Тема № 30. Эфирное телевидение




Телевидение, как и любое средство массовой информации (как печать — площадью газетного номера), ограничено временными рам­ками, структурой программ. Предварительный контур общей структуры телевидения называют сеткой вещания, Сетка, с которой соотносятся тематические планы, отражает уровень организационной деятельности телестудии и учитывает жанры, тематику и время выступлений, временную ритмичность, адресность, состав аудитории, координацию с другими телестудиями. Оперируя временем, телестудия верстает отдельные передачи. Программная телевизионная верстка -- это важный метод организации вещания с целью действия на телезрителя. Планы телестудии реализуются в павильонных или натурных съемках.

Заглянем в павильон студии телевидения. Три стены павильона — глухие, без окон, в четвертой стене, примерно на половине ее высоты, прорезано большое, почти во всю длину стены, окно. Там, за окном — аппаратная. Пол павильона идеально гладкий; телевизионная камера катится прямо по полу, у нее особый штатив — на пневматических шинах. От каждой камеры (а их может быть от двух, пяти) тянется по полу толстый кабель и уходит куда-то в стену. Непременные принадлежности павильона — осветительные приборы и маленькая тележка, с установленным на ней «журавлем» — длинным рычагом, на конце которого висит микрофон.

Включение камеры происходит в аппаратной. Перед окном, выходящим в павильон, — пульт с контрольными мониторами, каждый из которых соединен проводами с одной из камер. Каждая пар «монитор-камера» пронумерована одинаковой цифрой. И только с одного монитора вместо цифры стоит буква «К»: изображение сюда поступает не с камеры, а с кинопроектора, т. е. с кинопленки. Есть и не помеченный ни цифрой, ни буквой «эфирный», или «выходной монитор (с несколько большим экраном) -- на нем можно увидеть именно то изображение, которое в данный момент «выходит в эфир. Каждая из камер посылает на экран монитора свое изображение.

Сейчас начнется передача. Камера 1 направлена на заставку «Один на один»; на экране монитора 1 мы видим это изображение. Камера 2 направлена прямо на ведущего-модератора, сидящего за столиком. На мониторе 2 мы видим анфас, его лицо крупным планом. Камера 3 стоит дальше от столика и чуть в стороне от камеры 2. Поэтому на мониторе 3 изображение ведущего уже не анфас, а сбоку и средним планом («поясной портрет»). Видим мы еще и двух человек, сидящих рядом с модератором — лидеров политических партий. Тележка с «журавлем» установлена так, что микрофон висит перед ними — достаточно высоко для того, чтобы не попасть в поле зрения камер 2 и 3, но достаточно низко для того, чтобы можно было говорить, ничуть не повышая голоса. Экран монитора «К» пуст. Нет изображения и на экране «выходного» монитора: ни одна камера еще не «включена в эфир». Наконец, отданы все необходимые распоряжения: прозвенели звонки, требующие тишины; в павильоне вспыхнуло табло: «микрофон включен». По знаку режиссера, ведущего передачу, его ассистент нажимает на пульте кнопку с цифрой «1». И в тот же миг на экране «выходного» монитора — с камеры 1 появляется заставка. Теперь мы видим одно и то же изображение на двух экранах сразу-- на экране монитора 1 и эфирного, или «выходного». Это же изображение приняли на своих экранах миллионы телевизоров в стране, потому что передатчик телецентра «видит» только то изображени е, которое передано на «выходной» монитор. Другими словами, сейчас «в эфир вышла» камера 1.

Но вот режиссер дал новый знак, и ассистент нажал вторую кнопку. Автоматически «от эфира отключилась» камера 1 и одновременно «включилась в эфир» камера 2. На экране «выходного» монитора (и монитора 2) и на экранах всех телевизоров крупный план ведущего, который предлагает вниманию телезрителей передачу - дискуссию двух политических лидеров, имеющих различные точки рения на решение социальных проблем.

Включена камера 3: на «выходном» мониторе (и на экранах телевизоров) средний план: ведущий и его собеседники Ж. и Н. Ведущий представляет их.

Когда называется имя Ж., средний план сменяется его круп­ным планом: камера 1, подчиняясь оператору, отъехала от заставки, стоящей в другом углу павильона, и бесшумно подкатилась к выступающим. Это произошло, пока «в эфире» были камеры 2 и 3. За это время оператор направил объектив камеры 1 на Ж., «взяв» его крупный план. Режиссер увидел на мониторе 1 изображение Ж. за несколько секунд до того, как ведущий произнес его имя. И в нужный момент ассистент «включил в эфир» камеру 1 — после среднего плана, показанного камерой 3.

Камера 2 тем временем направляется на Н. По знаку режиссера на «выходном» мониторе появляется крупный план Н. -- в тот момент, когда модератор представляет его.

Голос ведущего звучит «из-за кадра», а видим мы сначала одно­го, затем — другого лидера. Собеседники представлены. Ведущий задает им первый вопрос. И снова ассистент режиссера нажимает кнопку, включающую «в эфир» камеру 3, снова на экранах телевизо­ров — средний план: три человека, сидящие за столом.

После нескольких вопросов и ответов Н. просит показать кино­кадры, заснятые на пленке. Ассистент нажимает соответствующую кнопку, и на мониторе «К» (и на «эфирном» мониторе) появляется новое изображение, получаемое уже не от телевизионной камеры, от кинопроектора, с пленки, т.е. предварительно зафиксированное. Из-за кадра время от времени слышен голос невидимого сейчас Н, комментирующего кинокадры. В результате такого телевизионного монтажа изображений кадров телезрители видят на экране непре­рывный их поток. В данном случае описана прямая («живая») телепередача, идущая в эфир «прямо», т.е. без предварительной фиксации. Но есть и иная технология — видеомагнитная запись, ведущаяся по той же схеме монтажа, что и прямая передача, но вместо «выхода в эфир» изображение, подаваемое на «выходной» монитор, фиксируется (записывается) на магнитную ленту. Эта запись перед передачей в эфир, на домашние телевизоры, также может быть подвергнута монтажу (обычно - с целью сокращения объема передачи), номожет быть передана и без всяких изменений. Первые шаги в освоении формы телепередачи, идущей в эфир не «прямо», т.е. не с телекамер, а с пленки, были сделаны еще в 1951 г., когда возникло производство телефильмов — художественных, публицистических или научных сообщений, зафиксированных на кинопленке, т.е. с помощью кинокамеры, и предназначенных исключительно для показа по телевидению. Но уже в семидесятые годы по мере совершенствования техники записи изображения и звука на ферромагнитной пленке — ВМЗ (видеомагнитная запись) кинотелефильм стал актив вытесняться видеофильмом — сообщением, полученным с помощью телекамер и зафиксированным видеомагнитофоном.

Тема № 31. Кабельное телевидение. Спутниковое телевидение



Неустойчивое получение телевизионных сигналов в отдаленных районах, а в городах – в «тени» больших зданий натолкнули в начале 50-х гг. XX в. на мысль распространить эти сигналы по кабелю. На самом высоком месте устанавливалась эффективная антенна, на нее принимались сигналы из эфира и распространялись по кабелю на целый дом или группу домов. Качество трансляции резко улучши­лось, кроме того, появилась возможность принимать большое количество программ.

В конце 60-х годов стали использовать как ретрансляторы большого радиуса действия космические спутники. Первые годы спутниковая связь стала вытеснять кабель: параболическая антенна на крыше позволяла принимать на телеприемни­ки сигналы с орбитальных спутников связи. Однако высокая цена антенны и зави­симость от погоды привели к победе кабеля. Но метод передачи сигнала стал иной: сочетание лазера и сверхтонких селиконовых волокон, способных служить световодами (один грамм световода заменил десять килограммов меди).

Кабельное телевидение большое распространение получило в Европе. В США, где практически отсутствует государственное телевещание и где сильны общена­циональные частные сети Эй-би-си, Эн-би-си, Си-би-эс, более половины семей яв­ляются абонентами кабельного телевидения. Примером успеха кабельного ТВ слу­жит транснациональная телекомпания Тэда Тернера Си-эн-эн, чья популярная программа круглосуточно передается по волоконно-оптическим линиям и через спутники во многие уголки Земли.

В Петербурге программы студий кабельного телевидения верстаются следую­щим образом: диктор открывает программу, объявляет все материалы программы, читает городские и районные новости, объявляет мультфильм или фильм для де­тей, затем идет обычно идет один или несколько собственно студийных или про­блемных материалов других студий, музыкальная программа, видеофильм. Затем диктор прощается, и программа закончена.

Достоинства кабельного ТВ — не только в устойчивости и высоком качестве телеприёма, но и в своеобразной обратной связи со зрителем. За счет многоканаль­ности можно делать программы, рассчитанные на ограниченную категорию зрите­лей: преподаватель может отвечать на вопросы зрителей, канал для домохозяек, бизнесменов, спортивный канал и т.д. Хотя на Западе кабельные студии сами про­граммы не делают (дорого, невыгодно) и предпочитают покупать их у коммерчес­ких телесетей, особенно после изобретения видеокассет и видеомагнитофонов.

Многоканальность кабельного телевидения дает зрителю практически неограни­ченную возможность выбора, что весьма важно в условиях жесткой конкуренции СМИ.

В 1962 году запущенный в США коммуникационный спутник позволил на­чать прямые телетрансляции между Америкой и Европой. Для приема передач тре­бовались громоздкие и дорогостоящие наземные комплексы. К тому же они были ненадежны. Вскоре было изобретено компактное приемное устройство, но оно нуждалось в усовершенствовании. И только в середине 1980-х гг. начинается пе­риод массового распространения глобального спутникового телевещания: появи­лись недорогие индивидуальные приемные устройства, оснащенные параболичес­кими антеннами — «тарелками». Компания Тэда Тернера СКМ, транслировавшая по кабельным сетям спутниковые передачи, из убыточной стала прибыльной служ­бой новостей, стала вещать круглосуточно и существенно расширила зону приема: в 1997 г. передачи СЫК смотрели 170 млн. семей в 210 странах мира. С ноября 1996 года в России стало вещать «НТВ плюс» — первое спутниковое телевидение (пять каналов). В 1998 г. с мыса Канаверал в США был выведен на орбиту спутник «Бонум-1 / Мост-1», который обеспечил трансляцию уже 18 теле­каналов. Затем холдингом «Медиа-Мост» были закуплены еще три спутника сто­имостью в десятки миллионов долларов. В России, однако, спутниковое телевиде­ние пока не стало привычным. А в дальнем, да и в ближнем Зарубежье оно оказа­лось модным и популярным, В качестве примера можно привести сеть спутниковой связи «Ямал», созданной в 1992 г. открытым акционерным обществом «Газпром» совместно с ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. С. П. Королева. Си­стема «Ямал» использует геостационарный космический аппарат «Горизонт», да­ющий возможность распространения от одной до четырех телевизионных программ в одном стволе спутникового ретранслятора. В системе используется цифровое ко­дирование и уплотнение телевизионных сигналов с высокой степенью сжатия.

Масштабы развития сети спутниковой связи «Ямал» таковы: в 1997 г. охват — 10 млн. жителей Сибири и Крайнего Севера; в 1998 г. — расширение зоны охвата до 45 млн. телезрителей; в 1999 г. охват 70 % территории Российской Федерации и СНГ. А в 2000 г. началась полномасштабная реализация системы распростране­ния, включая территории стран Балтии, Центрально и Западной Европы (Польши, Венгрии, Чехии, Австрии, Германии, Франции и др.). Города Европы букваль­но увешаны приемными спутниковыми антеннами.

С 1990 года наземная сеть телевидения сократилась, есть прогноз, что к 2010 г. принимать наземное вещание будет всего 8 % телевизоров. Однако на орбите не хватает места для размещения новых спутников из-за возможных помех между спутниковыми сетями. Дефицит каналов, а также необходимость использования антенны, отсутствие мобильного приема, ограниченность в трансляции программ — все это побуждает искать иные способы телевещания. Самым эффективным из них является цифровое телевидение, когда выделяемый спутниковыми и наземными системами спектр может быть использован более эффективно благодаря примене­нию метода сжатия сигнала. Цифровой видеосигнал подвергается компрессии, что позволяет передать через спутник или по кабельному каналу вместо одной телеви­зионной программы до десяти цифровых. При этом на телеэкране достигается очень высокая четкость изображения. Даже кабельная сеть станет многопрограммной и начнет передавать огромные массивы информации.

Некоторые страны заявили о намерении полностью отказаться от аналогового телевидения; так, в Германии переход к цифровому вещанию намечен на 2008-2010 гг. Одна из первых цифровых телевизионных передач состоялась здесь 26 июня 1996 г. на гоночной трассе — в тот день шла прямая трансляция с мировых автого­нок «Формулы 1» в цифровом формате.

Вопросы для самопроверки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: