Изменения объема запрашиваемого блага состоят из двух равных составляющих эффектов — замены и дохода.1 Эффект замены всегда отрицателен. Эффект дохода может быть отрицательным или положительным в зависимости от качества товара (некачественный, нормальный или «роскошь»). Так как ценовая эластичность спроса отражает изменения запрашиваемого блага по отношению к изменению цены, то из этого следует, что существует некая зависимость между ценовой эластичностью спроса и эластичностью спроса по доходу.
Вспомним также, что эластичность спроса по доходу (н) является изменением запрашиваемого объема, деленного на изменение дохода. На данном этапе особо выделим понятие реального дохода. Тогда коэффициент эластичности спроса по реальному доходу можно определить как:
_AQ/Q_AQ i?
l~ AR/R~ ARQ' (310)
где i — греческая «йота» — эластичность спроса по реальному доходу, a R — реальный доход (отношение номинального дохода, поделенного на уровень цен, или М/Р).
Теперь разложим изменения в запрашиваемом объеме (х) в зависимости от изменения относительной цены на две части: эффект замены и эффект дохода. Получим:
где индекс t означает общий эффект, индекс s — эффект замены, i — эффект дохода. Таким образом, общее изменение объема запрашиваемого спроса равдо изменению, вызванному эффектом замены (относительная цена объема х снижается), плюс эффект дохода (вызванный изменением реального дохода). Отметим, что реальный доход увеличивается даже при неизменном денежном доходе, когда относительная цена хотя бы одного товара в рыночной потребительской корзине товаров падает.
Теперь разделим предыдущее уравнение на АР:
Aqt _ Aqs | Aq, АР АР АР'
Умножим последнее слагаемое в правой части на AR/ AR х R/ R = 1. Получим:
Aqt = Aqs | Ag, AR R АР АР АР AR R'
1 Эффект замены сводится к изменению потребительского спроса в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор. Эффект дохода — это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода. В главе 4 эти две важные категории будут рассмотрены подробно.
Часть I. Основы рыночного анализа
Теперь умножим обе части полученного уравнения на P/q:
Aqt P__bqs_ P Mi АД R P АР q~ АР q АР AR R q'
Для того чтобы преобразовать это громоздкое уравнение, мы должны отыскать приемлемое эквивалентное выражение для прироста реального дохода (AR). Им будет выражение:
AR = -QAP.
Почему это так? Потому, что изменение реального дохода равно количеству дохода, который высвободился для покупки других товаров, если относительная цена запрашиваемого товара упала и номинальная цена всех прочих товаров остается постоянной.
Теперь вставим это выражение в наше предпоследнее уравнение (в числитель правой части):
Aqt Р _Aqs Р | Aqt j-qAP) R P АР q АР q АР AR R q
В полученном уравнении сократим АР и соответствующим образом преобразуем наше выражение:
bQt/д = bQs/я _ (Pq)( bqi/q )
АР/Р АР/Р R AR/R Теперь мы способны различить две различные ценовые эластичности спроса.
распадается на ценовую элас-и эластичность спро- |
Mt/q
Лг АР/Р л,=^^- |
Общая эластичность спроса по цене
АР/Р |
тичность спроса по причине эффекта замены са по причине эффекта реального дохода
. Теперь мы можем записать |
AR/R |
1 =
последнее равенство в следующем виде:
Л( = Л5-К (З.Н)
где k = PQ/R означает долю реального дохода, потраченного на стоимость товара Q
Мы получили уравнение Слуцкого (3.11), которое показывает, что коэффициент эластичности спроса по цене может быть разложен на два компонента, которые характеризуют эффект дохода и эффект замены, причем относительная величина эффекта дохода зависит от доли расходов на товар q.
Уравнение Слуцкого (3.11) позволяет выдвинуть некоторые гипотезы о ценовой эластичности спроса. Во-первых, повторим еще раз, что эффект замены (г|) всегда отрицателен, что следует из закона спроса. Во-вторых, k всегда больше нуля (доля реального дохода, потраченного на стоимость определенного товара,
Глава 3. Эластичность
не может быть иррациональным числом). Теперь возникает вопрос — каким является товар.
Если товар «нормальный» или «роскошь» (i > 0), то общая эластичность спроса по цене (r]t) будет отрицательной величиной, а по абсолютной величине (по модулю) будет больше, чем r|s, т. е. эффект дохода усиливает эффект замены.
Если товар «некачественный» (i < 0), то эффект дохода направлен против эффекта замены; в этом случае t]s < r|t.
В случае «товара Гиффена» вычитаемая величина в уравнении (3.11) будет меньше уменьшаемой; при этом r|t превратится в положительную величину и кривая спроса будет иметь положительный наклон.