ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1.1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (далее - основная образовательная программа).
Стандарт включает в себя требования к:
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
структуре основной образовательной программы как к комплексу основных характеристик образования (объему и содержанию, которые представлены в виде учебного плана, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, планируемых результатов),
в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении основного общего образования,
включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость основного общего образования для дальнейшего развития обучающихся.
1.2. Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу, независимо от формы получения образования и формы обучения.
|
1.3. Основное общее образование является обязательным уровнем общего образования.
Получение основного общего образования дает право на продолжение образования на уровне среднего общего образования, а также на уровне среднего профессионального образования.
Основное общее образование может быть получено:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Организациях) в очной, в очно-заочной или в заочной форме;
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста 30 лет, получают основное общее образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, создаются условия для получения основного общего образования в форме самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.
1.4. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов применяется настоящий Государственный образовательный стандарт основного общего образования, который может быть реализован по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования в Организациях (как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах/группах, на дому по индивидуальным учебным планам), или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность или обучение в специальных условиях (общеобразовательных организациях, имеющих интернат, медицинских организациях, санаторных организациях и других), а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования).
|
1.5. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет пять лет.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, в том числе в специальных условиях (в общеобразовательных организациях, имеющих интернат), независимо от применяемых образовательных технологий может быть увеличен не более чем на один год.
1.6. В Организации, реализующей интегрированные образовательные программы в области искусств, физической культуры и спорта, обеспечиваются условия для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в вышеуказанных областях.
1.7. Стандарт направлен на обеспечение:
единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики посредством установления единых требований к содержанию основного общего образования и его результатам, объёму учебной нагрузки обучающихся, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;
|
вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможности формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения;
доступности получения качественного основного общего образования (в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);
сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Донецкой Народной Республики, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой родного края;
преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
формирования гражданско-патриотической компетентности обучающихся, духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
развития государственно-общественного управления в образовании; формирования содержательно-критериальной основы оценки
результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, Организации, функционирования системы образования в целом;
условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
1.8. В основу Стандарта положены принципы системно-
деятельностного, метапредметного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов, реализованных в предметных областях и отраженных в результативных составляющих содержания основного общего образования.
Системно-деятельностный подход направлен на:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной развивающей среды в системе образования;
обеспечение активной учебно-познавательной деятельности обучающихся; построение коррекционно-образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Метапредметный подход направлен на формирование:
готовности применять систематизированные теоретические и практические знания различных наук для решения социальных и профессиональных задач;
умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
основ самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ);
экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Личностно-ориентированный подход к обучению обеспечивает развитие академических, социокультурных, социально-психологических и других способностей обучающихся.
Компетентностный подход способствует формированию ключевых и предметных компетентностей.
К ключевым компетентностям относятся: умение учиться, общаться на государственных, родном и иностранных языках, информационно-
коммуникационная, социальная, гражданская, общекультурная, предпринимательская, самообразовательная и здоровьесберегающая компетентности; к предметным - коммуникативная, литературная,
художественная, эстетическая, естественно-научная и математическая,
проектно-технологическая и информационно-коммуникационная, обществоведческая, историческая и здоровьесберегающая компетентности.
1.9. В соответствии со Стандартом при получении основного общего образования осуществляется:
гражданское и патриотическое воспитание обучающихся; формирование гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими нравственных норм и правил поведения, приобщение к культурному наследию, духовно-нравственным ценностям народа Донецкой Народной Республики;
трудовое, экологическое, физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни обучающихся;
развитие познавательных интересов, ценностного отношения к образованию, опыта учебно-познавательной деятельности.
1.10. Стандарт ориентирован на становление и формирование личностных характеристик выпускника организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам основного общего образования:
любящего свой край и своё Отечество, знающего государственные и родной языки, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального народа Донецкой Народной Республики, человечества;
активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества;
умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного критически осмысливать и творчески применять полученные знания на практике;
социально активного, уважающего закон и правопорядок, владеющего необходимым уровнем правовой культуры, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей среды;
ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества, государства и природы.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
2.1. Общие требования к уровню подготовки обучающихся обусловлены целями, задачами и осваиваемым предметным содержанием основного общего образования, учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
2.2. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию своей идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной образовательной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных
социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народа Донецкой Народной Республики; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей Республики; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, активной гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Донецкой Народной Республики и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
формирование основ экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа Донецкой Народной Республики и народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
2.3.1. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том
числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для слепых, слабовидящих обучающихся:
овладение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
3) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и
незнакомом пространстве с использованием специального оборудования; способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
4) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование умения следовать отработанной системе правил
поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
2.4. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
2.5. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы обеспечивают возможность обучения на уровне среднего общего или среднего профессионального образования.
2.5.1.4. Иностранный язык:
Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире.
Предметные результаты отражают:
формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами
зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
достижение допорогового уровня (в соответствии с общеевропейскими компетенциями А2 для базового курса, А2+ для общеобразовательных организаций/классов с углубленным изучением иностранных языков) иноязычной коммуникативной компетенции;
создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.