена и вместо прекрасного цветка получилось бы уродство.
Обычное понимание великой жертвы, связанной с Иисусом, основано на ложных предпосылках; оно держится главным образом на жертве физического тела, которая является всего лишь одним из аспектов этой жертвы. Прорыв этого первого лепестка – отделение от Отца – душераздирающий вопль: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?», – все это свидетельства проявления позитивного аспекта этой Величайшей Жертвы, в то время как слово «свершилось» – негативного, и мы не должны упускать из виду той истины, что совершение этой Великой Жертвы было необходимо не столько для конечного совершенствования Иисуса, сколько для совершенствования каждого ученика Белой Ложи.