Если центральный банк определенного государства абсолютно не вмешивается в валютообменные операции путем покупки и продажи иностранной валюты на международном валютном рынке, то внутренняя валюта находится в состоянии "свободного плавания". На практике такое случается крайне редко.
Система жестко фиксированных валютных курсов, которая предполагает вмешательство государства в их изменения.
Режим фиксированного курса имеет следующие преимущества:
-количественная определенность (способствует торговле и стимулированию потока капитала);
-усиливает повышенное доверие к валютной финансовой политике, вызванное необходимостью приближения процентных ставок к ставкам экономики валюты зацепления, а также необходимостью контроля за ростом кредитования и правительственных расходов для предотвращения подрыва обменного курса инфляцией.
-сдерживании инфляции. Высокое доверие к валютно-финансовой политике смягчает инфляционные ожидания на рынке труда и финансовых рынках.
Однако данный режим не лишен и недостатков. Страна не способна противостоять определенным экономическим шокам в результате потери экспортных рынков и недостаточности валютных резервов для поддержки фиксируемого курса. Как правило, эти явления сопровождаются резким снижением внутренних цен, которые предопределяют спад производства и рост армии безработных.
При установлении режима фиксированного курса возникает проблема в отношении уточнения количества валют, но в случае "зацепления за одну валюту" данная страна характеризуется следующим:
- эта политика удобна для понимания всеми компаниями на всех финансовых рынках страны;
|
- значительно сокращается возможность правительственного манипулирования курсами;
- уменьшается риск обменного курса в торговле, поскольку операции, проведенные в одной валюте, благоприятны для крупного торгового партнера;
- колебание курса одной валюты предопределяет колебание курса внутренней валюты по отношению ко всем функционирующим.
В отличие от этого политика фиксируемого курса с "зацеплением за корзину валют" характеризуется следующими параметрами:
- иностранные инвесторы тяжелее воспринимают данную политику, предполагая, что власти манипулируют валютами, так как состав корзины валют широко не известен. Как правило, в таких случаях иностранные партнеры предполагают возможность девальвации;
- данная политика устраняет риск повышения стоимости единственной валюты, что наиболее благоприятно в отношении регулирования сделок со всеми торговыми партнерами страны. Однако повышение стоимости валюты ведет к уменьшению экспорта, росту импорта и тем самым ухудшает платежный баланс страны.
К другим преимуществам данного режима можно отнести то, что колебание курса валют значительно меньше, если все валюты корзины взвешены одинаково относительно своих зацепляемых обменных курсов.
Плавающий режим обменных курсов. Валютная финансовая политика страны формируется в определенной степени самостоятельно в условиях использования свободноплавающего режима.
Механизмы курсообразования при плавающем валютном курсе делятся на “чистое плавание” и “грязное плавание”. “Чистое плавание” – курсообразование без вмешательства центрального банка на валютном рынке. “Грязное плавание” – курсообразование при активных интеревенциях ЦБ на валютном рынке.
|
Данный курс позволяет поддерживать конкурентоспособность и быстро адаптируется к внешним импульсам и шокам, а самое главное - правительство страны освобождается от функции определения подходящего курса. Несмотря на эти преимущества, режим свободно плавающего обменного курса не лишен недостатков:
- если валютный рынок характеризуется незначительной емкостью, то при данном режиме несколько крупных сделок могут подорвать существующее состояние;
- данный режим может обеспечить эффективность валютной политики при регулировании со стороны государства, а также принятии валютно- финансовых 'л фискальных мер;
- следует признать непривлекательность для иностранных инвесторов и торговых партнеров условий неопределенности при данном режиме;
- существует угроза правительственного манипулирования ("грязное плавание"), что подрывает доверие субъектов рынка;
- если страна имеет наличие крупных спекулятивных потоков капитала, то определение обменных курсов в значительной степени ограничивает валютно-финансовую независимость.
Использование данного режима наиболее эффективно в условиях слабой развитости международных коммерческих связей, т.е., когда состояние производства не находится в большой зависимости от внешней торговли.
Для введения плавающих валютных курсов главенствующими условиями являются наличие развитого финансового рынка, степень интеграции с мировой системой, взаимозаменяемость национальных и иностранных денежных активов, а также степень развитости финансового посредничества. Тем не менее, несмотря на отсутствие данных факторов, многие государства перешли на режим плавающих курсов. Причинами этого являются неуравновешенность платежных балансов, незначительность объемов официальных валютных резервов для поддержки фиксируемых курсов, желание блокировать "черные" валютные рынки. Первыми на данный режим преимущественно перешли промышленно развитые государства, а затем и развивающиеся.
|
Однако ввод плавающих курсив национальных валют происходил в рамках стабилизационных программ МВФ и при наличии технической помощи. Это вызывало необходимость проведения комплекса экономических мер, таких, как структурная перестройка экономики, либерализация валютных и таможенных режимов, ограничения спроса и т.д. В условиях же отсутствия этих предпосылок многие государства используют режим сочетания фиксируемых и плавающих курсов. Модифицированной его формой является "ползучий" валютный курс, сущность которого состоит в проведении мелких и частных корректировок обменной стоимости валюты, которые повторяются 1 -2 раза в месяц.
К преимуществам ползающей зацепки можно отнести:
- предварительное объявление темпов "ползания", что увеличивает доверие экспортеров и потенциальных инвесторов;
- наличие возможности поддержания реально фиксируемого валютного курса. Так, например, при внутренней инфляции в 10% в год и инфляции у торгового партнера в 5% в год темп "ползания" фиксируется в 5% обесценивания в год.
Недостатки ползающей зацепки следующие:
- оптимальный обменный курс может изменяться в течение времени, что вызывает постоянную необходимость корректировки темпов "ползания" во избежание дестабилизации экономики;
- режим может привести к более высокой инфляции, чем при фиксируемом обменном курсе.
История показывает, что режимы обменных курсов менялись неоднократно. Так, после второй мировой войны использовалась контролируемая МВФ система фиксированных, но поправляемых обменных курсов. Государства обязались сохранить обменный курс в пределах договоренности и осуществляли меры по поддержке своей валюты при внешнем воздействии на нее.
С развалом бреттонвудской системы с 1973 года многие страны получили возможность применения широкого плавания валют и перешли к более гибким системам, что было вызвано перепадами обменных курсов крупных стран, витком высокой инфляции - в развивающихся. Дефицит платежного баланса в этих странах стал тормозом в развитии экономики, и в целях поддержания конкурентоспособности многие из них отдали предпочтение "ползающей зацепке".
Во многих государствах для стимулирования внешнеэкономической деятельности центральные банки использовали режим множественности валютных курсов. Необходимость этого обусловливается возможностью регулирования платежного баланса, не вовлекая количественные ограничения и административные запреты, при этом официальный курс валюты удерживается на высоком уровне для сдерживания роста цен на импортируемые товары, а движение капиталов и операции, связанные с ним, осуществляются по плавающему курсу. Данный режим валютных курсов используется, как правило, для нетрадиционных видов экспорта. Обобщая сказанное, следует отметить, что этот режим правомерно использовать в странах с переходной экономикой, но следует ограничить временной промежуток его применения, поскольку длительное использование системы накапливает искажение в распределении ресурсов, изменяет структуру относительных цен. Немаловажным фактором является извлечение прибыли не из производственной деятельности, а из существа разницы между неодинаковыми уровнями валютных курсов.
Политика валютного курса является неотъемлемой составной частью денежно-кредитной политики и должна соответствовать ее главной цели - снижению инфляции.
В зависимости от стоящей цели и от того, установлен в той или иной стране режим фиксированных или плавающих курсов, для их регулирования будет применяться различный набор экономических рычагов. Среди них особое значение имеет девальвация и ревальвация национальных валют.
Девальвация - целенаправленные действия правительства по снижению обменного курса валюты своей страны. Если на определенном этапе экономического развития необходимо девальвировать (обесценить) национальную валюту, то государство увеличивает предложение своей валюты на международном рынке. Часто это делается за счет дополнительной эмиссии денежных знаков.
Ревальвация - действия правительства, направленные на повышение обменного курса национальной валюты. Если нужно поднять в цене денежную единицу, центральный банк скупает на международном валютном рынке свою собственную валюту. Такое приобретение собственной валюты происходит за счет имеющейся у банка иностранной валюты.
Например, Национальный банк Швейцарии (SNB) в последнее время придерживался политики дешевого швейцарского франка. Поэтому когда происходило его значительное подорожание, Национальный банк Швейцарии "выходил" на рынок и добавлял ликвидности (т.е. увеличивал предложение франков на рынке под более низкий процент) и этим понижал курс национальной валюты.
Девальвация и ревальвация в принципе являются атрибутами системы фиксированных курсов, поскольку предполагают одномоментный, резкий скачок с одного валютного соотношения на другое и фиксацию его на новом уровне. Однако в современных условиях часто говорят о девальвации или ревальвации и в отсутствии фиксированных курсов, имея в виду любое понижение или повышение курсов.
Корректировку национального курса можно осуществлять также с помощью валютной интервенции, т. е. воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Одним из методов регулирования валютных курсов являются операции, вмешательства центрального банка в функционирование валютного курса в целях воздействия на курс национальной валюты. В этом случае, если на валютном рынке предложение иностранной валюты избыточно, то центральные банки осуществляют ее скупку и продают, когда произошло снижение предложения иностранной валюты. При этом центральный банк уравновешивает спрос и предложение на иностранную валюту и ограничивает пределы колебания ее курса.
Так, центральные банки европейской системы с помощью валютной интервенции поддерживают курсы своих валют в определенных границах. При осуществлении валютной интервенции необходимо определиться с выбором валюты, что зависит от места данной валюты в международной валютной системе, цели интервенции и сложившейся институциональной среды. Большинство центральных банков определяет порядок валютных интервенций на межбанковском рынке напрямую через дилеров, брокеров, при этом информация может быть конфиденциальной.
Валютные интервенции связаны с резким выбросом или столь же резким изъятием значительных объемов валюты с международного рынка. Выход центрального банка на валютный рынок происходит через коммерческие банки. Поскольку объемы очень большие (миллиарды долларов), то валютные интервенции приводят к значительным движениям валютных курсов.
Например, в 1998 году центральный банк Японии (Bank of Japan) провел несколько валютных интервенций, целью которых было предотвращение дальнейшего подешевления йены против доллара США. На рынок было выброшено несколько миллиардов долларов, что привело к значительному падению курса доллара против йены.
Центральные банки разных стран могут также осуществлять и совместные интервенции на валютном рынке. Во время одной из интервенций на рынке доллара против йены в 1998 году в ней участвовала ФРС (Федеральная резервная система США).
Девальвация, ревальвация, валютная интервенция, а также дисконтная политика и введение валютных ограничений являются мерами прямого валютного регулирования. К косвенным методам регулирования валютного курса относят практически все мероприятия фискальной и монетарной политики.