Урок № 43 дата 14.02.2022года.
Предмет: Организация и технология розничной торговли.
Раздел 2. Организация торгово-технологического процесса.
Тема программы: 2.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале.
Тема урока: Понятия, способы и методы, группировка товаров по признакам.
Уважаемые студенты!
Вам нужно самостоятельно внимательно изучить материал, законспектировать.
Понятия, способы и методы, группировка товаров по признакам.
Товар - это продукт труда, произведённый для продажи и, следовательно, с одной стороны, он имеет полезность, т.е. определённую потребительную стоимость, а с другой стороны - обладает свойствами, назовём их потребительскими, позволяющими выделить именно этот товар из совокупности других.
Товар — это все, что может удовлетворить какие-нибудь потребности, поступило на рынок и имеет цену.
Слово “классификация” происходит от латинских слов “ classic ” (разряд) и “ facere ” (делать).
Классификация - логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, предметов) на категории или ступени в зависимости от общих признаков.
Систематизация товаров только по одному признаку называется “группировкой”. Классификация отличается от простой группировки наличием нескольких взаимосвязанных ступеней распределения.
Классификация имеет большое значение в любой сфере человеческой деятельности, является мощным инструментом систематизации знаний об объекте исследования.
В связи с развитием технологии и индивидуализацией спроса номенклатура товаров постоянно увеличивается, поэтому рациональная организация маркетинговой и логистической деятельности невозможна без объединения товаров в укрупнённые группировки классификации.
|
Классификация в товароведении способствует упорядочению терминологии, облегчает изучение ассортимента товаров, определение их важнейших потребительских свойств.
Сведение многочисленной номенклатуры различных товаров к сравнительно небольшому количеству групп облегчает оценку рациональности ассортимента отдельных товарных групп, его соответствие спросу, позволяет прогнозировать тенденции развития ассортимента.
Классификация также позволяет выделять специфические особенности товарных групп, исследовать конкретные потребительские свойства этих групп, разрабатывать определённые нормативы качества, методы измерения и оценки его уровня.
Рациональная классификация товаров, группировка их по общности свойств обеспечивает установление оптимальных методов упаковки, условий хранения и транспортирования, режимов эксплуатации.
Непосредственно в торговле классификация товаров облегчает процесс товарооборота, используется при изучении покупательского спроса, при разработке каталогов.
В соответствии с классификационными признаками осуществляется учёт товаров, ведётся документация об их поступлении и реализации.
Наконец, классификация товаров обеспечивает создание системы кодирования товаров и, следовательно, позволяет широко использовать ЭВМ в торговых операциях, создавать системы автоматизированного управления в торговле.
Классификация обеспечивает распределение множества товаров по различным подразделениям по каким-либо общим признакам.
|
Класс и вид – являются одними из основных, базовых категорий классификации товаров.
Посуду, мебель, ткань относят к категории класса. Эти понятия стабильны во времени и практике товароведения.
Вид как категория также стабилен и не изменяется в течении длительного времени.
Он, как правило, представляет собой конечный продукт производства, который имеет назначение и название, отражающее его внешнюю особенность или внутреннее содержание.
Например, тарелку, стол, шёлк относят к категории вида.
В свою очередь, вид может подразделяться на более низшие позиции классификации - подвиды, разновидности, а разновидности - на артикулы в соответствии с размером, фасоном, особенностями конструкции, другими частными, более изменчивыми признаками.
Артикул - конкретная разновидность, тип товара с его цифровым или буквенным обозначением.
Важнейшей характеристикой товаров является ассортимент - соотношение и состав отдельных видов изделий в какой-либо группе товаров.
Различают промышленный ассортимент и торговый.
Промышленный ассортимент - это номенклатура продукции, выпускаемой отдельным предприятием, фирмой, концерном и т.д.
Торговый ассортимент - номенклатура товаров, находящихся в сфере обращения, в оптовой и розничной торговле.
В торговом ассортименте выделяют ассортимент товарной группы и ассортимент торгового предприятия.
Ассортимент товарной группы - это разновидности товаров, входящих в одну группу, но являющихся нередко продукцией различных производств: галантерея (металлическая, кожаная, текстильная).
|
Ассортимент торгового предприятия - товарные группы, реализуемые конкретно на этом предприятии (магазине, складе, базе). В универмаге, например, реализуются товары различных групп (одежда, обувь, культтовары и т.д.).
Ассортимент количественно характеризуется следующими показателями:
* структурой, т.е. количественным соотношением товарных групп, видов, разновидностей в товарообороте;
* широтой, т.е. количеством видов изделий определённого назначения;
* полнотой, т.е. количеством разновидностей товара внутри вида;
* устойчивостью, т.е. колебаниями его широты и полноты в течение определённого времени;
* степенью обновления ассортимента, связанной с периодом морального старения товара.
Как уже отмечалось выше, в основу классификации товаров заложены ведущие, характерные признаки.
Поскольку товары призваны удовлетворять определённые потребности, то их назначение является одним из ведущих признаков на всех уровнях классификации. С другой стороны, свойства товаров в большой степени определяются видом используемых исходных материалов, поэтому этот признак также является ведущим при выделении соответствующих товарных групп.
Важнейшим классификационным признаком в товароведении является назначение, т.е. основная функция товара.
По этому признаку классификации все товары подразделяют на две большие группы:
- производственные товары (для сферы производства) – средства производства;
- потребительские товары (для сферы потребления).
Производственные товары, в свою очередь, подразделяются на две группы:
- сырье, топливо и материалы (предметы труда);
- производственное оборудование (орудия труда).
Производственное оборудование: технологическое оборудование, строительно-дорожная техника, транспортные средства общего пользования, конторское оборудование, которые используются предприятиями, организациями.
Рынок товаров производственного назначения имеет свои характерные параметры, свои каналы товародвижения, характеризуется небольшим числом покупателей, высоким требованием к сервисному обслуживанию.
Потребительские товары, или как их ещё традиционно называют товары народного потребления, в свою очередь подразделяются на две большие группы:
- непродовольственные товары;
- продовольственные товары.
Товары потребительского назначения необходимы для удовлетворения личных (семейных) потребностей (так называемые товары индивидуального потребления). Они подразделяются на товары длительного пользования (мебель, холодильники, автомобили и т.д.) и на товары краткосрочного пользования (продукты питания, парфюмерия, бытовая химия).
К потребительским товарам относятся и бытовые услуги.
Рисунок 1 Классификация товаров по назначению
Рынки потребительских товаров характеризуются массовым типом потребления, множественной конкуренцией. Их структура децентрализована. На этих рынках преобладают стандартные товары. Значительное влияние на покупательскую способность товара оказывает реклама.
Основными классификационными признаками производственно-технических товаров являются:
- назначение;
- происхождение (продукция металлургии, химической промышленности, машиностроения и т.д.);
- участие в производственном процессе (сырьё, топливо, энергия и т.д.),
- технология производства.
Для непродовольственных товаров характерными признаками являются:
- назначение,
- исходный материал,
- способ производства,
- особенности конструкции, размерные показатели, фасон, отделка и т.д.
Для продовольственных товаров существенными являются физико-химические особенности состава пищевой продукции.
Система классификации - совокупность методов и правил классификации и ее результат.
К системам классификации предъявляют следующие основные требования:
- достаточная емкость, гарантирующая учет всех объектов классификации;
- экономически оправданная глубина;
- обеспечение решения комплекса конкретных задач;
- гибкость, позволяющая расширять множества классифицируемых объектов, группировок и признаков, а также вносить изменения без нарушения структуры классификации;
- возможность сопряжения с другими классификациями объектов;
- согласованность с алгоритмами переработки информации средствами вычислительной техники при наибольшей эффективности;
- простота ведения классификатора и автоматизация основных процессов ведения.
В зависимости от цели используют следующие виды классификации товаров:
- экономико-статистическую,
- торгово-товароведную,
- стандартную.
Уважаемые студенты!
Вам нужно самостоятельно внимательно изучить материал, законспектировать.