Историческое значение крестьянской реформы.




Крестьянская реформа была построена на компромиссах и в большей степени учитывала интересы помещиков.

И все же крестьянская реформа 1861 года имела большое историческое значение.

Крестьяне получили личную свободу, гражданские и имущественные права.

Реформа способствовала развитию России по капиталистическому пути. Однако она сохранила множество феодальных пережитков, которые тормозили буржуазное развитие деревни.

Крупное помещичье землевладение, беднота и малоземелье крестьян еще долго были острыми при решении аграрного вопроса, который в будущем станет главным вопросом трех русских революций.

Тем не менее, 19 февраля 1861 года Россия, благодаря отмене крепостного права вступила на путь капиталистического развития.

Самостоятельная работа обучающихся. Заполнение таблицы Реформы 60-70-х гг. XIX века (таблица заполняется на протяжении нескольких уроков).

 

Основная литература по теме урока:

· Волобуев О.В. История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый уровень / О.В. Волобуев, М.В. Пономарев, А.А. Митрофанов. М.: Дрофа, 2018. 277 с.

· Пономарев М.В. История. Всеобщая история. 10 класс. Рабочая тетрадь / М.В. Пономарев. М.: Дрофа, 2018. 144 с.

· Уколова В.И.. История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый уровень / В.И. Уколова, А.В. Ревякин. М.: Просвещение, 2018. 366 с.

· Сахаров А.Н. История с древнейших времён до конца XIX века. Базовый уровень. 10 класс / А.Н. Сахаров, И.В. Загладин. М.: Русское слово, 2017. 448 с.

Дополнительная литература по теме урока:

· Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856-1861. М.: Издательство Московского университета, 1984. 256 с.

· Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М.: Издательство политической литератур, 1991. 302 с.

· Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М.: Книга, 1991. 176с.

Интернет-ресурсы:

·

o https://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

o https://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

 

 

Следующая тема нашего урока «Реформы 1860-1870 х годов».

Внимательно посмотрите фильм «Политические реформы в России 1860-1870 годов».

Ответьте на вопрос после просмотра.

Необходимо запомнить

ВАЖНО!

В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Земская и городская реформы сыграли важную положительную роль, заложив основы системы местного самоуправления. Благодаря им первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения. Реформы заложили предпосылки для формирования гражданского общества и правового государства. Был преодолён кризис в экономике. Государство получило новую армию, которая могла успешно решать задачи обеспечения безопасности страны. Выросло число образованных граждан. Вместе с тем, реформы сохраняли сословные преимущества дворян, а также имели ограничения для национальных районов страны.

Вопросы к фильму

(в некоторых вопросах возможно несколько правильных ответов)

Выберите правильный ответ:

Вид суда

Суд, введённый в период правления Александра II, который рассматривал в упрощённом порядке мелкие уголовные и гражданские дела:

Подсказка:

Данный суд функционировал в составе одного судьи в городах и уездах.

1. окружной суд

2. судебная палата

3. волостной суд

4. мировой суд

 

Внутренняя политика

Какие из перечисленных положений характеризуют внутреннюю политику Александра II:

Подсказка

Обратитесь к материалам урока (видеоурока)

1. усиление цензуры

2. поддержка выхода крестьян из общин

3. развитие городского самоуправления

4. введение институтов сословного представительства

5. отмена автономии университетов

6. освобождение крестьян от крепостной зависимости

 

Хронология реформ

Расположите реформы Александра II в хронологической последовательности:

Подсказка

Обратитесь к материалам урока (видеоурока)

Введение автономии университетов

Судебная реформа

Реформа городского самоуправления

Введение всеобщей воинской повинности

 

Скульптурное изображение

Рассмотрите скульптурное изображение государственного деятеля и подпишите его имя и прозвище, под которым он вошёл в историю.

Подсказка

1) Когда памятник был установлен в Петербурге, он получил массу иронических отзывов. Вот один из них:

«Стоит комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапка,

На шапке крест,

Кто угадает,

Того под арест.

2) В 1919 г. на постаменте памятника было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало»: “Мой сын и мой отец при жизни казнены, А я пожал удел посмертного бесславья: Торчу здесь пугалом чугунным для страны, Навеки сбросившей ярмо самодержавья”.

Исторические даты

Установите соответствие между годами и событиями, произошедшими в эти годы.

Подсказка

Обратитесь к материалам урока (видеоурока)

1881 создание городских дум и управ

1864 убийство народовольцами Александра II

1874 введение всеобщей воинской повинности

1870 утверждение новых судебных уставов

 

Учебное заведение

Среднее учебное заведение, в котором изучали древние языки и готовили к поступлению в университеты - это:

Подсказка

Циркуляр «о кухаркиных детях» (1887 г.) министра просвещения И.Д. Делянова запрещал принимать в эти учебные заведения детей из низших сословий.

1. церковно-приходская школа
2. народное училище
3. гимназия
4. реальное училище

Хронология реформ

Расположите «контрреформы» Александра III в хронологической последовательности:

Подсказка

Обратитесь к материалам урока (видеоурок, конспект урока)

запрет применения на производстве труда детей до 12 лет

 

введение должности земских начальников

 

издание циркуляра «о кухаркиных детях»

 

прекращение временнообязанного состояния крестьян

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: