Понятие агентов социализации




Теоретические основы анализа печатных изданий как агентов социализации детей подростков

Понятие агентов социализации

 

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:

- агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;

- агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.

Итак, родители, друзья, тренеры, духовные наставники, предприниматели и другие люди заинтересованы в том, чтобы мы осваивали социальные роли и стремились исполнять их в жизни. Институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации, называются агентами социализации.

Важную роль как агент социализации играет семья. В отличие от низших млекопитающих, обладающих врождёнными навыками выживания, человеческие младенцы нуждаются в заботе других людей, которые их кормят, одевают и защищают от холода. Чтобы правильно развиваться, младенцам также необходимо постоянно чувствовать, что их любят, особенно в первые годы жизни.

Существует особое понятие, которое означает отсутствие родительской заботы, - это «депривация». Исследования по депривации показали, что отсутствие внимания, заботы и ласки со стороны родителей или тех, кто их заменяет, оказывает сильное влияние на формирование социальных навыков детей и способности к обучению.

Н. Смелзер приводит примеры депривации. Анна была незаконнорожденной, её постоянно запирала мать в комнате и оставляла одну. Хотя мать кормила Анну, она редко купала и обнимала её и почти не разговаривала с девочкой. Когда Анне было шесть лет, её нашли посторонние люди; девочка в этом возрасте не умела ходить. Её отправили в детский дом, а в дальнейшем она училась в специальной школе. Через четыре года девочка умерла - к этому времени она научилась играть с мячом, одеваться и выполнять простые задания, но во время еды могла пользоваться только ложкой, а её речь была на уровне двухлетнего ребёнка.

Камала была так называемым «маугли». Её обнаружили английские миссионеры в Индии, когда ей было восемь лет, считалось, что родители бросили её, когда она была грудным ребёнком, и девочка выросла среди волков. Она страдала эмоциональной депривацией, что сказалось на её развитии. Она ходила без одежды и ела сырое мясо. Когда миссионеры нашли её, она крайне враждебно относилась к другим людям.

В дальнейшем в школе миссионеров девочка сделала большие успехи. Она научилась пользоваться большим набором слов и выражать различные чувства. Хотя Камала стала проявлять некоторое дружелюбие по отношению к другим людям, научилась носить одежду и употреблять приготовленную пищу, она так и не научилась читать и поддерживать дружбу в течение продолжительного периода времени.

Приведенные примеры социальной изоляции свидетельствуют об огромном значении для маленьких детей даже минимального человеческого общения. Отсутствие такого общения становится причиной «госпитализма» - вредных последствий казённой обстановки детских учреждений для сирот, где дети лишены родительской ласки и любви.

Спицпровёл важное исследование госпитализма, сравнивая детей, которые воспитывались в двух разных детских учреждениях. Первым учреждением были ясли, созданные для детей, родившихся в тюрьме, где их матери отбывали наказание. Вторым - Дом ребёнка, где воспитывались дети, навсегда покинутые родителями.

В обоих учреждениях дети жили в чистоте, получали полноценное питание и медицинское обслуживание. Главное различие было связано с индивидуальной заботой о младенцах. В Доме ребёнка старшая медсестра и пять её помощниц заботились о сорока пяти грудных детях; в яслях старшая медсестра и три её помощницы обучали матерей кормить грудью и ухаживать за собственным ребёнком.

Сравнение детей из двух учреждений выявило удивительные различия. С третьего месяца после рождения среди детей в Доме ребёнка наблюдался высокий уровень заболеваемости и смертности; они отставали в умственном и физическом развитии. Дети, которые жили в яслях, были значительно здоровее и активнее, они намного раньше начинали говорить.

Спиц сделал вывод, что тесный контакт со взрослыми был основным фактором, способствовавшим лучшему здоровью и развитию детей в яслях.

У младенцев складываются более или менее тесные отношения со взрослыми, которые о них заботятся, - это родители, братья и сестры, родственники, приходящие няни, друзья семьи. Эти люди становятся основными агентами социализации в жизни ребёнка. Целью социализации в этот период является формирование у ребёнка мотивации на привязанность к другим людям, выражающейся в доверии, послушании и желании делать им приятное.

Каким образом осуществляется социализация детей? Поможет объяснить это анализ четырёх психологических механизмов: имитации, идентификации, чувства стыда и вины.

Имитацией называется осознанное стремление ребёнка копировать определённую модель поведения. Иногда имитация связана с неприятными сторонами жизни: обычно взрослые, обижающие детей, сами подвергались оскорблениям в детстве.

Как правило, образцами для подражания становятся родители, но дети могут брать пример с учителей или других людей, обладающих властью или высоким статусом, если между ними сложились теплые, эмоциональные отношения.

Идентификацией называется способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей, а также других людей, с которыми тесно связаны.

Например, если ваша мама выбрала профессию адвоката, потому что глубоко верит, что бедные достойны защиты, вы тоже можете последовать её примеру и стать юристом или участвовать в различных программах помощи бедным.

Имитация и идентификация - позитивные механизмы, так как способствуют формированию определённого поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определённое поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают.

Вы испытываете стыд, если вас застают «на месте преступления», когда вы без разрешения берёте печенье из вазы, вы чувствуете себя подавленным и униженным.

Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Чувство вины связано с теми же переживаниями, но здесь речь идёт о наказании самого себя, вне зависимости от других людей.

Неважно, поймали вас «на месте преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что стащили печенье, - это значит, что вас мучает собственная совесть. Подобно имитации и идентификации, чувство стыда и вины надолго западают в душу.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей линии и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. В социологии существует такое понятие, как «ресоциализация».

Ресоциализация - процесс усвоения новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки работников. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить своё поведение на основе этого понимания.

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации - это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: