Основные и неосновные типы рыночных структур




Всему есть мера...

Даже васильки,

Когда во ржи их пропасть, —

Сорняки,

А не цветы, ласкающие глаз... (1995)

А. Ф. Шитиков

Традиционно микроэкономическая теория имеет дело с четырьмя основными рыночными структурами: (1) совершенной конкуренцией, (2) монополистиче­ской конкуренцией, (3) олигополией и (4) монополией.

Совершенная конкуренция (pure competition) характеризуется большим ко­личеством продавцов, производящих однородную продукцию для множества по­купателей.

Монополистическая конкуренция отличается от совершенной конкуренции только в одном отношении: это множество продавцов, производящих дифферен­цированные продукты для множества покупателей.



Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены


Олигополия фундаментально отличается от двух предыдущих рыночных структур: это несколько продавцов, производящих конкурентную продукцию для многих покупателей. Производимая продукция может быть как однородной, так и дифференцированной.

Монополия — это ситуация единственного продавца, производящего для мно­гих покупателей. Его продукт максимально дифференцированный (уникаль­ный), так как отсутствуют конкуренты, производящие товары-субституты.1

Классификацию четырех основных рыночных структур традиционно произ­водят при помощи четырех структурных переменных: однородность продукции, количество фирм, легкость входа и выхода, контроль над ценами (табл. 7.1).

Таблица 7.1 Четыре основных типа рыночных структур

 

  Чистая кон­куренция Монополистиче­ская конкуренция Олигополия Монополия
Однородность продукции Однородная Дифференциро­ванная Однородная или диффе­ренцирован­ная Уникальная
Количество фирм и их величина Много (мелкие) Много (небольшие) Мало (крупные) Одна (крупная)
Легкость входа и выхода Легкий Легкий Барьеры Барьеры
Контроль над ценами Ценополу-чатель Небольшой Значительный Ценоустано-витель

При этом такая характеристика, как контроль над ценами, не является само­стоятельной, а зависит от количества фирм и их величин (второй структурной переменной). Что касается легкости входа в отрасль и выхода из нее, то и эту ха­рактеристику также можно рассматривать в рамках такой структурной перемен­ной, как «условия издержек производства».

В результате можно прийти к выводу о том, что достаточно лишь двух струк­турных переменных (однородность продукции, а также количество фирм и их величина) для того, чтобы идентифицировать четыре основных типа рыночных структур.

На рис. 7.2 четыре основных типа рыночных структур представлены точками или ограниченными площадями в координатах количества продавцов и уровня дифференциации продукции. Спектр рыночных форм представлен линией ABCD, которая пересекает четыре региона, представляющих совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.

Обратим внимание, что продуктовая дифференциация возрастает при сокра­щении количества фирм, что подразумевает уменьшение количества товаров-суб-

1 Все эти названия происходят из греческого: «монос» (|xovo<;) — один; «|xovo<;» (oX.vyo<;) — несколько; «полео» (ttoXecu) — продаю.


Глава 7. Анализ рыночной структуры



ститутов, доступных для покупателей. Вспомним, что дифференциация продук­ции является противоположностью продуктовой заменяемости.

На основании этих основных рыночных форм возможно построить множество моделей или теорий поведения фирмы.


Количество фирм


Л


Чистая конкуренция


 


Много А


Монополистическая конкуренция


В Хх

Олигополия

Несколько


I

Одна


^Монополия


 


Нет Небольшая

->Ч-


Существенная


Чрезвычайная

Продуктовая дифференциация


Рис. 7.2. Четыре основные рыночные структуры

Существуют и другие комбинации структурных переменных, которые порож­дают различия в рыночных формах. Рассмотрим, например, рыночные формы на основе двух других структурных переменных: количество продавцов и количество покупателей (табл. 7.2). В результате к четырем основным рыночным структурам добавилось еще несколько неосновных: двусторонняя монополия, ограниченная монопсония, монопсония, ограниченная монополия, двусторонняя олигополия, олигополия спроса, олигополия предложения.

Монопсония (один покупатель)1 представляет рыночную структуру, при кото­рой одному покупателю противостоит множество продавцов. В данном случае цену устанавливает покупатель. Такая ситуация имеет место при государственных за­купках военной техники у частных фирм-производителей. При социализме типич-

От греческого «псонео» (rcaovect)) — покупаю.



Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены


ная монопсония сложилась в отношениях государства-работодателя и всего трудо­способного населения, работающего на государственных предприятиях. Монопсо­ния на рынке труда вполне возможна и в условиях капиталистических рыночных отношений, однако здесь ее сфера проявления существенно сужена.

Таблица 7.2 Множество рыночных структур

 

 

 

 

 

      Покупатели  
Один Несколько Много
п Один Двустороняя Монополия, ограни- Монополия
р О   монополия ченная олигопсониеи  
Несколько Олигополия, ограни- Двусторонняя Олигополия
д а   ченная монопсониеи олигополия  
Много Монопсония Олигопсония Совершенная
в       (и монополистиче-
Ц ы       ская) конкуренция

Двусторонняя монополия характеризуется одним продавцом и одним поку­пателем; олигопсония — несколькими покупателями и многими продавцами; двусторонняя олигополия — несколькими продавцами и несколькими покупате­лями; дуополия — двумя продавцами и множеством покупателей и т. п.

Любопытно отметить, что в нижней правой клетке табл. 7.2 уместились сразу две рыночные структуры: совершенная конкуренция и монополистическая кон­куренция. Однако это легко объяснить, если мы вспомним, что они различаются между собой лишь параметром однородности продукта, который не отображен в данной таблице.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: