ТАКТИКА СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА




В теории физического воспитания спортивную тактику определяют как искус­ство ведения спортивной борьбы. Понятие «спортивная тактика» охватывает все более или менее целесообразные способы состя­зания спортсменов (индивидуальная такти­ка) и спортивной команды (командная так­тика), подчиненные определенному замыс­лу и плану достижения соревновательной цели (Матвеев Л.П., 1991).

В спортивном туризме под тактикой пони­маются выбор средств и способы их исполь­зования при реализации индивидуальных и командных возможностей туристов для дос­тижения поставленной цели и решения конк­ретных задач в условиях туристских соревно­ваний и походов. Средства в данном случае разнообразны и понимаются в самом широ­ком смысле слова. Например, они охватыва­ют и туристское снаряжение, и основные дей­ствия туристов, непосредственно связанные с подготовкой и проведением похода.

Тактика сводится к умению принимать решения в стандартных и нестандартных си­туациях определенного вида спортивного туризма. Ее основой является тактическое мышление, определяющее уровень тактичес­кой подготовленности туриста-спортсмена. Обычно тактику связывают с техникой и го­ворят о тактико-технической подготовленно­сти туристов. Не отрицая возможности тако­го подхода, следует заметить, что теорети­чески тактика рассматривается нами в чис­том виде как выбор и способ использования средств, зависимый только от количества и качества возможных комбинаций. Нет выбо­ра - нет тактики, если только не считать от­сутствие таковой тоже тактикой.

Реализация тактики в основном связана с физической и специальной подготовленно­стью туристов. Можно сказать, что это - дело техники. Если в основе тактики лежит опре­деленный замысел - тактический план, вы­работанный до начала преодоления препят­ствия, то результат данной тактики будет оп­ределяться специальной и физической подгтовленностью туристов. Если таковых не­достаточно для реализации данной тактики, то и сама тактическая подготовленность ока­зывается недостаточной, так как в этих усло­виях необходимо было использовать другую тактику.

Сказанное не означает, что тактическая подготовленность может оцениваться по уровню технической или физической подго­товленности. Например, при самом высоком уровне физической и технической подготов­ленности туристов неправильный выбор пути или времени преодоления препятствий (гор­ных перевалов, рек и т. п.) может привести к аварийной ситуации. И, наоборот, при низ­ком уровне физической и технической под­готовленности можно выбрать посильный и безопасный вариант пути, свидетельствую­щий о достаточной тактической подготовлен­ности туристов. В общем случае выбор мо­жет быть оптимальным в данных условиях, и тогда можно говорить о хорошей тактике. И наоборот. Критерии оптимальности в каж­дом виде туризма, в индивидуальных и ко­мандных действиях туристов в разных усло­виях различны. Один из них, важнейший -критерий максимизации уровня безопасно­сти преодоления естественных препятствий, при определенных ограничениях объектив­ного и субъективного характера.

Можно сказать, что в спортивном туриз­ме вся тактика в основном сводится к обес­печению безопасности туристских походов.

Тактику спортивного туризма можно клас­сифицировать подобно технике. Во-первых, она делится по видам туризма. Например, горного или лыжного. Во-вторых, по типам, видам и формам преодолеваемого рельефа. Так, тактика преодоления скального релье­фа в значительной мере отличается от такти­ки преодоления снежно-ледового рельефа или горных рек. В-третьих, можно говорить о тактике бивачных работ, особенно в части их организации. Есть тактика страховки, по­исково-спасательных работ, ориентирования на местности.

Уровень тактической подготовленности можно оценить, выделив основные состав­ляющие тактической подготовленности, та­кие, как умение выбрать:

• оптимальный план похода;

• запасные и аварийные варианты;

• вариант комплектования группы;

• вариант материально-технического обеспечения похода;

• вариант организации питания;

• вариант распределения обязанностей в группе до похода и в период движения по
тропе или несложным участкам местности;

• походный режим по времени;

• походный нагрузочный режим;

• путь;

• время преодоления локальных препятствий;

• варианты комплектования «связок»;

• технику преодоления локальных препятствий;

• технику страховки;

• технику бивачных работ;

• место бивака;

• технику поисково-спасательных работ, включая транспортировку пострадавшего;

• умение принять правильное решение в нестандартных ситуациях;

Все эти умения можно оценивать в подго­товительный период путем создания опре­деленных ситуаций, практических или тео­ретических, моделирующих походные усло­вия. По каждому показателю используется пятибалльная оценка. Интегральный показа­тель уровня тактической подготовленности туристов может быть получен на основе экс­пертных оценок по этим же составляющим.

Рассмотрим в конспективном изложении составляющие тактики организации и прове­дения походов на примере горного туризма.

1. Выбор плана похода по показателям про­тяженности, продолжительности, количеству и качеству естественных препятствий должен соответствовать определенной подготовлен­ности туристов. Маршрут похода по своей схеме может быть линейным, кольцевым, ра­диальным, комбинированным. Каждый вари­ант имеет свои преимущества и недостатки. Линейный и кольцевой варианты практичес­ки одинаковы, за исключением того, что в ли­нейном варианте, как правило, возрастает познавательная ценность похода, но возрас­тают и организационные трудности, связан­ные с решением транспортных проблем (при­езд и отъезд из разных мест) и проблем «заб­роски» части продуктов и снаряжения. Ради­альная система построения маршрута обес­печивает минимальные нагрузки туристов из-за снижения веса рюкзака, но может превра­тить спортивный поход в вариант, мало при­годный для оценки его высокой категорийности и спортивной привлекательности, несмот­ря на возможные большие технические труд­ности участков пути. Комбинированный ва­риант имеет все преимущества и недостатки других вариантов в определенных сочетани­ях и соотношениях. Все эти варианты исполь­зуются в горном туризме, хотя предпочтение часто отдается комбинации кольцевого и ра­диального вариантов.

2.Запасные и аварийные варианты сопро­вождают всю схему основного плана похо­да. Запасные варианты планируются на слу­чай ухудшения походных условий, повыше­ния уровня опасности прохождения перевалов основного маршрута и по другим моти­вам, не связанным с чрезвычайными обстоя­тельствами. Запасные маршруты, как правило, не снижают запланированной сложности похода. Аварийные маршруты планируются
на случай необходимости, по тем или иным причинам, часто аварийного характера, что­
бы сойти с маршрута простейшим путем в кратчайшие сроки.

3.Комплектование группы осуществляет­ся по принципу сравнительно одинаковой
подготовленности, на основе единых целевых установок участников, при условиях до­
статочной «схоженности» в совместных по­ходах и отсутствия антагонизма во взаимоотношениях. Все остальные условия - возраст­ные, половые, социальные и другие имеют
второстепенное значение в комплектовании спортивной команды.

Выбор материально-технического обес­печения направлен, прежде всего, на под­
бор необходимого группового и личного снаряжения в оптимальных соотношениях по
качеству и количеству этого снаряжения. Луч­шим снаряжением для горных туристов является современное альпинистское снаряже­ние известных фирм. Например, для сложных горнолыжных походов использование специальных горных лыж с хомутами и креп­лениями типа «Салева», телескопических лыжных палок и пластиковых ботинок типа «Ски-Тур» повышает возможности туристов в передвижении и обеспечении безопаснос­ти. Общие требования к туристскому снаря­жению: соответствие функциональному на­значению, прочность, легкость, ремонтопри­годность. Например, гортексовая куртка и пуховики вполне соответствуют своему на­значению верхней туристской одежды, а по­добные варианты одежды из капрона и син­тепона можно считать мало соответствующи­ми функциональному назначению. Обычно в горных походах вес личного снаряжения, носимого в рюкзаке (спальник, запасная одежда и т. п.), не превышает пяти килограм­мов. Вес группового снаряжения может до­стигать десяти килограммов на человека (па­латки, веревки, крючья, примуса, топливо и т. п.). Оптимальный вариант материально-технического обеспечения в сочетании с хо­рошим планированием маршрута приводит к желательному варианту веса рюкзака не более двадцати пяти килограммов на муж­чину и двадцати килограммов на женщину в основной части маршрута. Учитывая разную комплекцию мужчин и женщин, можно пред­ложить процентные отношения веса рюкза­ка к весу туристов на уровне сорок процен­тов для мужчин и тридцать пять процентов для женщин. В таком случае мужчинам ве­сом семьдесят килограммов можно пореко­мендовать рюкзак весом не более двадцати восьми килограммов, а женщинам весом шестьдесят килограммов - рюкзак весом не более двадцати одного килограмма.

5. Выбор продуктов питания для похода осу­ществляется по двум основным параметрам:

• калорийности с учетом оптимального соотношения белков, жиров и углеводов;

• весовым характеристикам.

Сказанное не означает, что вкусовые харак­теристики, удобства приготовления, хранения и транспортировки не имеют значения.

Общая закономерность в выборе питания следующая:

• калорийность питания возрастает с повышением сложности походов от 3000 до 6000 ккал в день на человека;

• весовые характеристики продуктов пита­ния снижаются с повышением сложности по­ходов от 1,5 кг до 0,5 кг в день на человека;

• оптимальное соотношение белков, жи­ров и углеводов изменяется несущественно
и может быть принято в пропорциях 1:1:4 со­ответственно.

Следует отметить, что с повышением уров­ня высоты происходят значительные инди­видуальные изменения в усвояемости про­дуктов питания, аппетите и желании поесть ту или иную пищу. Например, на высотах более 6000 м калорийность питания по уров­ню усвоения, как правило, не превышает 1500 ккал. Аппетит в целом снижается. Появляет­ся желание в острой пище (килька в томате, икра осетровых рыб и т. п.).

Выбор оптимального набора продуктов питания по калорийности, весовым характе­ристикам, вкусовым качествам, удобствам хранения и транспортировки; распределение продуктов по дням, транспортировочным наборам для участников, разным комплек­там для завтраков, обедов ужинов и переку­сов - сложная тактическая задача.

6. Распределение обязанностей в группе до похода сводится к определению руководите­ля, его заместителя, ответственных за снаря­жение, продукты питания, фотокиносъемки и дневник. Распределение обязанностей в пе­риод движения по тропе или несложным уча­сткам местности сводится к определению на­правляющего и замыкающего. Направляющим обычно бывает наиболее опытный руководи­тель или участник группы, способный опре­делить путь движения и выдерживать опре­деленный темп, ориентированный на наибо­лее слабого участника (например, равномер­ный по уровню частоты сердечных сокраще­ний), снижая скорость передвижения на подъеме и увеличивая ее на спуске. Наиболее физически слабые участники становятся сра­зу за направляющим. Замыкающим надо ста­вить наиболее сильного физически участника похода, способного контролировать интер­вал между участниками, делать необходимые остановки для ожидания отставшего товари­ща, догонять группу и предупреждать о не­обходимости остановки группы для отдыха, перераспределения веса груза между участ­никами или по иным причинам.

7. Акклиматизация в условиях горных по­ходов в высокогорье - сложный процесс пе­рестройки организма туриста, поэтому вы­бор варианта акклиматизации зависит от со­стояния участников группы. В практике гор­ного туризма сроки активной акклиматиза­ции обычно планируют от двух до пяти дней, совмещая акклиматизационный период с выходом на обзорные вершины или перева­лы, с «забросками» продуктов питания и сна­ряжения в отдельные доступные точки марш­рута.

В практике встречаются также варианты пассивной акклиматизации. Например, про­живание в каком-либо высокогорном месте длительное время - более десяти дней. Та­кой вариант может дать хорошие результаты только в случае включения в режим дня по­вышенной физической нагрузки, например в форме учебных занятий по технике преодо­ления препятствий.

В практике туризма выработаны правила ступенчатой акклиматизации в условиях вы­сокогорья. Они сводятся к определенному набору высоты (обычно от 500 до 1000 мет­ров в день) с последующим спуском или но­чевкой на этой высоте (лагерь 1) и спуском для отдыха. Дальнейший набор высоты осу­ществляется в режиме: базовый лагерь - ла­герь 1 (ночевка) - лагерь 2(ночевка) - спуск до базового лагеря для отдыха. Количество промежуточных лагерей определяется целя­ми акклиматизации, абсолютной высотой и рельефом горного массива, выбранного для акклиматизации. Для начала горного похода достаточно одного лагеря, например на пе­ревале. В более сложных походах с восхож­дениями потребуется большее количество промежуточных лагерей. Например при вос­хождении на Эльбрус придется организовы­вать минимум два лагеря. При включении в горный маршрут высшей категории сложно­сти восхождения на пик Корженевской с по­ляны Москвина придется организовывать 3-4 промежуточных лагеря.

В организации промежуточных лагерей можно заметить одну закономерность: чем выше лагерь, тем меньше перепад высот от предыдущего до последующего лагеря. Если первый промежуточный лагерь допустимо устанавливать выше базового на 800-1000метров, то последующие лагеря, как прави­ло, имеют перепад высот от одного до дру­гого около 500 метров.

8. Выбор походного режима по времени имеет несколько составляющих. Во-первых, необходимо выбрать оптимальное время похода. В горах таким временем является лето (июнь-август) для чисто горных похо­дов и зима (январь-март) для горнолыжных. В период межсезонья есть определенные ог­раничения по возможности планирования горных походов, особенно сложных, из-за неустойчивой погоды осенью и повышенной лавиноопасности весной. Во-вторых, следу­ет определить режим дня по времени подъе­ма, завтрака, выхода на маршрут и т. п. Та­кой режим в практике горного туризма оп­ределяется группой в зависимости от харак­тера преодолеваемых препятствий. В общем случае ранние выходы в 6-7 часов являются нормой. Подъем на час раньше. Ходовое время планируется, как правило, с двумя-тремя остановками для отдыха. Во время ос­тановок организуются достаточные по кало­рийности перекусы, а при возможности один большой обед в середине дня. Движение за­канчивается в нормальном режиме в 18-19 часов, отбой около 21 часа. В штурмовые дни (преодоление мощных ледопадов, перева­лов, восхождений) - режим меняется в сто­рону раннего выхода (на 2-3 часа), сокра­щения времени приемов пищи (при возмож­ности увеличение их количества) и, при не­обходимости, более поздней остановки на ночлег. Например, при восхождении на Эль­брус штурмовой день начинается выходом на маршрут в 2-3 часа ночи. Выход в 5-6 часов утра считается поздним. Ходовое вре­мя с частыми, но непродолжительными ос­тановками для отдыха и приема пищи про­должается 10-12 часов. В условиях акклима­тизации и длинных подходов к перевалам по тропам можно использовать более «мягкий» режим дня, который можно рекомендовать для несложных походов. Подъем в 7 часов, выход в 8 часов, первая остановка через 30-40 минут с целью определения правильнос­ти укладки рюкзака, переодевания, переобу­вания и других мелочей походной жизни. Дальнейший режим пути: 50 минут ходовое время, 10 минут - отдых. Через два-три часа легкий завтрак, в середине дня (13 часов) обе­денный перерыв на 1,5 -2 часа. Продолжение пути в том же режиме до остановки на ночлег в 17~18 часов. Ужин в 19~20 часов, отбой не позже 22 часов. На подъемах может исполь­зоваться и другой режим пути, например, 30-40 минут движение, 5~10 минут отдых.

9. Нагрузочный походный режиме времен­ным режимом по объему ходовых часов -различен. Обычно в несложных походах ис­пользуются варианты 6-8-часового ходово­го времени в день. В сложных горных похо­дах, особенно в штурмовые дни, ходовое время увеличивается примерно в полтора -два раза. Важной характеристикой нагрузоч­ного режима является скорость движения группы, которая колеблется в больших пре­делах от 1 до 5 км в час, повышаясь на спуске и понижаясь на подъеме на основе выдер­живания аэробного режима нагрузки уме­ренной мощности с частотой сердечных со­кращений не более 150 уд./мин. В день на спуске можно планировать до 30 км пути. На подъеме эту цифру придется уменьшить в 2-3 раза, даже если движение идет по тропе. При преодолении сложных, расположенных на большой высоте препятствий, дневной путь лучше оценивать не километрами по горизонтали, а метрами набора высоты в час или в день. В общем случае лучше ориенти­роваться в высокогорье на набор высоты в походном режиме с рюкзаком нормального веса от 100 до 200 метров набора высоты в час, или 800-1200 метров в день. Меньший набор высоты за час может свидетельство­вать либо о недостаточной акклиматизации, либо о недостаточной физической подготов­ленности, либо об особом характере релье­фа местности и пути. В этом случае необхо­дим анализ причин снижения скорости на­бора высоты. Значительное увеличение ско­рости набора высоты в день (в два-три раза) в походном режиме в высокогорье малове­роятно. Если такие данные встречаются в от­четах о горных походах, то эти данные тре­буют квалифицированного анализа. Скорее всего, в таком случае можно ожидать подъем «налегке» без рюкзака по сравнительно про­стому рельефу местности.

Нагрузочный режим в любом походе не­равномерен по дням и часам пути, так как

зависит от характера препятствий. Общее правило планирования нагрузки: в первые дни похода она должна быть снижена (по километрам, скорости, сложности препят­ствий и т. п.); увеличивается в основной час­ти маршрута и снижается к концу похода. Планирование снижения нагрузки к концу похода связано с двумя причинами:

а) нарастающее утомление организма;

б) необходимость определенного резер­ва сил на случай непредвиденных обстоя­тельств.

10. Выбор пути определяется характером рельефа местности. При выборе пути на пе­ревал необходимо оценить, прежде всего, его безопасность, техническую сложность, предполагаемую скорость движения, пред­полагаемые места отдыха и биваков. Если путь не является первопрохождением пере­вала, то следует ориентироваться на имею­щиеся описания и консультации с проходив­шими через этот перевал, критически оце­нивая предложенные варианты, так как ситу­ация в ледопадной зоне может сильно изме­ниться. Если планируется первопрохождение, то часто, кроме визуального осмотра, необ­ходим разведывательный выход налегке, воз­можно, несколькими связками в разных на­правлениях подъема. Во всех ситуациях оцен­ки возможных вариантов безопасный, но тех­нически трудный путь предпочтительнее лег­кого, но опасного. Основные опасности пути на перевал связаны с лавинами, камнепада­ми и снежно-ледовыми обвалами. Следует избегать траверса снежных склонов, движе­ния по кулуарам, желобам, под снежно-ле­довыми карнизами и вблизи камнепадоопасных скальных стен. Путь вверх по боковой или срединной морене ледника обычно предпочтительнее пути среди трещин ледни­ка, если этот путь нельзя визуально оценить как доступный. Поднявшись в верхний цирк ледника, надо оценить возможности подъе­ма на перевальную седловину или другую (возможно более высокую) точку переваль­ного гребня. Иногда безопаснее подняться на вершину рядом с седловиной, чем в ниж­нюю точку седловины. При выборе пути по снежно-ледовому крутому склону необходи­мо подниматься прямо вверх с организаци­ей страховки. При выборе пути по скалам

предпочтение отдается ребрам и контрфор­сам. Прохождение перевала может потребо­вать определенной обработки пути: подго­товки ступеней на снежно-ледовых участках, навешивания веревок через бергшрунд или на скалах. Прохождение перевала может быть сквозным - за один день подъем и спуск или с организацией биваков на безопасных участ­ках. В любом случае выбор пути подъема на перевал и спуска с перевала является слож­ной тактической задачей, особенно в усло­виях первопрохождений.

11.Время преодоления локальных препятствий в горах почти всегда предпочтитель­нее раннее. В утренние часы снижается «ак­тивность жизни гор»: понижается уровень
воды в реках, снижается вероятность камне­падов, лавин и ледопадов. Снежно-фирновый склон подмерзает за ночь, и путь в кошках становится значительно проще. Вытоптанные в ходе обработки ступени в снегу под­мерзают и хорошо держат. Практически
единственным, но существенным недостатком очень ранних выходов в высокогорье,
особенно на высотах более 5000 метров, яв­ляется мороз, особенно мешающий работе
на достаточно трудных скалах. В таких случа­ях ранний выход может быть заменен на более поздний, когда скалы прогреются.

Связки могут комплектоваться из двух, трех и даже четырех человек. В последнем
случае это допустимо на несложных участках сравнительно ровных ледников с закры­тыми трещинами. Наиболее мобильными и распространенными «связками» являются
двойки. Такая связка может работать автономно или во взаимодействии с другими
связками. При автономном движении связка может работать со сменой ведущего или без
смены ведущего. При переменной страхов­ке движение организуется по самой простой
схеме: первый участник с нижней страхов­кой проходит участок маршрута и организует страховку для второго участника. Второй участник с верхней страховкой подходит к
первому и либо идет выше, уже с нижней страховкой, либо выпускает вверх опять первого участника. В последнем случае смены ведущего не происходит - им остается первый участник. В другом случае происходит смена ведущего, но схема движения в целом сохраняется. Следует заметить, что вто­рой участник может идти с верхней страхов­кой по перильной веревке, если первый уча­стник одну веревку закрепил, а другой орга­низует верхнюю страховку. Вариантов взаи­модействия связок несколько. Наиболее рас­пространенный вид взаимодействия ~ дви­жение «связка по связке». В этом случае пер­вая связка навешивает перила, а вторая идет по перилам. Такое движение может быть со сменой ведущих связок или без смены. Вре­мя преодоления протяженного участка зна­чительно сокращается, если работа по взаи­модействию организована так, чтобы ско­рость всего «паровоза» была практически равна скорости движения одной связки с по­переменной страховкой. Это означает, что при взаимодействии двух связок в движении постоянно находятся два человека (кроме прохождения первым первой веревки и пос­ледним последней). Один поднимается по перилам, другой идет вверх с нижней стра­ховкой, третий осуществляет страховку иду­щего вверх, а четвертый остается внизу до момента освобождения перильной веревки. Три связки взаимодействуют при движении «связка по связке» аналогичным образом. Только в движении постоянно находится три человека (за исключением начального и ко­нечного участков). Сложность движения «связка по связке» заключается только в од­ном - необходима определенная синхрон­ность в скорости движения идущих. При этом следует отметить основополагающий прин­цип этого движения - «все работают на пер­вого». Именно первый, идущий с нижней страховкой, не должен иметь никаких помех в своем движении от остальных участников «паровоза». Кроме того, он должен иметь необходимую страховку. Страхующий занят страховкой, и ему тоже не должны мешать другие участники, вовремя освобождая стра­хующую веревку.

13. В преодолении локальных препятствий можно выбрать разную технику движения в зависимости от характера рельефа. Напри­мер, выбор техники преодоления снежных склонов определяется крутизной склонов и состоянием снежного покрова. Движение по снежным склонам организуется «след в след». Задача первого - делать ступени определенного размера с расстоянием между ступенями, рассчитанными на самого низ­корослого участника группы. Ступени мож­но делать, уплотняя снег подошвой ботинка или вырубая ступень носком или рантом бо­тинка. На утреннем подмороженном снегу лучше идти в кошках, на раскисшем под сол­нцем снегу кошки будут помехой. На крутых снежных склонах используется техника дви­жения в три такта - «ледоруб - нога - нога». Сохранить и улучшить ступени - задача сле­дующих за направляющим. Преодоление снежного моста через трещину можно сде­лать с предварительным зондированием, осторожно переступая по мосту" или полз­ком «по-пластунски», или прыжком через трещину. Спуск по снежному склону, хоро­шо просматриваемому, не опасному и срав­нительно не крутому, при достаточном опы­те можно осуществлять глиссированием, с регулированием скорости. В общем случае глиссирования следует избегать. Лучше осу­ществлять спуск по снежному склону клас­сическим вариантом: лицом к склону на кру­том участке, выбивая ступеньки ботинком, или лицом от склона, выбивая ступеньки каб­луком ботинка.

Выбор техники преодоления локальных препятствий - сложная тактическая задача. Это связано с большим количеством разных локальных препятствий и множеством тех­нических приемов их преодоления. Кроме того, важно знать уровень владения туриста­ми той или иной техникой преодоления пре­пятствий.

Например, делая выбор техники преодо­ления горной реки, надо рассматривать все возможные виды техники переправ, оцени­вать возможность их применения в данном случае и из возможных вариантов выбрать наиболее освоенный туристами, например вариант навесной переправы. А дальше дело техники - навести переправу с оптимальны­ми затратами сил и времени.

Рассмотренные примеры показывают вза­имосвязь тактики и техники и их отличия для оценки тактической подготовленности по одной составляющей - умение выбирать тех­нику преодоления локальных препятствий.

14. Основная задача в выборе техники стра­ховки - обеспечение безопасности преодоления потенциально опасного препятствия.

Препятствие может быть сложным или простым по технике его преодоления, а стра­ховка в любом случае должна быть надеж­ной. Выбор видов страховки определяется многими условиями, основные из которых следующие: уровень надежности страховки, наличие определенных средств страховки, умение пользоваться определенными вида­ми страховки, возможности организации страховки определенного вида. В туризме широко используется перильная страховка с помощью веревки. Следует заметить, что на перилах должен находиться только один че­ловек между двумя точками закрепления пе­рил. Этот вид страховки широко использует­ся на всех видах рельефа, включая перепра­вы. Одновременную страховку можно ис­пользовать в ограниченных случаях, главным образом, при движении по ледникам с зак­рытыми трещинами, движении по изрезан­ным гребням с множеством скальных высту­пов и т. п.

Высококвалифицированные туристы рас­ширяют зону использования одновременной страховки. Например, крючьевая страховка возможна как при переменном, так и одно­временном движении. В общем случае на более сложных и опасных участках пути од­новременная страховка заменяется попере­менной. Попеременную страховку можно сделать разными способами: страховка че­рез крюк-карабин, выступ, ледоруб, поясни­цу. Широко используются комбинированные виды страховки, через тормозные устройства и т.д. Технику страховки необходимо хоро­шо знать и уметь применять в различных ус­ловиях. Высококвалифицированные скалола­зы, альпинисты и туристы говорят, что лучше идти без страховки, чем иметь «фиктивную» страховку, мешающую передвижению и аб­солютно бесполезную в случае срыва. Необ­ходимо осознать, что от тактически правиль­ного выбора страховки и технически пра­вильного исполнения зависит не только спортивное достижение участников, но и сама их жизнь.

15. Выбор места бивака имеет большое значение для обеспечения отдыха туристов. Основные требования к выбору места бива­ка: безопасность, наличие достаточного пространства для размещения группы, наличие воды, удобства в организации приготовле­ния пищи (по возможности - наличие дров), ограничения негативного влияния погодных условий (ветра, грозы и т. п.)

Нельзя выбирать место для бивака в зонах лавино- и камнепадоопасности, в руслах высохших рек (в случае селевой опасности), на обрывистых берегах рек, в ледопадах, на снежно-ледовых карнизах и под ними, в ку­луарах и желобах, в зоне возможного пора­жения молнией (на высоких участках греб­ней, у отдельно стоящих деревьев и т. п.).

Следует избегать установки палаток в зоне большого количества закрытых трещин на ровной части ледника. В горных условиях местом бивака могут быть травянистые и снежно-ледовые участки, морены, скалы, расположенные на разной высоте, с разной крутизной и разнообразным состоянием рельефа. Место бивака должно быть опре­деленным образом подготовлено.

В лесной зоне место, выбранное для би­вака, должно быть пожаробезопасным. Его нельзя обустраивать вблизи деревьев, сухо­стоя, кустарников и т. п.

16. Выбор техники бивачных работ тесно связан с выбором места и типа бивака. Раз­личные типы биваков требуют различной тех­ники их устройства. Классификация техники бивачных работ дает возможность выделить несколько типов биваков, имеющих принци­пиально важное назначение. Наиболее рас­пространенными биваками в спортивном туризме являются палаточные, установлен­ные на одну-две ночи. Техника бивачных ра­бот в этом случае сводится к правильной под­готовке места для палатки, правильной ее установки, оборудованию места для приго­товления пищи. Место для установки палат­ки тщательно выравнивается, а на снегу ут­рамбовывается. При необходимости, напри­мер в условиях установки палаток на снегу, следует делать ветрозащитные стенки из сне­га; место приготовления пищи должно быть не только подготовлено, но и защищено от порывов ветра.

Особые требования предъявляются и к тех­нике бивачных работ в лесной зоне при ис­пользовании костров различных видов и форм. Место для костра чистится и окапывается для пожарозащиты. Вид костра выбира­ется в зависимости от назначения. Чаще все­го используется небольшой костер для при­готовления пищи.

Если выбранное место предназначено для устройства снежной пещеры, необходимо выбрать технику ее изготовления. Пещеру можно рыть с одной стороны или сразу с двух. Позже одна из сторон закрывается полнос­тью и остается один вход в пещеру, служа­щий, кроме того, для вентиляции. При этом он должен быть несколько ниже основного пола пещеры. Следует учесть, что углекислый газ тяжелее воздуха и скапливается внизу. В туризме известны случаи отравления угле­кислым газом в забитом снегом биваке.

При устройстве бивака на снегу придется решать задачу выбора из вариантов: установ­ки палатки, рытья пещеры, изготовления клас­сической снежной хижины, или «иглу». Для решения этой задачи надо примерно знать затраты времени: в первом варианте оно ис­числяется минутами, во втором занимает не меньше часа; на изготовление хижин уходит от двух до четырех часов. Для сооружения подобных снежных биваков используют ле­дорубы, лавинные лопаты, специальные снежные пилы и даже посуду как вспомога­тельный инструмент.

17. Выбор техники поисково-спасательных работ в туристской практике приходится де­лать, к счастью, нечасто. Но знать этот раздел тактики необходимо - слишком он важен, так как никто не застрахован от аварийной ситуации. Искать пострадавших чаще всего приходится при попадании туристов в лави­ну. В данном случае очень важен фактор вре­мени.

Прежде всего, нужно правильно выбрать места первоочередных поисков. Ими могут быть: лавинный конус, краевые части лави­ны, места поворотов русла лавины, места прогибов склона и выступающих камней -там, где может быть вероятность задержа­ния, преднамеренного или произвольного, попавшего в лавину.

Нужно выбрать такой вариант осмотра и зондирования, чтобы не осталось площадей вне поля поиска. Если это не дало результа­тов, необходимо переходить к целенаправ­ленному рытью траншей. В последнем случае не обойтись без по­мощи спасателей, которых в любом случае необходимо вызвать немедленно. Известны случаи, когда пострадавший под лавиной оставался живым в течение нескольких дней, однако чаще счет идет на минуты и часы.

К распространенным элементам спаса­тельных работ в горном туризме относятся: подъем пострадавшего из трещины, спуск пострадавшего, транспортировка пострадав­шего. Эти элементы часто включают в сорев­нования по туристскому многоборью. В лю­бом варианте к тактике здесь относится вы­бор системы подъема, выбор варианта спус­ка и транспортировки. В реальных походных условиях роль тактики еще больше.

Подъем пострадавшего может осуществ­ляться с помощью и без помощи сопровож­дающего, с одинарным или двойным поли­спастом. Спуск пострадавшего, как прави­ло, осуществляется с сопровождающим.

При выборе техники транспортировки по­страдавшего можно ориентироваться на классификацию техники спасательных работ, данную в этом учебнике.

18. Умение принять правильное решение в нестандартной ситуации необходимо как квалифицированным туристам, так и начи­нающим. Дело только в сложности нестан­дартных ситуаций и умении их решать. Слу­чай из практики. При спуске сидя на веревке у альпиниста низкой квалификации затянул­ся схватывающий узел, и он не мог до него дотянуться, чтобы ослабить затяжку. Первая ошибка - петля схватывающего узла больше длины руки. Альпинист пытался подняться по веревке на руках, но сил не хватало. Он все больше выбивался из сил, пытаясь освобо­дить схватывающий узел. Грудная обвязка сжимала его грудь, и он стал задыхаться. Друзья внизу решили, что необходимо сроч­но помочь товарищу и один из них стал под­ниматься к нему вертикально вверх. Кончи­лась эта история плохо. Кроме первой ошиб­ки, были допущены и вторая, и третья: бес­смысленные попытки дотянуться и ослабить схватывающий узел и подъем товарища по этой веревке. Вариант выхода из этой нестан­дартной ситуации должен быть. Какой? Бу­дем считать это учебным заданием. Подоб­ные задания для развития тактического мыш­ления необходимо использовать в тактичес­кой подготовке туристов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: