Телевидение, как и любое средство массовой информации (как печать — площадью газетного номера), ограничено временными рамками, структурой программ. Предварительный контур общей структуры телевидения называют сеткой вещания, Сетка, с которой соотносятся тематические планы, отражает уровень организационной деятельности телестудии и учитывает жанры, тематику и время выступлений, временную ритмичность, адресность, состав аудитории, координацию с другими телестудиями. Оперируя временем, телестудия верстает отдельные передачи. Программная телевизионная верстка -- это важный метод организации вещания с целью действия на телезрителя. Планы телестудии реализуются в павильонных или натурных съемках.
Заглянем в павильон студии телевидения. Три стены павильона — глухие, без окон, в четвертой стене, примерно на половине ее высоты, прорезано большое, почти во всю длину стены, окно. Там, за окном — аппаратная. Пол павильона идеально гладкий; телевизионная камера катится прямо по полу, у нее особый штатив — на пневматических шинах. От каждой камеры (а их может быть от двух, пяти) тянется по полу толстый кабель и уходит куда-то в стену. Непременные принадлежности павильона — осветительные приборы и маленькая тележка, с установленным на ней «журавлем» — длинным рычагом, на конце которого висит микрофон.
Включение камеры происходит в аппаратной. Перед окном, выходящим в павильон, — пульт с контрольными мониторами, каждый из которых соединен проводами с одной из камер. Каждая пар «монитор-камера» пронумерована одинаковой цифрой. И только с одного монитора вместо цифры стоит буква «К»: изображение сюда поступает не с камеры, а с кинопроектора, т. е. с кинопленки. Есть и не помеченный ни цифрой, ни буквой «эфирный», или «выходной монитор (с несколько большим экраном) -- на нем можно увидеть именно то изображение, которое в данный момент «выходит в эфир. Каждая из камер посылает на экран монитора свое изображение.
|
Сейчас начнется передача. Камера 1 направлена на заставку «Один на один»; на экране монитора 1 мы видим это изображение. Камера 2 направлена прямо на ведущего-модератора, сидящего за столиком. На мониторе 2 мы видим анфас, его лицо крупным планом. Камера 3 стоит дальше от столика и чуть в стороне от камеры 2. Поэтому на мониторе 3 изображение ведущего уже не анфас, а сбоку и средним планом («поясной портрет»). Видим мы еще и двух человек, сидящих рядом с модератором — лидеров политических партий. Тележка с «журавлем» установлена так, что микрофон висит перед ними — достаточно высоко для того, чтобы не попасть в поле зрения камер 2 и 3, но достаточно низко для того, чтобы можно было говорить, ничуть не повышая голоса. Экран монитора «К» пуст. Нет изображения и на экране «выходного» монитора: ни одна камера еще не «включена в эфир». Наконец, отданы все необходимые распоряжения: прозвенели звонки, требующие тишины; в павильоне вспыхнуло табло: «микрофон включен». По знаку режиссера, ведущего передачу, его ассистент нажимает на пульте кнопку с цифрой «1». И в тот же миг на экране «выходного» монитора — с камеры 1 появляется заставка. Теперь мы видим одно и то же изображение на двух экранах сразу-- на экране монитора 1 и эфирного, или «выходного». Это же изображение приняли на своих экранах миллионы телевизоров в стране, потому что передатчик телецентра «видит» только то изображени е, которое передано на «выходной» монитор. Другими словами, сейчас «в эфир вышла» камера 1.
|
Но вот режиссер дал новый знак, и ассистент нажал вторую кнопку. Автоматически «от эфира отключилась» камера 1 и одновременно «включилась в эфир» камера 2. На экране «выходного» монитора (и монитора 2) и на экранах всех телевизоров крупный план ведущего, который предлагает вниманию телезрителей передачу - дискуссию двух политических лидеров, имеющих различные точки рения на решение социальных проблем.
Включена камера 3: на «выходном» мониторе (и на экранах телевизоров) средний план: ведущий и его собеседники Ж. и Н. Ведущий представляет их.
Когда называется имя Ж., средний план сменяется его крупным планом: камера 1, подчиняясь оператору, отъехала от заставки, стоящей в другом углу павильона, и бесшумно подкатилась к выступающим. Это произошло, пока «в эфире» были камеры 2 и 3. За это время оператор направил объектив камеры 1 на Ж., «взяв» его крупный план. Режиссер увидел на мониторе 1 изображение Ж. за несколько секунд до того, как ведущий произнес его имя. И в нужный момент ассистент «включил в эфир» камеру 1 — после среднего плана, показанного камерой 3.
Камера 2 тем временем направляется на Н. По знаку режиссера на «выходном» мониторе появляется крупный план Н. -- в тот момент, когда модератор представляет его.
Голос ведущего звучит «из-за кадра», а видим мы сначала одного, затем — другого лидера. Собеседники представлены. Ведущий задает им первый вопрос. И снова ассистент режиссера нажимает кнопку, включающую «в эфир» камеру 3, снова на экранах телевизоров — средний план: три человека, сидящие за столом.
|
После нескольких вопросов и ответов Н. просит показать кинокадры, заснятые на пленке. Ассистент нажимает соответствующую кнопку, и на мониторе «К» (и на «эфирном» мониторе) появляется новое изображение, получаемое уже не от телевизионной камеры, от кинопроектора, с пленки, т.е. предварительно зафиксированное. Из-за кадра время от времени слышен голос невидимого сейчас Н, комментирующего кинокадры. В результате такого телевизионного монтажа изображений кадров телезрители видят на экране непрерывный их поток. В данном случае описана прямая («живая») телепередача, идущая в эфир «прямо», т.е. без предварительной фиксации. Но есть и иная технология — видеомагнитная запись, ведущаяся по той же схеме монтажа, что и прямая передача, но вместо «выхода в эфир» изображение, подаваемое на «выходной» монитор, фиксируется (записывается) на магнитную ленту. Эта запись перед передачей в эфир, на домашние телевизоры, также может быть подвергнута монтажу (обычно - с целью сокращения объема передачи), номожет быть передана и без всяких изменений. Первые шаги в освоении формы телепередачи, идущей в эфир не «прямо», т.е. не с телекамер, а с пленки, были сделаны еще в 1951 г., когда возникло производство телефильмов — художественных, публицистических или научных сообщений, зафиксированных на кинопленке, т.е. с помощью кинокамеры, и предназначенных исключительно для показа по телевидению. Но уже в семидесятые годы по мере совершенствования техники записи изображения и звука на ферромагнитной пленке — ВМЗ (видеомагнитная запись) кинотелефильм стал актив вытесняться видеофильмом — сообщением, полученным с помощью телекамер и зафиксированным видеомагнитофоном.
Тема № 31. Кабельное телевидение. Спутниковое телевидение
Неустойчивое получение телевизионных сигналов в отдаленных районах, а в городах – в «тени» больших зданий натолкнули в начале 50-х гг. XX в. на мысль распространить эти сигналы по кабелю. На самом высоком месте устанавливалась эффективная антенна, на нее принимались сигналы из эфира и распространялись по кабелю на целый дом или группу домов. Качество трансляции резко улучшилось, кроме того, появилась возможность принимать большое количество программ.
В конце 60-х годов стали использовать как ретрансляторы большого радиуса действия космические спутники. Первые годы спутниковая связь стала вытеснять кабель: параболическая антенна на крыше позволяла принимать на телеприемники сигналы с орбитальных спутников связи. Однако высокая цена антенны и зависимость от погоды привели к победе кабеля. Но метод передачи сигнала стал иной: сочетание лазера и сверхтонких селиконовых волокон, способных служить световодами (один грамм световода заменил десять килограммов меди).
Кабельное телевидение большое распространение получило в Европе. В США, где практически отсутствует государственное телевещание и где сильны общенациональные частные сети Эй-би-си, Эн-би-си, Си-би-эс, более половины семей являются абонентами кабельного телевидения. Примером успеха кабельного ТВ служит транснациональная телекомпания Тэда Тернера Си-эн-эн, чья популярная программа круглосуточно передается по волоконно-оптическим линиям и через спутники во многие уголки Земли.
В Петербурге программы студий кабельного телевидения верстаются следующим образом: диктор открывает программу, объявляет все материалы программы, читает городские и районные новости, объявляет мультфильм или фильм для детей, затем идет обычно идет один или несколько собственно студийных или проблемных материалов других студий, музыкальная программа, видеофильм. Затем диктор прощается, и программа закончена.
Достоинства кабельного ТВ — не только в устойчивости и высоком качестве телеприёма, но и в своеобразной обратной связи со зрителем. За счет многоканальности можно делать программы, рассчитанные на ограниченную категорию зрителей: преподаватель может отвечать на вопросы зрителей, канал для домохозяек, бизнесменов, спортивный канал и т.д. Хотя на Западе кабельные студии сами программы не делают (дорого, невыгодно) и предпочитают покупать их у коммерческих телесетей, особенно после изобретения видеокассет и видеомагнитофонов.
Многоканальность кабельного телевидения дает зрителю практически неограниченную возможность выбора, что весьма важно в условиях жесткой конкуренции СМИ.
В 1962 году запущенный в США коммуникационный спутник позволил начать прямые телетрансляции между Америкой и Европой. Для приема передач требовались громоздкие и дорогостоящие наземные комплексы. К тому же они были ненадежны. Вскоре было изобретено компактное приемное устройство, но оно нуждалось в усовершенствовании. И только в середине 1980-х гг. начинается период массового распространения глобального спутникового телевещания: появились недорогие индивидуальные приемные устройства, оснащенные параболическими антеннами — «тарелками». Компания Тэда Тернера СКМ, транслировавшая по кабельным сетям спутниковые передачи, из убыточной стала прибыльной службой новостей, стала вещать круглосуточно и существенно расширила зону приема: в 1997 г. передачи СЫК смотрели 170 млн. семей в 210 странах мира. С ноября 1996 года в России стало вещать «НТВ плюс» — первое спутниковое телевидение (пять каналов). В 1998 г. с мыса Канаверал в США был выведен на орбиту спутник «Бонум-1 / Мост-1», который обеспечил трансляцию уже 18 телеканалов. Затем холдингом «Медиа-Мост» были закуплены еще три спутника стоимостью в десятки миллионов долларов. В России, однако, спутниковое телевидение пока не стало привычным. А в дальнем, да и в ближнем Зарубежье оно оказалось модным и популярным, В качестве примера можно привести сеть спутниковой связи «Ямал», созданной в 1992 г. открытым акционерным обществом «Газпром» совместно с ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. С. П. Королева. Система «Ямал» использует геостационарный космический аппарат «Горизонт», дающий возможность распространения от одной до четырех телевизионных программ в одном стволе спутникового ретранслятора. В системе используется цифровое кодирование и уплотнение телевизионных сигналов с высокой степенью сжатия.
Масштабы развития сети спутниковой связи «Ямал» таковы: в 1997 г. охват — 10 млн. жителей Сибири и Крайнего Севера; в 1998 г. — расширение зоны охвата до 45 млн. телезрителей; в 1999 г. охват 70 % территории Российской Федерации и СНГ. А в 2000 г. началась полномасштабная реализация системы распространения, включая территории стран Балтии, Центрально и Западной Европы (Польши, Венгрии, Чехии, Австрии, Германии, Франции и др.). Города Европы буквально увешаны приемными спутниковыми антеннами.
С 1990 года наземная сеть телевидения сократилась, есть прогноз, что к 2010 г. принимать наземное вещание будет всего 8 % телевизоров. Однако на орбите не хватает места для размещения новых спутников из-за возможных помех между спутниковыми сетями. Дефицит каналов, а также необходимость использования антенны, отсутствие мобильного приема, ограниченность в трансляции программ — все это побуждает искать иные способы телевещания. Самым эффективным из них является цифровое телевидение, когда выделяемый спутниковыми и наземными системами спектр может быть использован более эффективно благодаря применению метода сжатия сигнала. Цифровой видеосигнал подвергается компрессии, что позволяет передать через спутник или по кабельному каналу вместо одной телевизионной программы до десяти цифровых. При этом на телеэкране достигается очень высокая четкость изображения. Даже кабельная сеть станет многопрограммной и начнет передавать огромные массивы информации.
Некоторые страны заявили о намерении полностью отказаться от аналогового телевидения; так, в Германии переход к цифровому вещанию намечен на 2008-2010 гг. Одна из первых цифровых телевизионных передач состоялась здесь 26 июня 1996 г. на гоночной трассе — в тот день шла прямая трансляция с мировых автогонок «Формулы 1» в цифровом формате.
Вопросы для самопроверки