Воспитание четвероногого друга




 

Хорошая собака, преданный друг и незаменимая помощница, не может быть только выращена, выдрессирована или натаскана. Она должна быть воспитана.

Правильное воспитание щенка с самого раннего возраста — это основное условие последующего развития в нем требуемых качеств. Воспитание собаки имеет своей целью прежде всего нормальное формирование ее нервной системы, а также выработку целого ряда навыков, необходимых для жизни самой собаки и удобства общения с ней.

Маленький щенок исподволь учится ходить, бегать, преодолевать ступеньки, неровности почвы. На прогулках, в игре, в общении с другими животными и человеком постепенно формируются чутье, слух, глазомер, координация движений, словом, щенок превращается в гармонично развитое животное. Прежде чем щенок поступит в дрессировку, он должен ознакомиться с миром, узнать множество интересных, безразличных и даже опасных предметов, явлений, живых существ, запомнить тысячи разнообразных запахов. Но так происходит только тогда, когда со щенком изо дня в день занимаются, выводят его на прогулку, учат простейшим приемам и навыкам.

Если же собаковод растит щенка в сарае или в вольере, если он ограничивает свою заботу о нем лишь кормлением и поддержанием чистоты, он никогда не сделает из него настоящего друга и помощника. Собака, росшая взаперти, на всю жизнь остается трусливым неврастеником. Во время дрессировки, натаски и охоты она быстро утомляется. Таких собак очень трудно обучать.

В развитии психики живых существ, в том числе и собаки, существует определенная стадийность. Наверстать упущенное в процессе воспитания щенка нередко оказывается невозможным. Вот почему в питомниках, охотхозяйствах и у нерадивых собаководов, где собаки месяцами сидят без прогулки, обучения и тренинга, так часто встречаешь животных с неправильно сформировавшейся нервной системой.

А собака — единственная из домашних животных, которое служит человеку не только своим чутьем, быстротой и другими физическими качествами. Людям нужны собачья смышленость, стремление служить хозяину, угадывать его требования, словом, проявление лучших качеств нервной деятельности.

Во время охоты и в повседневной жизни на собаку воздействует множество запахов, различных звуков и других раздражителей. Из них она выделяет только важнейшие, например, запах животного на следах. Этот улетучивающийся тончайший запах она должна часами ловить в лесу, в поле и на болоте, преодолевая усталость и множество препятствий. Собака со слабой, неразвитой нервной системой не выносит такой нагрузки — теряет запах, отказывается работать либо гонит в пяту следа, делает пустые стойки или полайки и допускает иные ошибки. И это не от недостатка физических данных, а в результате слабости нервной системы, не развитой и не укрепленной с детства.

Правильное воспитание собаки с месячного возраста заблаговременно подготавливает ее к тем большим нагрузкам, которых требует служба человеку.

Другой задачей воспитания является постепенная отработка послушания, необходимых в обиходе и на охоте приемов. Ведь нам нужна собака, которая не пачкает в доме, знает свое место, спокойно ведет себя при поездках в транспорте и выполняет простейшие команды своего хозяина.

Это особенно важно в отношении собаки, которая будет жить в доме городского собаковода. И здесь совершенно необходимо с первых же часов после появления щенка в квартире взять правильное направление в его воспитании. Этому помогут нижеприведенные советы.

Брать щенка от матери лучше с утра в субботний, воскресный, словом, свободный от работы день. В этом случае малыш за день успеет привыкнуть к одиночеству, к новой обстановке, утомится от потока новых впечатлений и ночью не будет беспокоить вас жалобными воплями. Этому поможет и подстилка, пахнущая родным гнездом вашего питомца, в которую его завернули, унося от матери. А материнское тепло на новом месте отчасти заменит грелка с теплой водой, положенная с вечера под эту же подстилку.

Первое, что нужно запомнить владельцу щенка и его домашним, — как правильно брать малыша на руки. Он еще мал, мышцы и связки у него слабые, и если щенка таскать, подхватывая под передние лапы, то очень легко изуродовать на всю жизнь вывихом или сильным растяжением. Брать щенка нужно обеими руками одновременно, подхватывая под грудь и седалище либо с обоих боков, захватывая область лопатки, грудной клетки, а не живот. Щенок порывист и верток, держать его нужно крепко, чтобы малыш не вырвался и не шлепнулся на пол. Лучше же самим приседать к щенку и без крайней необходимости не поднимать его.

С первого дня не разрешайте щенку того, что не будете позволять взрослой собаке, — лезть в постель, на диван, клянчить еду у стола, становиться на задние лапы, опираясь на человека передними.

Для этого приходится перетерпеть скулеж в первую ночь, отправлять щенка на место или в другую комнату во время еды хозяев, самому нагибаться к щенку, когда нужно приласкать его или дать лакомство и слегка отдавливать ему задние лапы, когда щенок ставит на вас передние.

Место щенка. В городских условиях щенку отводится место в спокойном углу комнаты вдали от батареи отопления и не на сквозняке. Для лежания — лучше всего матрасик, набитый сеном, соломой или ватой, обтянутый клеенкой или полиэтиленом, сверху надевают сменяемые через 3–5 дней наволочки из легкой цветной ткани. Лучше, если такой матрасик лежит не на полу, а на невысокой (10–15 см) подставке.

Мытье щенка да и взрослой собаки с мылом нежелательно. Чистота шерсти достигается частой сменой подстилки и регулярным расчесыванием шерсти гребнем или, для короткошерстных собак, щетинной щеткой. Если нужно вымыть сильно испачкавшегося щенка, то лучше это делать теплой водой без мыла.

Привязывание щенка. Растить щенка на привязи нельзя. Но периодически привязывать на цепочку, укрепленную возле места вашего питомца, очень удобно, даже необходимо, начиная с трехмесячного возраста. Это делается для закрепления команды «на место» при приходе гостей и в других случаях, когда нужно, чтобы щенок не болтался под ногами. Разумеется, большую часть времени щенок должен находиться в свободном состоянии. Вначале нужно привязывать только на цепочку, иначе щенок привыкнет перегрызать поводок. К сидению на привязи щенка приучают постепенно, чередуя лишение свободы лаской и прогулкой, чтобы ваш питомец воспринимал его как один из видов служения человеку, а не как наказание.

Совершенно необходимо привязывать или запирать полувзрослого щенка (да и большую собаку) в условиях сельской местности (на даче), если участок не имеет надежной ограды. Собака, предоставленная самой себе, начинает искать развлечения, выбегая на улицу, облаивая прохожих или в поисках «лакомств» на помойках. Так уж лучше временно ограничить ее свободу, компенсируя это лишение прогулкой с хозяином и занятиями дрессировкой.

Щенок не может сразу усвоить многочисленные запреты, а наказание должно следовать только тотчас за проступком, а отнюдь не тогда, когда вы пришли с работы, обнаружили провинность и оттузили виновника, который не способен связать причину и следствие с таким разрывом во времени.

Грызть что-либо, тащить и рвать — естественная потребность здорового щенка. Уходя из дома, обязательно уберите мелкие нужные вещи, доступные его зубам, особенно модельную обувь, иголки, нитки, авторучки. Поднимите повыше провода торшера, телефона, свисающие занавески, скатерти. В какой-то мере щенка отвлекают от шалостей крупные сырые кости, морковка, деревянная чурка, теннисный мяч, хоккейная шайба, большая мягкая игрушка, например, самодельная «сарделька» из тряпок размером почти со щенка.

Нельзя наказывать собаку спустя какое-то время после совершения поступка. Это можно делать только на месте и в момент нарушения щенком требуемых норм.

Ознакомление с миром. Маленький щенок боится пространства, новых предметов, наконец, живых существ. Постепенно пассивно-оборонительная реакция сменяется ориентировочной (реакция — «что такое?»). Щенок узнает, что те или иные явления несут удовольствие, другие безразличны, третьи неприятны, например, сердитая кошка, но могут быть устранены активным действием — нападением. Щенок исподволь, шаг за шагом обживает мир гнезда, квартиры, двора. Вместе с матерью или хозяином он знакомится с улицей, полем, лесом, узнает множество запахов, предметов, вырабатывает свое отношение к ним. Так формируются поведение и нервная система животного. Но все это происходит нормально только в том случае, если щенку уделяют внимание, занимаются с ним, выводят на прогулки. Щенок, выросший взаперти, на привязи, в вольере или сарае, становится трусливым или трусливо-злобным, он не способен к длительному физическому и нервному напряжению на охоте, его обучение и натаска (нагонка, притравка) становятся мучительно трудными, зачастую безрезультатными.

Прогулка с собакой вне квартиры, вольера или двора, где она содержится, совершенно необходима для ее хорошего самочувствия, формирования нервной системы, контакта с хозяином и как средство подготовки к охоте.

Городскому собаководу приходится выводить своего питомца три-четыре раза в день для отправления естественных потребностей: утром — тотчас после пробуждения, днем — в 13–14 часов, после работы — в 18–19 часов и на ночь. Если нет возможности выводить собаку в дневное время, можно ограничиться трехразовой прогулкой, но тогда утром скармливают собаке лишь небольшую малообъемистую часть суточного рациона.

При содержании собаки вне дома нет необходимости выводить ее для естественных отправлений, но хотя бы одна прогулка-проводка в сутки совершенно необходима.

Немногие собаководы умеют выводить своих собак так, чтобы каждая «большая» (более 30 минут) прогулка приносила максимум пользы. А для этого прогулка как бы разделяется на несколько этапов. Первый — отправление собакой естественных надобностей в стороне от дверей и окон жилых помещений, детских площадок и других столь же неподходящих мест. Затем, если территория позволяет, нужно дать питомцу немного побегать, порезвиться в свободном состоянии, желательно с одной-двумя собаками мирного нрава, живущими по соседству.

Но совместная беготня собак, как и общение их владельцев, не должна занимать все время. Как только собаки набегаются и сделают «свои дела», нужно напомнить питомцу, что у него есть хозяин, которого нужно и интересно слушаться. Собаку нужно подозвать и повторить несколько приемов общего послушания, чередуя утомительные приемы — хождение рядом, выдержку в положении «лежать» или «сидеть» с любимыми командами — принести мяч, прыгнуть через невысокий барьер, явиться по команде «ко мне» за лаской и лакомством. А после этого будет очень полезна небольшая проводка на поводке по ближайшему переулку, бульвару или даже людной улице. При такой системе собаковод всегда остается главным лицом для своего питомца, а прогулка приносит максимум пользы.

Для зверовых собак особенно полезны прогулки в лесу и в поле. Их тоже лучше делить на две части: первое — свободное нахождение в угодьях, когда собака знакомится с миром природы и учится делать это, не теряя хозяина. А вторая часть прогулки — обратный путь используется для отработки приемов общего послушания: хождение у ноги, аппортировки и др. Не следует только брать на прогулки в зарослях легавых собак и спаниелей. Эти собаки должны все время находиться в поле зрения охотника, и слишком самостоятельное поведение их в угодьях недопустимо.

Особые трудности возникают при городском выращивании тяжелых и флегматичных великанов собачьего рода — сенбернаров, кавказских овчарок и др. В процессе бурного роста щенков таких собак на их развитии резче отражается количественная и качественная недостаточность белков, минеральных веществ и микроэлементов. Они же больше мелких и средних пород нуждаются в прогулках на солнце, в движении по снегу, траве, кочкам — словом, по разнообразному и неровному грунту, так как при неторопливом хождении таких питомцев на асфальте многие группы мышц и связок не работают, а отсюда недоразвитость, плохие конечности, связанные движения и нарушения обмена веществ.

Если шустрые, активные терьеры, пудели и другие сравнительно мелкие собаки достаточно двигаются по квартире, много скачут и прыгают даже на короткой прогулке, то с рослым увальнем владельцу приходится специально заниматься и во много раз увеличить свои прогулочные маршруты.

Первые уроки. Многие собаководы, впервые растящие щенка, жалуются на то, что их питомец злой и больно кусается. На самом деле это вовсе не злость, а шалости малыша, который по неопытности не соизмеряет силу своих челюстей с чувствительностью нашей кожи и потому невольно нарушает правила игры. То же происходит и в играх щенков между собой — игры постоянно перемежаются вспышками взаимной агрессии из-за того, что, разыгравшись, один невольно причинит боль другому. Получая «сдачи» за каждую болезненную хватку, щенок постепенно усваивает нормы игрового общения. Взрослея, он привыкает соизмерять силу своих хваток с чувствительностью своих четвероногих и двуногих друзей. Неосторожность щенка в игре, слишком сильные прихватки зубами следует притормаживать запретительными командами, иногда и шлепком, а главное — нарочито спокойной реакцией, которую щенок отлично чувствует.

В щенячьих играх ваших питомцев устанавливается иерархия членов их сообщества. Кто-то из стаи главенствует, другие занимают вторые, третьи — словом, соответствующие места в стае. Вопрос о главенстве решается сопоставлением и физических возможностей, и силы духа (сколь это определение можно применить к собакам). В смешанной «стае», которой для щенка становится семья собаковода, питомец также постепенно определяет свое место — свою ступень на иерархической «лестнице». При этом воспитатель и дрессировщик собаки занимает высшую ступень — вожака, а за ним на этой «лестнице» (ниже его) располагаются другие взрослые члены семьи, среди которых собака обычно определяет и свое место, а с детьми и престарелыми членами семейства собака часто обращается покровительственно.

Иногда складываются ситуации, когда собака занимает довольно высокое место на иерархической «лестнице» — сразу за вожаком (ее воспитателем), тогда во время его отсутствия в доме собака начинает «руководить», «держать в строгости» всех остальных членов семьи, чего она не делает, пока ее хозяин дома.

Однако отдельные, склонные к самоутверждению экземпляры, особенно кобели отечественных пород овчарок, ротвейлеров, бультерьеров, догов и некоторые другие, порой не довольствуются подчиненным положением в мире двуногих, становясь неуправляемыми кусаками. Как правило, это бывает следствием неправильного воспитания. Иной горе-собаковод начинает «развивать у щенка злобу» с раннего возраста: дразнит щенка, провоцирует и поощряет защиту малышом от хозяина косточки, миски с едой. А впоследствии уже не может справиться с воспитанной таким образом собакой. В других случаях неопытный собаковод проявляет неуверенность, а то и боязнь в общении со своим питомцем. Собака отлично чувствует это и становится домашним деспотом. Нередко подросший щенок как бы испытывает мужество воспитателя, рычит, а то и прихватывает зубами, когда тот принуждает питомца к выполнению какого-то приказания либо невзначай обеспокоит пса, разлегшегося не на месте. Стоит испугаться, отдернуть руку, схваченную собакой, и первый «раунд» выиграла собака. Дальше будет труднее, «бунт» или спор за главенство будут продолжены собакой с возрастающим упорством.

Когда щенок огрызается, ни в коем случае нельзя отдергивать рук, наоборот — уверенно оставить ее в том же положении, которое почему-либо не понравилось щенку. Схваченную щенячьими зубами руку нельзя выдергивать, надо спокойно освободить ее другой рукой, взять щенка за шиворот, строго дать запретительную команду.

Взаимная агрессивность собак очень неприятна, а порой может обернуться бедой. Особенно опасна агрессивность крупных могучих псов по отношению к их мелким сородичам. Известно немало случаев, когда в их челюстях в считанные мгновения погибали либо получали тяжелые увечья собаки малого и среднего размеров.

К сожалению, далеко не все владельцы собак сознают свою моральную и правовую ответственность за ущерб, нанесенный невнимательностью или невоспитанностью, повлекшими столь неприятные последствия. А ведь каждый владелец собаки должен постоянно помнить об ответственности за своего питомца: неприятность либо ущерб, нанесенные его собакой, могут быть наказаны штрафом или иском, предъявленным в судебном порядке.

Помня о неприятностях, которые влечет агрессивность собаки по отношению к сородичам, нужно гасить ее проявления с юного возраста вашего питомца, когда это еще легко делать. Взаимную агрессивность собак во всех случаях нужно пресекать запрещающими командами, своевременным взятием на поводок, переключением на выполнение приемов дрессировки. Это особенно удобно делать в процессе занятий с молодыми собаками на дрессировочных площадках, где навыки послушания отрабатываются в окружении многочисленных сородичей.

Ни в коем случае не следует поощрять схватки собак между собой, что, к сожалению, делают некоторые неквалифицированные и невоспитанные собаководы, полагая, что таким образом они стимулируют развитие отваги у своих питомцев. Злоба и отвага собак всегда носят направленный характер. Пес может быть завзятым драчуном среди сородичей, но плохим сторожем или защитником и, наоборот, побаиваться собак крупнее себя, но проявлять бесстрашие в схватках с зубастым зверем на охоте.

Собаки ряда пород, например, пудели, бигли, ньюфаундленды, ретриверы, весьма терпимы по отношению к своим сородичам. Лайки, норные терьеры и бультерьеры, наоборот, очень агрессивны. Это обстоятельство налагает особую ответственность на их владельцев и требует большой предусмотрительности хозяев мирных питомцев при контактах с этими боевыми собаками.

Однако при всех предосторожностях конфликтные ситуации все-таки порой возникают, и собаководы должны уметь избегать нежелательных последствий в этих случаях.

К примеру, два драчливых и неуступчивых кобеля сошлись по недосмотру и вот-вот сцепятся. Если схватить одного из них, то тотчас атакует другой. Здесь уместнее затормозить, переключить агрессию строгими командами владельцев обеих собак: «сидеть», «лежать», с последующим нарочито неторопливым взятием скандалистов за ошейники, причем обязательно обоими владельцами одновременно.

Если же схватка все-таки состоялась, то нужно одновременно ухватить обоих драчунов за хвосты или за задние ноги и слегка приподнять, чтобы, потеряв опору, они расцепились.

Но так удается растаскивать лишь «непрофессиональных» драчунов, которым не свойственна, как говорят, «мертвая» хватка. Когда же противник попадает в зубы норному терьеру или бультерьеру, освободить жертву удается, только разжимая челюсти противника деревянным клином, либо дунув в ухо, либо перекрыв ему дыхание, сжимая горло собаки (осторожно, чтобы не повредить хрящи дыхательных путей).

Тащить вцепившихся друг в друга собак в разные стороны нельзя, так как при этом они наносят друг другу обширные, рваные раны. Когда у одной собаки челюсти свободны (от хватки противника), то ей дают закусить палку, варежку или иной фиксатор. После этого разжимают челюсти второй собаки и тоже оставляют у нее в пасти фиксатор. Собак разводят и только после этого позволяют им выплюнуть предметы, фиксировавшие челюсти.

Попытки разнять сцепившихся драчунов битьем бесполезны. В пылу схватки собаки относят причиненную битьем боль на счет действий противника и распаляются еще больше. К тому же, ударив во время драки собак своего питомца, вы совершаете по отношению к нему акт предательства, а, ударив чужого пса, вступаете в конфликт с его владельцем. При таком неграмотном и некорректном поведении собаководов конфликты собак порой перерастают в баталию их хозяев.

Разнимая собак, неравных по силам и размерам, основное внимание надо уделять освобождению слабого. Ведь даже если маленький пес и укусит более мощного противника, то не сумеет причинить ему вреда. Разнимая равных, противников, их владельцы должны действовать согласованно и по возможности спокойно, фиксировать и освобождать собак одновременно, чтобы не допустить повторных перехватов.

Весьма непросто разнимать дерущихся собак одному человеку, что нередко приходится делать владельцам драчливых терьеров при одновременном содержании нескольких питомцев у одного хозяина. Как только разожмешь челюсти одного противника, тут же освобожденный вцепляется во врага. Разнял обоих, держишь в каждой руке по живому воплощению ярости и тут обнаруживаешь, что слишком длинны у псов шеи и слишком узки в наших квартирах коридоры или тесны кухни, где все это происходит, — собаки сумели-таки дотянуться друг до друга, и все началось снова… Чтобы избежать повторных драк в таких ситуациях, советуем набрасывать на драчунов старое пальто, а лучше — по куртке на каждого, тогда, освобожденные от хваток и изолированные друг от друга, они не сумеют сцепиться вновь. В квартирах охотников, которые держат таких боевитых скандалистов, всегда на видном месте лежат две отжимки — деревянные клинья-лопаточки, служащие для разжимания челюстей терьеров в случаях драк и на притравках по зверю.

Обычной причиной таких домашних баталий бывает ревность однополых собак, отстаивающих преимущественное право на внимание и ласку хозяина. Хозяин входит в квартиру после сколько-нибудь длительного отсутствия, и собаки радостно встречают его у двери; одна из них, чаще более юная и задиристая, огрызается на другую, и вот свалка началась. В большинстве случаев это происходит по вине собаковода, который при входе в квартиру начинает ласкать перевозбужденных питомцев, чем и провоцирует их ревность.

В таких ситуациях необходимо гасить возбуждение собак строгой командой: «на место», «сидеть», спокойно раздеваться, убирать принесенные с собой вещи, затем похвалить питомцев за их послушание, но только голосом, не оглаживая.

Ласкать, гладить каждую из собак можно только в то время, когда она одна с хозяином в данном помещении. Выдерживать такую линию поведения непросто, но совершенно необходимо, причем непременно всем членам семьи собаковода. Если раз-два спровоцируете конфликты собак в доме, то схватки эти будут повторяться систематически, поэтому лучше их предупреждать.

 

Обучение и дрессировка

 

Обучение и дрессировка собаки проводятся с целью выработки у нее навыков и поведения в целом, которые обеспечат удобство ее содержания в повседневной жизни и возможность успешного использования на охоте или иной службе. Собака должна быть послушной и уравновешенной, знать свое место и по команде выполнять целый ряд необходимых приемов — сидеть, лежать, являться на зов, ходить «рядом», приносить дичь и брошенные предметы, а также прекращать любое нежелательное действие по приказанию «нельзя» или иному сигналу.

Множество навыков щенок приобретает как бы самостоятельно в процессе воспитания, узнает свою кличку, место, привыкает соблюдать чистоту в доме и выполнять простейшие команды. Но даже этому у одного хозяина собака учится легко и радостно, а у другого — с большими трудностями. Зависит же это от того, насколько квалифицирован воспитатель и дрессировщик, насколько он последователен и терпелив при обучении питомца.

Поведение всех животных формируется в результате врожденного стремления каждого живого существа к необходимой данному виду комфортности и продолжению своего рода. Достижение этой комфортности, то есть удовлетворение потребностей и защиту от опасностей, обеспечивают врожденные реакции — рефлексы и сложные цепи этих реакций — инстинкты: двигательные, пищевые, ориентировочные, оборонительные и др.

Внутренние стимулы организма и воздействия внешней среды определяют поведение щенка с первых же минут его жизни, когда малыш устремляется к материнским соскам, а замерзнув, прижимается к ее теплому боку. Позднее побуждать щенка к действиям станут не только голод, холод, боль, но также сигналы, предшествующие безусловным стимуляторам. Пищевую реакцию вызовет уже не только сам корм, но и позвякивание миски, о грядущей неприятности предупредит рычание матери или угрожающая интонация хозяина.

В дальнейшем поведение щенка определяют уже не только врожденные условные рефлексы и безусловные раздражители, их вызывающие. Возникают условные, приобретенные в результате индивидуального опыта и обучения, реакции на вторичные сигналы — стимуляторы, например, на зов или иные команды дрессировщика, позвякивание пряжки ошейника и др.

Схема, или порядок возникновения условного рефлекса, такова; вначале животное воспринимает сигнал — условный раздражитель, который воздействует на его органы чувств, затем следует стимул — безусловный раздражитель, вынуждающий к требуемому действию, а после этого реакция (рефлекс) закрепляется положительными эмоциями, возникающими в результате прекращения неприятного воздействия, при получении пищи, — словом, в результате удовлетворения насущной потребности.

Такую же последовательность нужно соблюдать при обучении щенка. Вначале дается команда — условный раздражитель, затем — воздействие, вынуждающее щенка сделать требуемое, и тотчас рефлекс закрепляют поощрением.

Так, при обучении садиться по приказанию вначале дается команда «сидеть». Принуждать собаку сесть можно двумя способами: механическим воздействием, потянув за ошейник вверх и слегка назад, при одновременном нажатии на крестец собаки, либо показывая лакомый кусочек из руки, которую ведут перед носом собаки слегка вверх и назад. В последнем случае собака сама принимает сидячую позу как самую удобную в стремлении видеть и обонять желанное угощение. А чтобы она не подпрыгивала и не вставала на задние лапы, дрессировщик наступает ногой на приспущенный до земли поводок. При любом методе воздействия, механическом или пищевом, принятие нужной позы стимулируют поощрением.

Команды — условные раздражители, побуждающие к тому или иному действию, чаще всего подаются голосом. В этом случае команда должна быть короткой, достаточно звучной, чтобы ее можно было произнести вполголоса и крикнуть, если собака находится на большом расстоянии. Во всех случаях команды подают уверенным повелительным тоном, не злоупотребляя громкостью и угрожающими интонациями.

Недопустимо искажение команды производными словами или их синонимами. «Сядь», «сидеть», «да сиди же» либо «ко мне» и «поди сюда» собака воспринимает как совершенно различные сигналы. Дрессировщик, который забывает об этом, никогда не добьется безупречного послушания своего питомца.

В ряде случаев команды приходится подавать свистом, а при охоте с гончими — рогом. Хорошо обученная легавая собака должна менять направление хода на поиске и ложиться по приказанию жестом руки. В процессе обучения эти сигналы обычно усваиваются как вторичные, после того как собака станет выполнять нужный прием по словесной команде.

Вначале собаку приучают выполнять требуемые команды в непосредственной близости от дрессировщика. В дальнейшем многие из них собака будет выполнять и на расстоянии, что требует постепенной настойчивой отработки.

Словесные команды можно подавать на любом языке, отдавая предпочтение более звучным и непонятным для окружающих сигналам. Так, принятое у любителей легавых слово «даун» звучнее русского слова «лежать», что немаловажно в полевых условиях. То же относится и к запретительной команде «тубо», это слово звучнее, чем «нельзя» или «фу», его реже повторяют посторонние, а в общественных местах, слыша такой запрет при попытках угостить вашу собаку, они не пристают с апелляциями: «ну разрешите ей съесть конфетку».

Принуждение к требуемому действию при обучении всегда следует за командой. Оно может быть очень многообразным в зависимости от специфики приема, индивидуальных особенностей собаки и умения дрессировщика.

Чаще всего применяют механические воздействия, например, при усаживании или укладывании собаки с помощью рук, при воздействии длинным поводком после команды «ко мне» или свиста. Порой механическое воздействие причиняет болевые ощущения, например, рывок поводка, строгого ошейника-парфорса. Но в последних случаях воздействие не должно быть чрезмерным, мучительным. Его применяют не как наказание, а как неприятность, элемент дискомфортности, которого собака может избежать, выполнив требуемое действие. Страх — плохой помощник при обучении животного, и воспитатель собаки снимает его лаской, угощением или иным поощрением тотчас по выполнении требуемого приема — контрастный метод дрессировки.

Обучение идет гораздо быстрее, если требуемое действие собака выполняет как бы сама, стараясь дотянуться до кусочка при обучении приемам «сидеть», «лежать» и другим, стремясь опередить хозяина после его свистка и жеста, с поворотом в противоположном направлении, при отработке поиска, наконец, перенимая прием у других собак при групповой нагонке гончих, притравке лаек, пастьбе скота и т. д.

Во многих случаях заставить собаку выполнить нужное действие помогают ее природные инстинкты и потребности — игровая и охотничья реакции при обучении подачи предметов, инстинкт стайности при установлении контактов с дрессировщиком или при работе в стае, своре, наконец, охотничий инстинкт, отлично развитый у современных пород.

Поощрение за правильно выполненную команду закрепляет рефлекс, заставляет собаку забывать «неприятности», обеспечивает необходимый контакт с воспитателем и заинтересованность в работе.

Лакомый кусочек из рук дрессировщика — самое распространенное, но не всегда самое действенное поощрение. Его можно и нужно использовать, но ограничиваться только пищевым стимулом нерационально, да и невозможно.

Настоящий собаковод-воспитатель использует широкий набор возможных контактов с четвероногим другом. Ведь собака — высокоорганизованное общительное животное, которому человек заменил стаю, вожака, родителей и других сородичей. А при обучении своего питомца он использует богатейший арсенал природных качеств собаки, предельно развитых направленной селекцией пород.

Кусок пищи в миске — это только еда, которая интересует лишь голодное животное. А крошка даже черного хлеба, полученная за выполнение приема, — желанная награда смышленому, активному существу, которое жаждет деятельности и для которого служение людям стало потребностью. Природные инстинкты наших воспитанников трансформируют заработанный кусочек как бы в охотничий трофей, который с жадностью проглатывает даже самая избалованная, закормленная собака.

Внимание человека, ласковая интонация, прикосновение руки — не менее действенное поощрение, чем подкормка, во всяком случае, для многих собак с повышенной тягой к общению с воспитателем. Такую контактность нужно воспитывать с первых дней появления щенка в доме. А в дальнейшем поощрением при обучении становится игра, прогулка, стремление к удовлетворению всего комплекса природных потребностей животного. Сами занятия со щенком, обучение его выполнять ваши требования и команды также относятся к числу естественных потребностей этого замечательного животного. Ведь и в стае своих собратьев щенок проходит курс обучения на протяжении многих месяцев. Он изучает правила собачьего «этикета», учится добывать пищу, избегать опасности. В окружении двуногих существ щенок сохраняет эту потребность учиться, если ее не глушат варварские методы выращивания и дрессировки.

Сохраняя заинтересованность в учении и в работе, можно добиться того, что, казалось бы, неприятные команды и манипуляции, например «на место», взятие на поводок, даже измерение температуры или введение шприцем вакцины, собака будет воспринимать как радость. Ведь за беспрекословный уход на место ее хвалят и угощают, на поводок берут, не только чтобы вести домой, но и перед выходом со двора по интересному маршруту, а легкая боль от укола иглой полностью компенсируется лаской и пищевой наградой.

Особого внимания заслуживает правильное использование охотничьих инстинктов собаки при ее полевом обучении и тренинге. Ведь это самый сильный стимул в жизни современных высокоспециализированных пород. Страсть к поиску дичи заставляет легавую, гончую и лайку забывать об усталости, сбитых кровоточащих ногах; в ряде случаев эта страсть оказывается сильнее пищевой и половой реакции и даже сильнее инстинкта самосохранения. Ведь многие собаки отказываются от еды на охоте, забывая во время поиска дичи о пустующей суке. А для охотничьих терьеров жесткая, порой кровопролитная схватка со зверем — самое желанное событие в жизни.

Поэтому натаска, нагонка и притравка собаки, наводка ее на места нахождения дичи или на ее след, как и практическая охота с собакой, — лучший способ установления контактов и отработки послушания. Хозяином собаки становится не тот, кто ее вырастил и выкормил, а тот, кто открывает для нее увлекательный мир охоты.

Наказания в процессе воспитания собаки неизбежны. В собачьей стае, как и в волчьей семье, существуют жесткие дисциплина и иерархия. Нерадивый ученик, задира и неслух порой получают от старших удар клыком, болезненную хватку или «пинок» плечом с последующей «нотацией» грозным рычанием. В споре за главенство в стае незадачливый претендент может нарваться на изрядную трепку.

Подобные «санкции» отнюдь не вносят разлад в жизнь стаи, как и наказание при воспитании собаки человеком. Только в дрессировке наказание — неприятность, а отнюдь не возмездие. Оно должно следовать тотчас за нежелательным действием воспитанника, не должно быть чрезмерным и тем более длительным.

Угрожающая интонация, рывок поводка, удар хлыстом — вот перечень взысканий, приемлемых при обучении собаки. Выбор и сила наказания должны соответствовать особенностям нрава воспитанника и степени его вины. Но во всех случаях наказание должно быть «доходчивым», то есть достаточно сильным, чтобы собака его почувствовала.

Угрожающая интонация должна произвести нужный эффект или должна быть подкреплена более жесткой «санкцией», удар должен быть чувствительным, в противном случае собака воспримет его как заигрывание или знак внимания.

При необходимости ударить собаку это делается хлыстом либо хворостиной. Нельзя бить рукой или поводком. Они должны быть символом ласки, доверия и прогулки. Плеть неудобна, захлестывается, требует взмаха от плеча, что внушает страх и недоверие к хозяину. А удар хлыстом, движением кисти руки воспринимается не как агрессия дрессировщика, а как небесная кара.

Заносчивому кобелишке или распущенному псу, который решается вступить в бой с хозяином за главенство, полезно задать хорошую трепку до полной сдачи позиций. Но иногда этого можно избежать, если в момент, когда пес «бросает вам вызов», напомнить ему о главенстве, заставив по команде выполнить несколько знакомых ему приемов общего послушания — «сидеть», «лежать», «на место».

Злобного опасного пса легче прибрать к рукам не дома или в его вольере, а на прогулке в незнакомых местах, где задира чувствует себя не столь уверенно.

«Свои» и «чужие». Каждый, кто заводит щенка, мечтает о друге, преданном только ему и его домашним. А юный питомец, как на грех, считает друзьями всех людей мира, готов ласкаться к каждому встречному. Хорошо, если найдется знакомый, который по вашей просьбе подманит неслуха и, ухватив за шиворот, хорошенько стеганет два-три раза, после чего хозяин его позовет и приласкает. Многие, наоборот, сами дергают и стегают щенка, удирающего к другим, закрепляя этим стремление бежать от «злого» хозяина к «доброму» постороннему дяде. А воевать со щенком вовсе не обяз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: