Тарасова Анна, ПОио/б-19-1-о
Доклад на тему: «Субъеты социальных изменений»
Социальные изменения — это переход социальных систем и подсистем, образующих их общностей, групп и институтов из одного состояния в другое.
Такого рода изменения выступают результатом взаимодействия системы со средой и сопровождаются возникновением в ней новых структур и характеристик. Социальные изменения объективны, однако отношение к ним различных социальных сил, их оценка всегда субъективны, отражают позиции различных групп, классов и слоев общества.
В зависимости от направленности, которую приобретают изменения, выделяют прогресс, регресс и застой.
Прогресс — это процесс социальных изменений, имеющий своим результатом усложнение внутренней структуры социальной системы и повышение уровня ее организации. Концепция социального прогресса является продуктом эпохи европейского Просвещения (XVII—XVIII веков), наиболее выдающиеся представители которого (Вольтер, Гердер, Дидро и др.) верили в созидательную силу человеческого разума и его способность преобразовать общество на началах гуманности.
Критерий прогресса зависит от социального контекста. В XIX − перв. половине XX вв. индустриализация, урбанизация, модернизация, рост потребления считались синонимами прогресса.
Регресс — социальные изменения в системе, сопровождающиеся понижением уровня организации, постепенной деградацией и распадом образующих ее структур.
Застой — специфическая форма бытия социальной системы, связанная с ее неспособностью реагировать на изменения, которые происходят в окружающей среде.
Такая ситуация сложилась в царской России на рубеже XIX—XX веков. Реформы, начатые П. А. Столыпиным, не были завершены, в результате произошли события 1917 г. и последующих лет. Если система не может адаптироваться к изменениям в среде, т.е. перестроить свою внутреннюю структуру, то начинается ее дисфункция, которая с течением времени приводит систему к распаду.
|
Примером могут служить застойные явления в жизни советского общества в 1960—1980-е гг. Последовавшая за ними перестройка уже не смогла принципиально изменить ситуацию.
Полнее характеризуется социальное изменение другой теорией, близкой к эволюционистской, но создавшей самостоятельную научную парадигму – теорией систем. В ней общество предстает как комплексное целое, состоящее из множества элементов, и объединенных различными взаимосвязями, и обособленных, с определенной степенью закрытости от окружающей среды. В частности, Т. Парсонс (1902–1979) считал понятие «система» универсальным. Системная модель оказалась влиятельной, но она повторяет недостатки эволюционистской теории: теории системного, в том числе функционалистского направления, описывают больше простое репродуцирование, устойчивость системы и стабильность, чем трансформации, дисфункции и нестабильность.
Виды социальных изменений
Эволюционные изменения — это частичные и постепенные изменения, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо свойств, качеств, элементов в различных социальных системах, и приобретающих, в связи с этим, восходящую или нисходящую направленность.
|
Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.
Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.
Революционные изменения - в отличие от социальной эволюции, которая принимается всеми школами социологии и рассматривается как естественное состояние общества, в отношении понятия революции, его определения и значения для развития общества, в социологии нет единого мнение.
Обобщим все имеющиеся концепции, можно выделить характерные особенности революционных изменений, отличающих их от эволюционных:
1. Они затрагивают все сферы общества
2. Изменения затрагивают самые основы общества
3. Изменения, вызванные революцией, стремительны
|
4. Эти изменения, как правильно, носят насильственный характер
· Для общественных объединений, активно влияющих на общественные изменения, характерны следующие черты:
* Они созданы специально для реализации определенных целей, достигаемых или реформаторским или революционным путем.
* Им свойственно единство в организации, понимании целей и средств их достижения.
По целям коллективные субъекты общественных изменений подразделяются на:
* Организации, нацеленные на установление нового общественного порядка.
* Организации, ставящие задачей реформирование существующего общественного порядка.
* Организации, стремящиеся изменить тот или иной социальный институт.
* Организации, созданные для общественного контроля над властью, для публичной критики её действий.
* Организации, созданные для защиты интересов определенной социальной группы людей: религиозных, этнических, сексуальных меньшинств, женщин, инвалидов, стариков.
Это первый тип – коллективный.
· Второй тип называют «толпой» - неорганизованные, стихийно и спонтанно возникающие общности людей, выступают в качестве своеобразного тарана, с помощью которого выполняется грубая, черновая работа по разрушению старого общественного порядка. Их используют в своих целях организованные социальные движения, которые сознательно создаются для достижения определенных целей. Это в первую очередь политические партии, а также профсоюзные объединения, экологические организации, движения в защиту мира и другие.
Историки описывают восстания, бунты, взрывы недовольства еще в эпоху античности, крестьянские выступления под предводительством С.Разина и Е.Пугачева, городские восстания XVIII века. Но только в ХIХ и ХХ столетиях массовые социальные движения стали наиболее эффективным механизмом социальных изменений. Это объясняется следующими причинами:
* Капиталистическое производство способствовало массовой урбанизации, и, как её следствию, высокой моральной плотности населения. У проживающих и работающих рядом людей появляется возможность выработки единой точки зрения, единой идеологии и единых социальных целей.
* Рост индивидуалистических настроений в ХХ столетии привел к изоляции индивидов, приватизации человеческого бытия. Поэтому, стремясь удовлетворить потребность в общении, люди охотно и активно участвуют в различных общественных организациях и движениях.
* Людей объединяет и понимание несправедливости существующих отношений, желание, объединившись с такими же, как они, обездоленными, изменить жизнь к лучшему.
* Рост уровня образованности и культуры приводит к пониманию того, что участие в социальных движениях является непременным свидетельством сознательности.
* Возникновение и распространение средств массовой информации позволяет людям "раздвинуть" горизонт социального видения, сравнить свою жизнь с жизнью людей в других странах. Это создает психологическую готовность к участию в социальных движениях.
Так же отдельно выделяют отдельных, «великих» личностей, которые повлияли на ход социальных изменений. Их немного, но без них мир выглядел бы иначе, чем он выглядит сейчас. Это Будда, Иисус, Цезарь, Коперник, Наполеон, Эдисон, Ленин, Сталин, Гитлер. Одни из них не предполагали, что навсегда останутся в исторической памяти. Николай Коперник, скорее всего, не представлял, что его открытия в астрономии приведут к созданию новой картины мира. Джемс Уатт вряд ли предполагал, к каким последствиям для человечества приведет изобретение им парового двигателя. Нильс Бор не мог предвидеть, что его опыты дадут толчок к созданию ядерного оружия. Этих людей можно назвать "лидерами мысли". Их идеи привели к широкомасштабным историческим изменениям. "Лидеры действия" также не всегда предвидели последствий своих действий. Александр Македонский не догадывался, что победа над персами спасет западную цивилизацию, а Христофор Колумб не подозревал, что открыл новую территорию, на которой позднее возникнет мировая сверхдержава. Они просто делали свое дело, не думая, что "льют воду" на мельницу мировой истории.
Мнения известных социологов:
Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.
К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно "материалистическому пониманию истории" у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений.
М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.