Обобщение опыта работы социального педагога по профилактике негативного влияния печатных изданий




 

Социальное, профессиональное творчество и любая культурная деятельность связаны со свободным временем. Отечественная социология свободного времени наиболее интенсивно стала развиваться начиная с 60-70-х годов ХХ в. В настоящее время она рассматривает свободное время не просто как свободное от обязанностей, социальной и физиологической необходимости, а как пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью. По словам Г.П. Орлова, это время, предназначенное для развития умственных и физических способностей и для удовлетворения социальных потребностей. В этом смысле свободное время становится богатством личности, его можно использовать по собственному усмотрению, для своего развития. В этом его истинная ценность и значимость. Таким образом, сущность свободного времени в том, что оно:

- удовлетворяет социальные потребности, развивает физические и умственные способности человека;

- открывает возможности для всестороннего и гармонического развития личности;

- повышает образовательный и культурный уровень, в результате чего человек в новом качестве вступает в процесс создания материальных и духовных потребностей;

- находится в диалектическом единстве с рабочим временем и активно влияет на него.

По своей структуре свободное время состоит из двух частей: времени досуга и более возвышенной деятельности. Досуг - это совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека. Он включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей индивидуального, коллективно-зрелищного или публично-зрелищного характера, а также занятия, связанные с отдыхом и развлечением, в том числе - это физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, прогулки, занятия антикультурного характера (пьянство, азартные игры и др.), случайные занятия без целей, желаний и потребностей.

Вторая часть свободного времени - время более возвышенной деятельности - это совокупность занятий, в процессе которых происходит совершенствование и развитие личности. К ним относятся творчество, учеба и самообразование, не связанные с профессией; занятия физкультурой и спортом в секциях, туризм, направленные на физическое развитие. Это и любительский труд по различным ремеслам, а также воспитание детей, выходящее за рамки обязательного ухода. Все эти занятия объединяет одно свойство - создание духовных ценностей, которые могут иметь овеществленную форму, быть в виде акта деятельности, а также функционировать в качестве процесса обучения, самообразования, воспитания.

Свободное время представляет ценность не само по себе, а интенсивностью его использования человеком для развития своей личности. Люди по-разному относятся к своему свободному времени. С.Н. Иконникова выделила типы личностей в зависимости от их отношения к свободному времени.

Первый тип - рационально деятельный, организованный и разносторонний. Для него характерно стремление к максимально полезному использованию своего времени. Люди этого типа заранее планируют, когда и чем будут заниматься. Как правило, они избирательно относятся к своим возможностям и многое успевают. Главное их качество - организованность, целеустремленность, разумное использование свободного времени для собственного развития.

Второй тип - также деятельный, активный. Но, в отличие от первого, его интересы сосредоточены на одном увлечении, которому он отдает все свободное время. Эти люди стремятся к глубокому познанию того, что связано с их увлечением, от достижений которого испытывают удовлетворение. Ради любимого занятия они способны на самоограничение, от многого отказываются. Это натуры эмоциональные, увлеченные, заражающие других своей преданностью любимому занятию.

Третий тип - работник-энтузиаст, который практически лишен досуга или имеет его в незначительном количестве. Свободное время он посвящает своей основной профессии, страстно, с увлечением относится к работе, которой отдает выходные и даже отпуск. Такие люди встречаются среди творческих профессий. Окружающие их уважают, ценят за увлеченность делом, но отсутствие разрядки, неумение переключиться на другие виды занятий приводит к нервно-психическим перегрузкам, стрессам и потере здоровья. Этим людям нужна разумная организация досуга в соответствии с их интересами.

Четвертый тип отличается пассивностью, склонностью к домашним формам досуга. Люди этого типа редко посещают театры, концертные залы, музеи и другие учреждения. Как правило, они смотрят телепередачи, формулой их досуга стали три «Т» - телевизор, тахта, тапочки. Телеувлечения вытесняют все другие их занятия и духовно ограничивают личность, обрекая ее на пассивность. «Телеокно» создает лишь иллюзию духовного развития.

Пятый тип представляют люди, которые проводят свой досуг в компании друзей и знакомых. Они больше всего ценят общение, разговоры, совместные прогулки, выезды за город, с удовольствием посещают дискотеки, аттракционы, любят разные игры. Оставаясь в одиночестве, такие люди скучают, бездельничают, для проведения времени любое предложение предпочитают одиночеству.

Шестой тип - это «времяубиватель», нравственно уродливый, опасный для общества и окружающих. Он не имеет никаких глубоких интересов и привязанностей, часто бывает агрессивен, груб, жесток, склонен к пьянству, за которым следуют драки, дебоши, хулиганство и правонарушения разной степени тяжести.

В структуре свободного времени работающей молодежи также лидирует телевидение, значительное место занимает кино. Чтение переместилось с первого места на второе, далее идут любительские занятия и пассивный отдых, еще меньше времени остается на общение с друзьями и родственниками. Если раньше значительной была доля организованного досуга, то теперь наблюдается его одомашнивание.

Таким образом, реальную структуру свободного времени характеризует ярко выраженная ориентация на пассивные, потребительские виды деятельности и их одомашнивание. Это не соответствует требованиям формирования социально активной, интеллектуально развитой, физически здоровой молодежи, способной проявить творческую индивидуальность, оригинальность, самобытность во имя социально-экономического процветания страны.

Для преодоления негативного влияния печатных изданий на социализацию личности необходимо расширить досуговую деятельность для детей и подростков. В настоящее время происходит процесс восстановления различных форм досуговой деятельности для детей и подростков. В одних случаях они существуют как образовательные учреждения дополнительного образования детей, другие - как чисто досуговые учреждения либо как общественные организации.

Основную роль в этом процессе играет социальный педагог.

Во-первых, социальный педагог - субъект воспитательного влияния во взаимодействии (прямом и опосредованном) с ребенком и детским сообществом школы, что предполагает его готовность и способность:

) строить общение с детьми на основе гуманистических принципов: диалогичности; эмпатического понимания; доверия к возможностям, способностям ребенка; безоценочного отношения к ребенку как суверенной личности; конгруэнтного самовыражения (открытости для ребенка нравственных убеждений, личностных ценностей, интересов учителя);

) выстраивать совместную деятельность с детьми как воспитывающую, на основе отношений сотрудничества и сотворчества (например, в процессе подготовки и реализации внутри школьных, внутриклассных событий; в учебном исследовании и т.п.);

) создавать воспитывающие ситуации (конфликта, успеха и пр.) в учебной, трудовой, игровой, художественной и других видах деятельности школьников;

) раскрывать и реализовывать воспитательный потенциал процесса обучения (через содержание образования, формы и методы обучения), предметно-эстетической среды, окружающей детей;

) взаимодействовать со школьниками как субъектами школьного самоуправления, содействовать становлению их рефлексивной позиции в воспитательной системе школы;

) поддерживать процессы самопознания, саморазвития, самореабилитации, ценностно-смыслового поиска ребенка, организуя необходимую групповую и индивидуальную работу;

) предоставлять реальные возможности для личностной самореализации, жизненного самоопределения ребенка в пространстве воспитательной системы школы;

) транслировать гуманистическую культуру отношений человека к себе, к окружающему миру;

) быть открытым к воспитательному влиянию детей на него самого.

Во-вторых, социальный педагог - субъект личностного и профессионального развития себя (саморазвития) как воспитателя, что, в свою очередь, предполагает его готовность и способность:

) быть открытым личному опыту, то есть подходить к своим успехам и неудачам как своим проблемам, которые позволяют ему, воспитателю, учиться на собственном опыте и понимать себя;

) конструктивно самоизменяться на личностном уровне, заботясь о сохранении и развитии своего культурного, нравственного, творческого, психофизического потенциала (это особенно важно в условиях нестабильно-конфликтной социальной действительности);

) совершенствовать свои профессиональные знания и умения педагога, оказывающего благотворное влияние на формирование и развитие личности ребенка (пополнять арсенал знаний и представлений о ценностно-смысловом и предметном содержании «мира детства», осваивать новые для себя способы общения и взаимодействия, исследовательской работы, учиться сочетать традиции и новации в воспитании, рефлексировать свою деятельность и т.д.);

) осуществлять необходимую исследовательскую работу в целях совершенствования собственной воспитательной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: