Чек-лист готовности к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Проверьте, знаете ли Вы…
Информация в тесте
Ищем синонимичные предложения!
Средства связи предложений в тексте
- сочинительные и подчинительные союзы
- частицы (именно, ведь, даже)
- вводные слова (таким образом, так, например, наоборот, во-первых, итак, следовательно)
Лексическое значение слова
Найти правильный ответ иногда помогают примеры словоупотребления (напечатаны курсивом)
Орфоэпические нормы русского языка
См. Словарик ударений; обратить внимание на постановку ударения в глаголах, причастиях с возможной буквой Ё, деепричастиях
Паронимы
См. словарь паронимов: 124 пары
Лексические нормы русского языка
- плеоназм – речевая избыточность, лишнее слово (подниматься вверх по лестнице)
- тавтология – повторное называние одного и того же (спросить вопрос)
- нарушение лексической сочетаемости (увеличивать впечатление)
Грамматические нормы
- существительное: мн.ч. И.п. и Р.п.; род несклоняемых существительных (тюль, шампунь)
- прилагательные: сравнительная и превосходная степень
- числительные: склонение сложных и составных количественных и порядковых числительных (СОТ=НОТА; трехсот)
- глаголы: одеть-надеть, поезжай, машет, мурлычет, сох, замерз, окреп и др.
- причастия и деепричастия (внимание на суффиксы)
Синтаксические нормы
- однородные члены (один вопрос, одна часть речи; нельзя одно зависимое слово к 2-м однородным членам: любим и заботимся о маме; вторая часть сложных союзов: как-так и, не только – но и)
- причастный оборот (нельзя дробить на части главным словом; внимание на согласование в роде, числе, падеже)
- деепричастный оборот (действие деепричастия и глагола совершает одно лицо)
- несогласованное приложение (название чего-либо в кавычках)
- существительное с предлогом (вопреки, несмотря, благодаря, подобно, наперекор, наперерез, по прибытии, по завершении, по приезде, по прилете)
- подлежащее и сказуемое (ТЕ+ мн.ч.; КТО+ед.ч.)
- косвенная речь (внимание на личные местоимения и союзы)
-видовременная соотнесенность (время и вид глаголов – одинаковые)
- сложное предложение (избыток союзов)
Гласные в корне слова
Чередующиеся корни!
Приставки
- приставки на –З и –С
- приставки ПРЕ и ПРИ (+словарные слова)
- Ы,И после приставок
-Ъ и Ь в словах + словарные слова (подьячий, фельдъегерь, инъекция, адъютант и т.д.)
Суффиксы
- прилагательные (ИВ-ЕВ, ЛИВ-ЧИВ, ИСТ, ЧАТ, ЕВАТ-ОВАТ, ЕНЬК-ОНЬК, ЕНСК-ИНСК, К-СК)
- глаголы (ИВА-ЫВА, ЕВА-ОВА)
- существительные (ЕЦ-ИЦ, ИНК-ЕНК, ИЗН-ИН, ИЧК-ЕЧК, ИК-ЕК)
- наречия (ИЗ-ДО-С и В-НА-ЗА)
- правописание О-Ё после шипящих в суффиксах разных частей речи
Суффиксы
- глаголы: окончание (спряжение), суффикс прошедшего времени перед Л (см. начальную форму)
- причастия: действительные (спряжение), страдательные (см. начальную форму)
НЕ слитно и раздельно
- существительные, прилагательные, наречия на –О
- глаголы, деепричастия
- причастия
Слитное и раздельное написание слов
- предлоги (в течение, в продолжение, в заключение, впоследствии, насчет, несмотря на и т.д.)
- союзы (тоже, также, зато, притом, причем, чтобы и др.)
- наречия
Н и НН
- прилагательные+краткие
- причастия+краткие
ССП и предложение с однородными членами
- обратить внимание: общий второстепенный член
- однородные члены предложения: повторяющиеся союзы
Обособленные члены
- причастные обороты
- деепричастные обороты
Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения
- вводные слова: разряды по значению
- обращения
СПП
Обратить внимание на предложения с несколькими придаточными (маркер - подчинительный союз)
Предложения с разными видами связи
- стык союзов (ищем ТО, НО)
- однородные придаточные с союзом И (отвечают на один вопрос, запятая не нужна)
Пунктуационный анализ
- запятая: ССП, СПП, БСП, однородные члены, приложения, обращения, вводные слова, сравнительный оборот, причастный и деепричастный оборот
- тире: прямая речь, между подлежащим и сказуемым, приложения, обобщающее слово, БСП, неполное предложение, вставная конструкция
- двоеточие: обобщающее слово, прямая речь, БСП
Работа с текстом
Внимательно читайте задание!!!
Типы речи
- повествование (цепь событий, действий, много глаголов действия)
- описание (отличительные признаки предмета, прилагательные, причастия, описательные обороты)
- рассуждения (размышления по проблеме, мысли героя или автора)
Лексические средства
- синонимы, антонимы
- фразеологизмы
Средства связи предложений
- сочинительные и подчинительные союзы
- указательные местоимения
- формы слова, однокоренные слова, лексические повторы
- синонимы и антонимы +контекстные
Изобразительные средства
- фонетические (ассонанс, аллитерация, звукопись)
- лексические (тропы: метафора, эпитет, метонимия, олицетворение, гипербола, литота, сравнение, оксюморон; фразеологизм, синоним, антоним, просторечные слова и т.д.)
- синтаксические (анафора, эпифора, антитеза, инверсия, неполное предложение – эллипс, градация, парцелляция, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание)
Сочинение
1. Проблема: конкретно, четко, только одна!
- в виде вопроса или в виде сущ. в Р.п. (проблема милосердия)
- в публицистике – «на поверхности», в художественном тексте – в отношениях, поведении героев, их словах, размышлениях и т.д.
2. План комментария:
- Пример из текста, важный для понимания проблемы (конкретное предложение, цитата)
- Анализ примера (своими словами) – что автор хотел нам этим сказать, на какие мысли наталкивает, к чему призывает.
- Смысловая связь между примерами (Они противопоставлены? Второй – вывод из первого? Второй поясняет, дополняет первый?)
- Второй пример из текста
- Анализ второго примера.
3. Авторская позиция – это четкий ответ на проблемный вопрос!
4. Аргумент – один, лучше из литературы и науки (случай из жизни – в самом крайнем случае!)
5. Вывод – Ваш взгляд на проблему, не надо повторять авторскую позицию. Можно говорить об актуальности, выразить надежду, закончить призывом или вопросом…
6. Выучить несколько клише для сочинения.
7. Абзацное членение (обязательные абзацы):
- проблема
- комментарии
- авторская позиция
- согласие /несогласие + аргумент
- вывод
Абзацев может быть больше, меньше – нет!