Закрыт базар.
Нет никого.
И только пьяницы с похмелья
Спешат строить не для веселья,
А для спасенья своего.
И крытый рынок, словно ворон,
Дождавшись с нетерпеньем дня,
Заманчиво глядит на город:
Мол, что б ты делал без меня?! (1994)
П. Т. Брешенков
Так как индивидуальный продавец не обладает контролем над ценой, единственное экономическое решение, которое для него остается, — определить объем выпуска, который ему следует предложить для продажи на рынке.
Глава 8. Чистая (совершенная) конкуренция
При данной рыночной цене объем выпуска можно определить путем ее сравнения с соответствующими издержками. Если фирма стремится к максимиза ции прибыли, то ей следует найти тот объем выпуска, при котором существует максимальная разница между валовым доходом (общей выручкой) и общими издержками.
Прибыль предприятия (я) представляет разность между общей выручкой (77?) и общими издержками короткого периода (STC):
n(q) = TR(q)-STC(q). (8.5)
Из курса математики известно условие максимизации первого порядка (условие необходимости):
dn(q) dTR{q) dSTC(q).
-иг^ — 1г=0- (8-6)
Однако нам известно, что:
dTR{q) /dq= MR(q) и dSTC(q)/dq - MC{q).
Таким образом, необходимое условие максимизации прибыли заключается в том, чтобы предельная выручка равнялась предельным издержкам:
MR(q*) = MC(q*), (8.7)
где q* — оптимальный объем выпуска, при котором прибыль максимальна. Вместе с тем нам уже известно, что в условиях чистой конкуренции:
MR = AR = Р. (8.8)
Таким образом, необходимое (первого порядка) условие максимизации прибыли есть не что иное, как равенство предельных издержек и цены:
P~MC(q*). (8.9)
Эта ситуация изображена на рис. 8.4, б.
Здесь цена (P = mr = ar = d) изображена в виде горизонтальной линии (как и на рис. 8.3, а). В точке А' кривая краткосрочных предельных издержек {SMC) пересекает линию цены (одновременно являющуюся линией предельной выручки). Точке А' соответствует объем максимального выпуска фирмы (q*) в условиях чистой конкуренции. Отсюда следует вывод.
Условие максимизации прибыли первого порядка (необходимое): прибыль максимальна тогда, когда предельная выручка (цена) равна предельным издержкам: MR = P.
Но так как кривая SMC выпукла к оси абсцисс, то она имеет две точки пересечения с линией Р (еще и точку А"). Но в точке А" максимальна не прибыль, а убытки. Для различения этих двух случаев математика использует условие максимизации второго порядка {условие достаточности):
d2n d2TR d2STC n
-d7=W^F~' ' (8Л0)
Часть II, Анализ рыночной структуры. Теория цены
или
d2TR d2STC dq2 < dq2 '
(8.10а)
Но левая часть неравенства (8.10а) — показатель наклона кривой MR, а правая часть — показатель наклона кривой SMC. Отсюда следует вывод.
Условие максимизации прибыли второго порядка (достаточное): прибыль максимальна тогда, когда наклон линии предельных издержек (SMC) больше наклона линии предельной выручки (MR = Р), т. е. кривая SMC должна пересекать кривую MR = P снизу.
Прибыль на единицу выпуска (Р - АТС)
----------- ►
0 91 Я* Я
Рис. 8.4. Максимизация прибыли в модели чистой конкуренции
На рис. 8.4, а максимизация прибыли демонстрируется как бы в «ином разрезе», а точнее — в иной системе координат. Если на рис. 8.4, б система координат — это объем выпуска q (ось абсцисс), а также предельная выручка (MR = Р), краткосрочные предельные затраты (SMC) и краткосрочные средние издержки (SATC) (ось ординат), то на рис. 8.4, а ось абсцисс прежняя, а вот ось ординат представляет собой изменение общей выручки (TR) и краткосрочных общих затрат (STC).
Поэтому «картинка» на рис. 8.4, а иная. Общая выручка имеет здесь вид прямой (TR), исходящей из оси координат. Наклон этой линии равен рыночной цене, а каждая единица выпуска q приводит к пропорциональному увеличению дохода. Линия же краткосрочных совокупных затрат (STC) нами была выведена еще в
Глава 8. Чистая (совершенная) конкуренция
главе 6 (см. рис. 6.5, а). Прибыль достигает своего максимума в той точке, где расстояние между линиями TR и STCмаксимально. Это отрезок АВ.
Вместе с тем следует различать также прибыль на единицу выпуска (среднюю прибыль) и общую прибыль от продажи всей произведенной продукции. Отрезки АВ (рис. 8.4, а) и А'В' (рис. 8.4, б) демонстрируют прибыль на единицу выпуска продукции, а площадь прямоугольника P*A'B'D' — общую прибыль (л) от продажи всей продукции. Действительно, эта прибыль есть разница между общей выручкой (Pxq = площади прямоугольника P*A'q*0) и общими издержками (площадь прямоугольника D'B'q*0).