Анкета по изучению степени влияния печатных изданий на социализацию ребенка




 

Для анализа степени влияния печатных изданий на социализацию ребенка нами была составлена анкета для родителей. Выясняя отношение родителей к печатным изданиям, социальный педагог может составить представление о степени влияния ТВ на сознание ребенка в семье и необходимости регулирования его свободного времени.

АНКЕТА

Уважаемый читатель! Мыприглашаем Вас принять участие в исследовании, проводимом Магнитогорским Государственным университетом. Нас интересует Ваше мнение о музыкальных передачах телевидения, о том, каким вообще должно быть телевидение. Для этого необходимо иметь более четкое представление о Вашем образе жизни, Вашем досуге, планах на будущее, привычках и вкусах.

Заполняется анкета просто: в большинстве случаев достаточно подчеркнуть ответ, который соответствует Вашему мнению. Иногда нужно будет вписать свой ответ в специально оставленное для него место. Но прежде, чем что-либо отвечать, внимательно прочтите содержание вопроса и все варианты ответов.

Каждый, кто отвечает на вопросы анкеты, представляет людей своего пола, возраста, образования, профессии и т.д. Поэтому важно, чтобы Вы сами отвечали на вопросы, и именно так, как Вы думаете и чувствуете.

Вашу фамилию указывать не надо, материалы опроса будут использованы только в обобщенном виде и помогут сделать телепередачи более интересными и полезными.

Заранее благодарим Вас за помощь!

. Пол:

мужской

женский

. Ваш возраст:

. Семейное положение: холост (не замужем)

женат (замужем)

разведен (разведена)

. Где и кем Вы работаете (учитесь)? Укажите тип предприятия и характер работы. Те, кто учится, назовите тип учебного заведения и специальность.

. Кем Вы еще работали (в том числе во время летних каникул), где учились?

. Где Вы провели детство и школьные годы? Назовите город, поселок, деревню.

. С какого года Вы живете в Советском?

. Где Вы живете?) в отдельной квартире) в коммунальной квартире) в общежитии) снимаете жилье

. Вместе с кем Вы живете (жили) дома?

. Где и кем работали Ваши отец и мать в период Вашего детства и школьных лет?

. Люди каких профессий принадлежат еще к Вашему семейному кругу (дедушка, бабушка, старшие братья и сестры, дяди, тети, близкие знакомые)?

. Каким является средний доход на одного члена Вашей семьи в месяц?

. Есть ли у Вас дома книги? Укажите их примерное количество:) художественная литература) специальная (научная) литература) литература по искусству (музыка, театр, живопись, архитектура, скульптура, альбомы репродукций)

. Есть ли у Вас дома (или Вы собираетесь приобрести) перечисленные вещи? Поставьте знак в соответствующую графу: А - есть; Б - есть, но хотим новый; В-нет, но хотим приобрести; Г - нет, и не собираемся приобретать.

 

  А В В Г
Обычный радиоприемник (РП)        
Транзисторный РП        
Стереофонический РП        
Цветной ТВ        
Портативный ТВ        
Обычный магнитофон        
Стереомагнитофон        
Обычный проигрыватель        
Стереопроигрыватель        
Фотоаппарат        
Кинокамера        
Мебельный гарнитур        
Старинная мебель, старинные предметы        
Произведения искусства (живопись, скульптура)        
Автомобиль        
Мотоцикл, мопед        
Велосипед        
Спортивный инвентарь (лыжи, палатка)        
Охотничье, рыболовное снаряжение        
Дача, садовый участок        

 

. Интересуетесь ли Вы классической музыкой? Поставьте знак в соответствующую графу: А - часто, почти ежедневно; Б - иногда, 1-2 раза в месяц; В-редко, несколько раз в год и реже; Г - никогда.

. Играете ли Вы на каком-либо музыкальном инструменте? закончил музыкальную школу закончил музыкальное училище, ВУЗ учился музыке, но не закончил муз. учебное заведение не учился, но жалею об этом не учился и никогда не хотел не учился в учебном заведении, но умею играть

. Поете ли Вы?) да, при любом удобном случае) пою в ансамбле, хоре (в клубе, студии, Доме культуры)) пою только в кругу близких людей) нет, но люблю слушать других) не пою, и не люблю слушать пение

18. Интересуетесь ли Вы эстрадной (1), народной (2) музыкой?

  Часто Иногда Редко Никогда
                 
Посещаю концерты                
Слушаю записи                
Слушаю по радио                
Смотрю музыкальные передачи по ТВ                

 

. Есть ли у Вас дома музыкальные записи (пластинки, магнитофонные кассеты), укажите примерное количество:) классической музыки) эстрадной музыки) народной музыки

. Оцените, пожалуйста, затраты своего свободного времени на следующие виды деятельности. Давая ответы, не сравнивайте себя с другими, старайтесь исходить из того, насколько Вы считаете время, которое Вы тратите, достаточным с точки зрения своих интересов и потребностей.

 

  На это я трачу времени Охотно бы этим занимался
  Много Ни много ни мало Мало Совсем нет Больше Столько же Меньше Совсем мало
Кино                
Театр, выставки                
Концерты                
Художественная литература                
Научная литература                
Литература по искусству                
Газеты, журналы                
Телевидение                
Прослушивание записей, кассет, дисков                
Радио                
Ганцы, дискотеки, вечеринки                
Кафе, бары, рестораны                
Фотография, кинолюбительство                
Коллекционирование                
Посещение курсов, кружков, клубов                
Художественное творчество литературное, музыкальное, изобразительное и т.д.)                
Участие в самодеятельности                
Конструирование, радиолюбительство                
Рукоделие                
Уход за автомобилем, мотоциклом                
Домашнее хозяйство                
Уход за садом                
Уход за домашними животными                
Спорт, тренировки                
Прогулки, походы, охота, рыболовство                
Посещение и прием гостей, родственников                
Общение с друзьями                
Общение с близким человеком                

 

Большое Вам спасибо!

Выводы по главе 2

1. Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, печатных изданий. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, ее расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.

. Организация досуга - традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе и силами социальных педагогов. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время детей и подростков видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на их индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.

3. Оптимальной формой реализации устремлений ребенка и уменьшения негативного влияния печатных изданий могло бы стать участие в деятельности детского общественного объединения, действующего на базе школы или другого образовательного и культурного заведения. Именно здесь осуществляются на практике возможность реального выбора типа объединения (скаутское, профильное, пионерское), участие в процессах планирования и реализации задуманного, приобретения лидерских качеств. Однако отсутствие заинтересованных взрослых - лидеров детских формирований - вынуждает социальных педагогов искать другие формы организации воспитательного процесса для решения культурно-досуговых проблем для детей и подростков.

4. Среди таких форм организации воспитательной деятельности оптимальной являются клубы, под которыми понимаются формирования дополнительного образования, ориентированные на решение образовательных воспитательных задач вне рамок учебного заведения.

 


Заключение

 

Итак, социализация - процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль. Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки - всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие «Я» ребенка (подростка).

Социализация является важным процессом, поддерживающим функционирование социума способствующим взаимодействию индивидов внутри общества и обеспечивающим сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нём убеждений и образцов поведения.

Этот процесс протекает непрерывно, на протяжении всей жизни человека. В детстве и юношестве социализация протекает более интенсивно и характеризуется усвоением норм и ценностей социума. В более зрелом возрасте социализация способствует адаптации индивида к изменяющимся социальным условиям или усвоению новых ценностей и норм взамен устаревших (ресоциализация).

Следует отметить, что условия процесса социализации оказывают существенное влияние не только на развитие способностей социальной адаптации индивида, но и сказывается на умственном и физическом развитии человека.

Социализация осуществляется посредством четырех основных психологических механизмов; имитации, идентификации, стыда и вины. Имитация и идентификация являются положительными, а стыд и вина - отрицательными механизмами социализации.

Агентами социализации выступают различные социальные группы, институты и отдельные индивиды. Степень влияния тех или иных элементов социальной структуры общества на процесс социализации с течением времени изменяется. Однако основными агентами социализации остаются семья и ровесники.

Социализация бывает первичной и вторичной. В роли агентов социализации выступают люди и учреждения. Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь.

Важным аспектом, влияющим на социализацию личности, является информационное воздействие через СМИ вообще и через печатные издания в частности. Его можно характеризовать как процесс передачи совокупности знаний, сведений, различных сообщений, которые формируются в обществе. Они используются социокультурными институтами, социальными общностями, группами и отдельными индивидами для регулирования социального взаимодействия, отношений между обществом, человеком и природой.

Передаваемая информация характеризует процессы, происходящие в различных сферах жизнедеятельности общества - экономике, политике, культуре и т.д. Важной является информация о мнениях и интересах различных групп людей. Информационное воздействие осуществляется с помощью различных каналов и средств распространения. Все более важную роль играют сегодня средства массовой коммуникации. В последние годы в связи с демократизацией общественных процессов резко увеличился объем передаваемой информации через рекламу, порой малопонятную для многих людей. Все это создает ощущение перегруженности. Особенно это связано с телевидением и информационно-эстетическим оформлением города, состоящим из множества плакатов, витрин с названиями на иностранном языке. Печатные издания оказывают интенсивное воздействие, стремясь сформировать представления о происходящих явлениях и процессах, влиять на оценки и суждения.

Любая передаваемая информация имеет элемент субъективности - оценки, мнения передающего; с другой стороны, восприятие также зависит от мировоззрения, ценностных ориентаций воспринимающего. Кроме того, передаваемая информация может быть недостоверной, может неадекватно отражать действительность, искажать ее. Передача неадекватной информации является стихийным или регулируемым манипулированием сознанием и поведением людей, процессом социальной дезинформации.

Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, печатных изданий. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, ее расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.

Организация досуга - традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе и силами социальных педагогов. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время детей и подростков видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на их индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.

Оптимальной формой реализации устремлений ребенка и уменьшения негативного влияния печатных изданий могло бы стать участие в деятельности детского общественного объединения, действующего на базе школы или другого образовательного и культурного заведения. Именно здесь осуществляются на практике возможность реального выбора типа объединения (скаутское, профильное, пионерское), участие в процессах планирования и реализации задуманного, приобретения лидерских качеств. Однако отсутствие заинтересованных взрослых - лидеров детских формирований - вынуждает социальных педагогов искать другие формы организации воспитательного процесса для решения культурно-досуговых проблем для детей и подростков.

Среди таких форм организации воспитательной деятельности оптимальной являются клубы, под которыми понимаются формирования дополнительного образования (как традиционного, так и нетрадиционного содержания), ориентированные на решение образовательных воспитательных задач вне рамок учебного заведения.

 


Список литературы

социализация подросток насилие печатный

1. Богомолова Н.К. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: МГУ, 2009.

2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь, 2004.

. Кравченко А.И. Основы социологии: Учеб. пособ. Для студентов средних и спец. уч. завед. - М.: Логос, 2010.

. Лукашевич Н.П., Туленков Н.В. Социология. - Минск: ВЭВЭР, 2010.

. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2008.

. Орлов Г.П. Свободное время и личность. - Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд-во, 2011.

. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2011.

. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2011.

. Система печатных изданий России: Учебное пособие / Под ред. Я. Засурского. - М.: Аспект-Пресс, 2009.

. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2011.

. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: НОРМА, 2011.

. Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Социализация личности - глобальная проблема. - СПб.: Питер, 2010.

. Щекин Г.В. Система социологического знания. - М.: БЕК, 2011.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: