Основные акты, определяющие суверенитет Республики Казахстан.




Логическим результатом процесса суверенизации в Республике стало принятие 25 октября 1990г Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР»,котороя знаменует собой принципильно новую страницу в истории Казахстана и начало юридического оформления его подлинно независимого развития.Текст Декларации начинается со следующих слов: «Верховный Совет Казахской ССР...признавая право наций на самоопределение провозглашает гос суверенитет Казахской ССР и принимает настоящую Декларацию».Декларация в первую очередь утверждает право наций на самоопределение,которое предполагает возможность для каждой нации самостоятельно выбирать такой путь развития,который в наибольшей степени соответствует его историческим,культурным,религиозным традициям и другим особенностям.В Декларации впервые в истории Каз-на прямо и открыто заявлено о нац государственности: «Казахская ССР принимает меры по защите,охране и укреплению нац государственнсти».Гос суверенитет предполагает самостоятельость и независимость гос власти от всякой др власти в осуществлении своих функций как внутри страны,так и на международной арене.Поютому в Деларации впервые было провозглашено,что «го с власть Каз ССР обладает верховнством,самостоятельностью и полнотой...»Неоценимое значение Декларации заключается в том,что в ней провозглашено,что:отношения между Союзом и республикой строятся на договорной осное с учетом суверенитета Каз-на;любые насильственные действия против конст строя Каз ССР,публичные призывы к нарушению целостности ее территории,а также разжигающие нац рознь преследуются по закону;Каз ССР самостоятельно решает вопросы полит,эконом,социального и культурного строительства,ее адм-тер устойства,определяет структуру и компетению органов госвласти и управления. Здесь за республикой признавались права исключительно собствености на природные ресурсы,весь эконом и научно-технический потенциал,имеющийся на ее тер.В Декларации впервые устанавливался важнейший принцип функционирования гос власти-ее рзделения на 3 ветви: «го власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на аконодательную (Верховный Совет КазССР), исполнительную (Президент), судебную (Верховный Суд Каз ССР).Таким образом,принятие Декларации стало важнейшим шагом на пути становления реального суверенитета и независимости. Рубежным этапом становления независимости Каз-на является принятие Конст закона РК «О государственной независимости РК»,выступившего логическим продолжением Декларации о гос суверенитете.Но если Декларация принималась в сложной полит обстановек,то к моменту принятия Конст закона «О гос независимостиРК» Казахстан оконательно взял курс н полную независимость.Значение Конституционного закона заключается в тм,что он юридически оформил гос суверенитет Каз-на,который стал носителем признаков,характерных для независимого гос-ва:единое гражданство,территориальная обособленность,самостоятельная система гос органов,независимая экономическая система,наличие собственных Вооруженнных Сил.При этом любое вмешательство со стороны в решение вопросов,составляющих неотъемлемое право Республики,стало расцениваться как посягательство на ее го независимость.Кроме того,предполагалось расширение международной правосубъектности Каз-на.В Конст законе получил развитие прицип приоритета прав и свобод человека и гражданина и нашли отражение демократические принципы устройства гос власти:народовластие и разделение гос власти. Предпосылки и причины принятия конституции 1993г.Ее основные положения и новации. 28 января 1993 года Верховным Советом РК была принята Конституция-Основной Закон государства.Основными предпосылками и причинами принятия Конституции явились следующие:необходимость закрепить и расширить суверенные права Республики;закреление начала рыночных отношений;расширение объема социальных,эконом,полит прав граждан,закрепление новой системы гос органов.Конституцией 1993г провозглашено суверенное,демократическое гос-во,закреплена незыблемость нац государственности.Она явилась рким отражением переходного периода и бла направлен на решение первоочередных задач.Историческое значение Конституции заключается прежде всго в том,что в ней был определен и закреплен новый гос и общественный строй Каз-на.В Конституцию 1993г были включены правовые нормы,принципы и идеи конст законов,приняты после провозглашения суверенитета,независимости гос-ва:о главе гос-ва-Президенте,о разделении власти на законодательную,исполнитльную и судебную ветви,о признании каз языка государственным и т.д.К принципиално новым установлениям,имеющим истор значение,следует отнести след:1В Преамбуле Конституции использована формула «казахская государственность»,но поскольку в Конст утверждается,что «единственным источником гос власти является народ Каз-на»,значит основой суверенитета явл не национальный,а народный суверенитет.2Государство определено светским,и как следстие закрелено отделение религиозных объединений от гос-ва;унитарность гос-ва определена как исключение возможности образования полит,культурных автономий на его территории,что имело важное значение для консолидации народа Каз-на в демократических преобразованиях общества.3.Закрепление положения о прямом дейстий норм Конституции означало непосредственную реализацию ее норм гос органами и организациями,возможность их влияния на правотворческий процесс в гос-ве и возможность граждан реализовывать и защищать свои права и свободы,опираясь на Конституцию.Вместе с тем Конституция еще не отвечала всем требованиям,которым должен отвечать Основной закон.Было не ясно,являлась ли РК президентской или парламентской республикой?Объявление Президента лавой гос-ва и грантом Конституции РК не сопровождалось автоматическим закреплением конст принципов и прав,опредляющих содержание,функции и ответственность высшей власти:не был установлен порядок роспуска Парламента,назначения новых выборов в условиях кризиса.Компетенция Правительства,местных органов была определена лишь в общих чертах. Таким образом,Конституция 1993г действовала 2 года и 7 месяцев.Эта была Конституция переходного этапа.Отмеченные недостатки требовали изменения всей структуры Основного Закона. Предпосылки и причины принятия Конституции 1995г,основные положения и новации. 30 августа 1995г на республиканском референдуме была принят новый Основной Закон гос-ва.Основными предпосылками и причинами принятия явились следующие:1Необходимость устранить компромиссы Конституции1993г,2устранить противоречия между 2 формулировками:Каз-н-государственность самоопределившейся каз нации-основа гос суверенитета и Народ Казахстана-единственный источник гос власти.3необходимость уегировать вопрос о двойном гражданстве-прницип непризнания двойного гражданства.4необходимость урегулировать вопрос о языке.5необходимость урегулировать вопрос о частной собственности на землю.6закрепление новой системы гос органов. Конституция состоит из 9 разделов и 98 статей. Согласно ст1«РК утверждает себя дем,светским,прав и соц гос-вом,высшими ценностями которого являютс человек,его жизнь,права и свободы.Конституция окончательно закрепила форму гос устройства и форму правления.РК является унитарным гос-вом с президентской формой правления.Был установлен статус Президента как главы гос-ва-его высшего дожностного лица,символа и гаранта единства народа и гос власти,незыблемости Конституции и прав и свобод человека и гражданина.В Конституции закреплен принцип разделения властей:на исполнительную(Правительство),судебную(Верховный Суд),законодательную(Парламент).Отдельные разделы посвящены порядку образования,компетенции,полномочиям Президента,Парламента,Правительства.Раздел Конституции «Человек и Гражданин» посвящен неотчуждаемым правам человека и гражданина.В нем установлена зависимость прав гражданина от уровня развития общества,предусмтрена недопустимость любых произвольных ограниченийправ и свобод человека и гражданина.,а их объем установлен в расчетена возможность осуществления в реальной жизни.В целом Конституция 1995гвнесла существенные изменения в институты Президента,Парламента,гос управления.местной власти,судебной системы,прокуратуры,установила ряд принципиальных положений по вопросам гос языка,частной собственности на землю,гражданства.Таким образом,с принятием Конституции 1995 создана правовая основа для дальнейшего демократического развития Каз-на.формирования правового гос-ва и гражданского общества,консолидации полит партий,становления сильной законодательной и судебной ветвей власти,усиления местного управления. Изменения и дополнения,внесенные в Конституцию 1995 года.

Изменения и дополнения в Конституцию 1995г вносились дважды:7 октября 1998 и 21 мая 2007г.В 1998г изменениям подверглись 19 статей Конституции. Это были изменения в области развития многопартийности, расширения полномочий Парламента, совершенствования деятельности Правительства. осуществления уголовного судопроизводства. Рассмотрим подробнее изменения дополнения, внесенные 21 мая 2007г.В статье 2-Адм-тер устройство Республики. Столицей Казахстана является город Астана. В статье15-Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления. В статье - Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь суда с предоставлением права обжалования. Задержание без санкции может быть не более 72 часов. В статье41-Президент избирается сроком на 5 лет, Он должен проживать на территории РК последние 15 лет. В статье 42-одно и то же лицо не может быть избрано Президентом не более 2 раз. Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента. В статье 44-изменения и дополнения в полномочия Президента - назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент, с согласия Сената Председателя Национального Банка, КНБ, Генерального Прокурора, самостоятельно Председателя и 2 членов ЦИК, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, образует Совет безопасности, Ассамблею народа Казахстана. В ст50 - Сенат образуют депутаты по 2 человека от каждой области, города республиканского значения, столицы. 15 депутатов Сената назначаются Президентом с учетом национально-культурных и иных значимых интересов общества. В ст51-избрание 98 депутатов осуществляется на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. 9депутатов избираются Ассамблеей народа Каз-на. Также были внесены изменения и дополнения в полномочия и компетенцию Парламента, его Палат. В ст61 сказано, что право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе. В ст64 - Правительство является коллегиальным органом, ответственно перед Президентом, Мажилисом, Парламентом. В ст71 - 2 члена Конституционного Совета назначаются Президентом, по 2 члена от каждой Палаты Парламента, Половина членов Конституционного Совета обновляется каждые 3 года.

 

Президентская и парламентская республика. Особенности президентской республики в Казахстане. Изменения и дополнения в Конституцию РК от 21 мая 2007 года и их влияние на развитие формы правления

Парламентская республика и ее особенности. Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемыми населением на определенный срок. При этом эти выборные органы ответственны перед избирателями. Республики делятся на парламентские и президентские. В парламентской республике парламент не только законодательный, но и контролирующий правительство орган. Здесь верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства, как правило, избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Глава государства - президент не является главой правительства. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности и остается до тех пор у власти, пока в парламенте партия обладает большинством голосов. Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Президентская республика и ее особенности. Республика - форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемыми населением на определенный срок. При этом эти выборные органы ответственны перед избирателями. Республики делятся на парламентские и президентские. В президентской республике в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Президент является центральной фигурой в государстве. Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в Казахстане. Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола стороны исполнительной власти. В последнее время появились также и смешанные президентско-парламентские республики, в которых правительство формируют совместно президент и парламент.Изменения и дополнения,внесенные в Конституцию 1995 года.

Изменения и дополнения в Конституцию 1995г вносились дважды:7 октября 1998 и 21 мая 2007г.В 1998г изменениям подверглись 19 статей Конституции. Это были изменения в области развития многопартийности, расширения полномочий Парламента, совершенствования деятельности Правительства. осуществления уголовного судопроизводства. Рассмотрим подробнее изменения дополнения, внесенные 21 мая 2007г.В статье 2-Адм-тер устройство Республики. Столицей Казахстана является город Астана. В статье15-Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические пресупления, сопряженные с гибелью людей,а также за особо тяжкие преступления. В статье-Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь суда с предоставлением права обжалования.Задержание без санкции может быть не более 72 часов.В статье41-Президент избирается сроком на 5 лет,Он должен проживать на территории РК последние 15 лет.В ст 42-одно и то же лицо не может быть избрано Президентом не более 2 раз.Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента. В ст 44-изменения и дополнения в полномочия Президента-назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент,с согласия Сената Председателя Нац Банка,КНБ,Генерального Прокурора,самостоятельно Председателя и 2 членов ЦИК,Счетного комитета по контролю за исполнением респ бюждета,образует Совет безопасности,Ассамблеюнарода Каз-на.В ст50-Сенат образуют депутаты по 2 человека от каждой области,города респ значения,столицы.15 депутатов Сената назначаются Президентом с учетом нац-культурных и иных значимых интересов общества.В ст51-избрание 98 депутатов осущ на основе всеобщего,равного,прямого избир права при тайном голосовании.9депутатов избир Ассамблеей народа Каз-на.Также были внесены изменения и дополнения в полномочия и компетенцию Парламента,его Палат.В ст 61 сказано,что право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики,депутатам Парламента,Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе.В ст 64-Правительство явл коллегиальным органом,ответственно перед Президентом,Мажилисом,Парламентом.В ст 71-2 члена Конст Совета назначаются Президентом,по 2 члена от каждой Палаты Парламента,Половина членов Конст Совета обновляется каждые 3 года.

 

Современные научные подходы к пониманию права: нормативистская концепция права, социологическая концепция права, теория естественного права. Значение данных концепций для правовой практики.

Среди различных подходов к пониманию права наиболее важными являются: Нормативистский подход (Штаммлер, Новогородцев, Кельзен.) определяют право как совокупность охраняемых государством норм. В частности, для концепции Г.Кельзена характерным является представление о праве как о системе норм, где на самом верху находится основная норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Данное учение Г.Кельзена получило название “чистое” учение о праве. Содержание нормативистского подхода к праву определяется во взгляде на действительность через призму принятых государством нормативных актов. Естественно-правовая теория права. Сторонники этой теории права (Т.Гоббс, Д.Локк, А.Радищев и др.) полагали, что, кроме права, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это – право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. И, следовательно, естественное право – это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Историческая школа права. Ее представители (Ф.Савиньи, Гуго, Г.Пухта и др.) утверждали, что право не создается законодателем, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык. Ученые-правоведы же должны уметь схватить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен превратить его в действующее законодательство. Психологический подход. Представители (Л.И.Петражицкий, Росс, И.М.Рейснер и др.) наряду с нормами в понятие “право” включают и правовое сознание, правовые эмоции людей). Особенно широко психологический подход применялся в первые годы советской власти, когда еще не были выработаны новые законы и даже в декретах признавалось обращение судей к правовому сознанию при решении дел в интересах пролетарского государства. Марксистский подход. Представители марксистской теории (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) понимали право как возведенную в закон волю экономически господствующего класса и содержание, выраженной в праве классовой воли, определяли характером материальных производственных отношений, носителями которых выступали классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть. Интегративный подход к пониманию права исходит из того, что вряд ли в действительности существует вполне совершенное право, следует, что Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: