V этап: Введение понятия объема призмы




 

Цель: Углубить у учащихся интуитивно-наглядное понятие объема пространственных фигур.

Оборудование: модели призм.

       
   

 

 


Разрежьте (пластилиновую модель призмы, плоскостью проходящей через диагональ основания. Какие получили фигуры?

В результате выполнения этого упражнения ученики получили две призмы с равными основаниями (основанием является прямоугольный треугольник), а все остальные соответствующие элементы призмы равны.

Упражнение 2: Как вычислить объем каждой из полученных призм?

Вывод: Каждая из полученных призм имеет объем равный половине объема данного параллелепипеда. (Объем параллелепипеда умеют вычислять в пятом классе).

Упражнение 3:

Дана призма, в основании которой треугольник. Как вычислить объем этой призмы?

 

Учащиеся умеют вычислять объем призмы основанием которой является

 

прямоугольный треугольник.

 

Важно, чтобы учащиеся увидели в этом упражнении предыдущее. Объем данной призмы есть сумма объемов двух призм, основаниями которых являются прямоугольные треугольники.

Затем предлагается вычислить объем призмы основание которой трапеция, или любой

 

 

другой произвольной формы.

 

V = Sосн h

 

Сборник задач

 

Задача 1: Запомните пропуски.

В правильной треугольной призме сторона основания равна a, боковое ребро 2a. Найти площадь сечения, проведенного через сторону одного и центр другого основания.

 

Дано:

АВСА1В1С1 – произвольная призма

АВ = а

АА1 = 2а

Sсеч =?

 

Решение:

1) Плоскость сечения α определяют прямая … и точка …; проведем сечение.

2) ВС ׀׀ В1С1, значит …

3) α ВС ׀׀ А1В1С1, значит, линия пересечения В2С2

4) секущая плоскость α имеет с гранью АА1В1В две общие точки В и В2, значит …; а с гранью АА1С1С – точки С и С2, значит …;

5) сечение ВВ2С2С – …, т.к. …;

6) находим высоту О1D трапеции ВВ2С2С, ОD ВС

7) О1D

8) ; ВС = а

9) В2С2 =?; Δ А1В2С2

10) = …

11) = … (медиана в точке пересечения …)

12) = …; = ….

13) Из ΔОО1D: О1D2= … + … (…)

14) АD = a sin … = …; OD = 1/3 … = …;

15) О1D2 = … = … = …; О1D = … = …

16) Scеч =

Задача 2: В прямоугольной призме стороны основания равны 5 см, 6 см, 7 см, сечение проведенное через среднюю сторону одного основания и противоположную вершину другого, составляет с основанием угол в 60о. Найти площадь полной поверхности призмы.

 

Решение: Sп = Sб + 2 Sосн (1)

1) Sб =? Sб = Р l (2), Р = … + … +… = …; 2) из ΔADA1 имеем l = AD … (3);

3) AD - высота ΔAВС, (4);

4) , а = 5 см, b = 6 см, c = … p = ½ … = …

5) подставим в (4) найденное значение S и ВС: , АD = …

6) подставим в (3) значение AD и tg 60о: l = … = …; 7) подставим в (2) значения P и l: Sб = … = …; 8) подставим в (1) значения Sб и Sосн: Sп = … + … ≈ ….

 

Задача 3: В прямоугольном параллелепипеде сторона основания равна а и составляет с диагональю основания угол α, а с диагональю грани, которой принадлежит сторона, угол β. Найти площадь боковой поверхности.

 

Решение: 1) Sб = Р l (2), 2) Р = 2 (… + …); AD = а; 3) АВ =? из ΔAВD имеем АВ = … =… (катет равен …); 4) Р = 2 (…+…) = … = … = … = … 5) l =? из ΔAА1D имеем AА1 = АD…=…; 6) Sб = … = ….

1) Будет ли сечение, перпендикулярное к боковому ребру призмы, перпендикулярно к ее боковой грани?

2) Боковое ребро призмы образует равные острые углы с прилежащими сторонами основания. Что следует сказать о проекции этого ребра на плоскость основания?

3) Показать на чертеже расстояние ребра куба от пересекающейся с ним диагоналями куба.

4) Показать в кубе расстояние между а) диагональю основания и перпендикулярной к ней диагональю куба; б) непересекающимися диагоналями непересекающихся граней.

 

Задача 4: Основанием призмы служит правильный ΔAВС со стороной а, вершина А1 проецируется в центр нижнего основания и ребро АА1 составляет со стороной снования АВ угол 45о. Найти объем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: