Сравнительный опыт перехода к рыночным отношениям




России явно присущи особенности, проистекающие из цивилизованного и исторического развития страны, где государство традиционно оказывало решающее воздействие на структурирование экономических, социальных и экономических и политических отношений; сказывались имперское наследие, тип политической культуры и многое другое. Но, с другой стороны, Россия, несомненно, включена в "третью волну" демократизации, поднявшуюся в современном мире с середины 70-х годов. Она захватила сначала Южную Европу, потом распространилась на Латинскую Америку, Африку, Южную и Юго-Восточную Азию, Восточную и Центральную Европу.

Отличительные особенности этой волны:

У руководства – интеллектуальная элита.

Политическая стабильность. На первом этапе – установление диктатуры. Ради этого власти не стесняются в выборе средств. В "ежовые рукавицы" взяты оппозиционные политические партии, профсоюзы, пресса, общественные организации, введен запрет забастовок. Суровыми методами ведется борьба с преступностью, коррупцией, порнографией, наркоманией, с любыми отклонениями от установленных норм (за брошенную бумажку в Сингапуре установлен штраф в 1000 сингапурских долларов, нелегальное пребывание в стране – тюрьма или порка тростниковыми розгами).

Культ образования. Человек с высшим образованием ставится на самый верх социальной лестницы (кто быстрее соображает и лучше работает, достоин и большего вознаграждения).

Привлечение иностранного капитала.

Ставка на малый бизнес.

Чтобы реалистически оценить возможности России, полезно просмотреть особенности и основные тенденции развития стран и регионов, переживающих сходные процессы в глобальном контексте времени.

Япония

Положение Японии после поражения в войне было очень сложным: уничтожено 30% оборудования тяжелой промышленности, демобилизовано 9 млн. солдат, в страну въехало 1,5 млн. человек беженцев, инфляция достигла 5000%. Все были в равной мере бедны, у каждого был такой же, как и у всех, свой шанс.

Проведенные в то же время правительством реформы оказались успешными. Это произошло, прежде всего, благодаря наличию сильной власти, способной осуществлять реформы. Хотя все реформы отвечали интересам народа, некоторые из них, например, земельная, потребовавшая преодоления противодействия помещиков, были проведены благодаря наличию такой силы, как американская оккупационная армия. Кроме того, в Японии преобладали некоррумпированные чиновники, способные добросовестно осуществлять реформы. Трудно сказать, то ли это унаследовано от конфуцианства и буддизма, учащих, что человек через свой труд получает признание общества и Будды, то ли сказалось влияние культуры рисоводства, издревле практиковавшей коллективный труд.

Были возрождены политические партии, распущена тайная полиция, деятельность средств массовой информации и профсоюзов стала абсолютно свободной.

В сфере экономики сохранялся контроль над ценами и распределением главных видов материальных ресурсов. Он способствовал предотвращению увеличения разрыва в доходах населения. Однако засилье теневой экономики и рост дефицита госбюджета из-за дотаций на покрытие разницы между себестоимостью и ценами привели к отмене контроля в 1949 г. Для борьбы с гиперинфляцией правительство осуществило денежную реформу, сопровождавшуюся жестким сокращением бюджетных расходов и замораживанием денежных сбережений населения. В промышленной сфере правительственные низкопроцентные кредиты направлялись прежде всего на возрождение ключевых отраслей – производства металла и угля, а затем на развитие экспортных производств. Акцент делался не на импорт потребительских товаров, а на внедрение передовой технологии.

Была произведена чистка довоенных руководителей предприятий, на которых была возложена ответственность за войну. Им на смену пришли молодые предприниматели, что оживило управления предприятиями. Было ликвидировано господство ограниченного числа концернов над японской экономикой, что способствовало созданию многочисленных новых предприятий и усилению конкуренции. Именно конкуренция стала важной движущей силой развития экономики Японии.

Японцы не только мечтают, но и делают все возможное, чтобы первыми ворваться в XXI век. На смену металлургии, тяжелому машиностроению и химической промышленности, сыгравшим главную роль в «экономическом чуде» 60-70 годов, приходят наукоемкие, высокоприбыльные, экологически чистые производства. Их продукция должна соответствовать новому девизу – быть легким, тонким, коротким и миниатюрным[6].

Сингапур

Сингапурская модель развития в свое время широко рекламировалась экономистами и политологами как образец для подражания. Действительно: страна, расположенная на острове площадью менее 600 кв. км и не имеющая никаких природных ресурсов, за короткий срок прошла путь от реэкспортного центра до государства с современными отраслями промышленности. Это и позволило заговорить об "экономическом чуде", повторяющем японский вариант. Сингапур сегодня мало чем уступает Японии. Он занимает 14-е место в мире по объему импорта и 17-е по экспорту. Сингапур - крупнейший в мире производитель дисководов для компьютеров, третий мировой центр переработки нефти. Местный аэропорт "Чанги" уже семь лет считается лучшим в мире, а сам город-остров признан одним из самых благоприятных мест проживания на земле.

Поэтому не удивительно, что Сингапур с 2,8 миллиона человек ежегодно посещают 6,5 миллионов туристов. Туризм - главнейшая отрасль экономики. Она приносит более 7 млрд. долларов ежегодно. Хотя темпы прироста ВВП снизились с 8,6 до 7,2 процента, на фоне экономического коллапса других стран региона картина просто радужная.

Валовой внутренний продукт на душу населения в 1995 году составлял 28 тысяч долларов, уступая только Японии, Германии и Швейцарии. Золотой и валютный запас - 68,7 млрд. долларов (пятое место в мире). Между прочим, в списке 20 самых богатых стран 8 представителей Восточной Азии: Япония, Тайвань, Китай, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Южная Корея, Малайзия. Приведенные цифры внятно говорят о благополучии страны.

Глава Сингапура - президент. Законодательная власть в республике принадлежит парламенту, исполнительная - в руках кабинета министров во главе с премьер-министром. Все "львиные" успехи связаны с правительством, а точнее говоря - с премьер-министром Ли Кван Ю - самым долгоиграющим" министром в мире. Придя к власти в 1959 году, он подал в отставку лишь 26 ноября 1990-го. С его приходом в стране, по существу, было введено авторитарное правление. Газеты и журналы, критикующие режим, были запрещены.

В начале восьмидесятых некоторые зарубежные периодические издания опубликовали скандальные финансовые и политические материалы и... тут же исчезли с местного рынка.

Правительство по-прежнему контролирует многие аспекты общественной жизни. Во всем мире известна сингапурская система штрафов. Брошенный на улице окурок может обойтись вам в 1000 сингапурских долларов. В стране официально запрещена продажа жевательной резинки. Есть даже штрафы за такие вещи, как еда в метро или неполный смыв в общественном туалете. Недавно в закон внесена поправка, которая - помимо штрафов - позволяет привлечь нарушителей к работам на всеобщее благо. Между прочим, поддержание чистоты в городе ежегодно обходится правительству в 30 миллионов сингапурских долларов.

И только в прошлом году штрафам были подвергнуты более 2000 нерях-нарушителей.

По мере роста экономики поток критики ослабевал. В результате была достигнута политическая стабильность, а на горизонте появились транснациональные корпорации. В страну хлынул поток инвестиций. Развитие экономики Сингапура шло по трем направлениям: индустриализация, ориентированная на экспорт, реэкспортная торговля и торговля услугами и, наконец, кредитно-финансовая и инвестиционная деятельность, в основном, в регионе Юго-Восточной Азии. Это дало положительные результаты. Однако вскоре появились проблемы, точнее говоря - одна. В отличие от Таиланда, где научных, сингапурские возможности были ограничены. В 1991 году только 6 процентов населения закончили университеты. Поэтому высокотехнологичные отрасли стали подумывать о переезде в соседние Малайзию и Таиланд. Это замедлило сингапурский экономический бум и заставило правительство искать пути его оживления. И они были найдены.

Во-первых, решили сосредоточиться на трех областях развития: информационные технологии, автоматизированные системы и биотехнология.

Во-вторых: идея "треугольника развития" (Growth Triangle) с вовлечением развивающихся соседей Сингапура - Малайзии и Индонезии. Договорились: эти две страны снабжают сырьем и дешевой рабочей силой, а Сингапур - техническим ноу-хау. Кроме того, в страну стали активно привлекать для работы специалистов из Таиланда.

И, в-третьих, Сингапур открыл двери бизнесменам китайского происхождения, которые хотели покинуть Гонконг и перенести свои капиталы в Сингапур. Ведь население республики на 78 процентов - китайцы, на 15 процентов - малайцы и на 6 процентов - южные азиаты. В правительстве преимущественно китайцы, и китайский - один из 4 официальных государственных языков. Поэтому туманные перспективы Гонконга помогли еще более укрепить китайское влияние в Сингапуре.

Финансовый ураган, пронесшийся над Юго-Восточной Азией, поубавил прыти азиатским тиграм. Идет отток зарубежных капиталов. Блекнут честолюбивые планы. Повсеместно наблюдается замедление темпов экономического роста. Однако Сингапуру черные дни не грозят. Некоторое торможение неизбежно, но рост "Льва" не остановится. Слишком велик набранный "момент" движения[7].

Южная Корея

В созвездии "драконов" – преуспевающих стран ЮВА – ярко сияет Южная Корея. Присущая всему восточному загадочность окутывает и ее образ. Нередко говорят о "корейском экономическом чуде". В чем его суть?

В Южной Корее взаимосвязаны и система жесткого планирования, регулирования экономики, и высокая деловая активность населения.

За один год были приняты необходимые экономические законы:

по приватизации собственности и денежному обращению;

по контролю над ценами;

либерализация импорта;

о продолжительности рабочего дня;

12 законов о малом бизнесе.

Таким образом была создана правовая платформа реформ, проведено перераспределение роли правительства и частного капитала. Ставка была сделана на малый бизнес. Он стал основой корейской экономики и "корейского чуда".

В Южной Корее разрабатываются 5-летние планы развития экономики. К разработке VI пятилетнего плана были подключены 27 иностранных экспертов. Он имеет название "катящийся план". Подробный план создан, но его нужно двигать вперед, катить. Правительство информирует население о сделанном, о том, что будет, если сделаем это плохо, и что будет, если мы добьемся этого. В результате – всеобщая информированность: каждый человек, семья, улица, фабрика знают, что происходит, что можно ожидать от той или иной программы.

Характерная черта южных корейцев – культ исполнения, чего не достает нам. Вот это – символ корейского трудолюбия, воли, напористости, одержимости.

Безработица в Южной Корее есть, но не большая. Здесь быстро перепрофилируются производства, капитал переливается из отрасли в отрасль. Особенно активно развивается сфера услуг.

Средства на проведения экономических реформ были взяты из следующих источников:

сбережения населения (в банках увеличены процентные ставки);

иностранные займы, инвестиции, импорт капитала;

правильно выбранная экспортная стратегия.

За 20 лет корейский экспорт увеличился в 100 раз, тогда как у других развитых стран только в 10-16 раз.

В течение 20 лет правительство держало под жестким контролем соотношение между ростом производительности труда и заработной платой. Первая росла высокими темпами, а вторая – низкими. А теперь заработная плата в Южной Корее растет даже быстрее, чем в США, Германии, Японии. Это никого не пугает, так как изменилась структура экспорта. Южная Корея утверждает себя не в дешевом массовом производстве, а в дорогостоящих высоких технологиях.

Жизненный уровень в Южной Корее постоянно рос. В начале реформ, в 1962г., 80 долларов на душу населения, сейчас – 5000 долларов в год. Ныне Южная Корея одна из самых высокообразованных стран мира[8].

Уроки Южной Кореи используют и другие страны, в том числе и США.

Германия

В послевоенной Германии, которая до последнего клочка земли была занята врагами, по всей стране был объявлен комендантский час, отсутствовало всякое сообщение между городами, которые были превращены в руины, в 1945-48 гг. стоял выбор: либо государственно регулируемая плановая экономика, либо свободное рыночное хозяйство. Страна пошла по второму пути, и уже ближайшие годы показали правильность ее выбора.

Людвиг Эрхард, тогда директор экономического управления западных оккупационных зон и позднее федеральный министр экономики, решился на смелый шаг. Не посоветовавшись предварительно с союзной администрацией и военной бюрократией, обладавшими правом давать указания, он объявил широкую отмену хозяйственных предписаний и положил начало свободной рыночной экономике.

В этой волшебной формуле и заключался ключ к успеху. В кратчайший срок удалось освободить свободные рыночные силы. На полках магазинов вдруг в изобилии появились товары.

После искоренения материальной нужды, наконец, стали выпускать то, чего хотели потребители. Ось свободной рыночной экономики составила конкуренция, при которой несколько предприятий предполагали одинаковый товар. Двигателем всего стали виды на прибыль. Среднегодовые темпы прироста ВНП до 1960 г. составили 8%.

К полному восстановлению экономики послевоенной Германии и переходу ее в разряд ведущих промышленно-развитых стран привели следующие общие причины:

Массированная американская экономическая помощь (3516 млрд. долларов).

5 июня 1947 Джордж Маршалл, тогдашний госсекретарь США, провозгласил Программу восстановления Европы. Год спустя американский конгресс принял этот план, предусматривавший миллиардные кредиты. В него входили не только финансовые средства, но и поставки оборудования, подарки, помощь в организации производства

Создание политической системы (В. Аденауэр, В. Брайт, Г. Хайнеман), способной максимально впитывать и эффективно использовать финансовые, интеллектуальные, духовные, социальные нововведения.

Интеграция страны в общеевропейские и общезападные структуры ЕЭС, НАТО, поддержание западных духовных ценностей – демократия, свобода.

Предотвращение конфронтации Запад – Восток.

Создание социальных институтов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Общества потребителей и т. п., - способных максимально защитить рядового гражданина страны.

Рациональная государственная политика по поддержке предпринимательства по принципу равноправных отношений: Федеральное правительство – федеральный союз Германской промышленности (как представитель 80-ти тыс. частных предприятий).

Непосредственное участие граждан в управлении: Коммунальное управление. Коммуны могут принимать решения о застройке и использовании площадей, избирать по собственному усмотрению управляющий персонал, составлять в рамках своей компетенции финансовый план, могут взимать с граждан определенные пошлины, взносы, налоги[9].

Швеция

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.

Основные компоненты модели:

Жесткая налоговая политика

Невмешательство правительства в производство товаров – рыночные силы сами определяют жизнеспособность фирм и предприятий

Проведение линии, направленной на уменьшение разницы в заработках

Политика активной борьбы с безработицей (субсидии для найма рабочей силы, программы создания рабочих мест, переквалификация)

Мощная система социального обеспечения трудящихся: бесплатное образование и здравоохранение, высокий уровень пенсий, помощь инвалидам, помощь семьям, имеющих детей.

Кооперативное движение

Развитая система демократических государственных и общественных институтов: мощные профсоюзы (объединяют 90-95% трудящихся), социал-демократическая партия

Самый высокий уровень жизни в мире.

Шведы составляют 0,2% населения в мире, притом, что их доля в мировом производстве – 1%, а в мировой торговле – 2%.

В чем же кроются причины успехов?

Наличие природных богатств (железная руда, лес, цветные металлы, водная энергия)

На территории Швеции войны не велись 175 лет

Рано сформировались высококвалифицированный рабочий класс, сильная техническая интеллигенция, солидные научные учреждения

Шведская промышленность из-за узости внутреннего рынка всегда была сориентирована на мировой с его высокими требованиями к качеству и жесткой конкуренцией. Традиционно в Швеции значительные средства вкладывались в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

По мере необходимости в промышленности при поддержке государственных органов проводятся глубокие структурные изменения, в результате которых исчезают некоторые старые и возникают новые отрасли промышленности. Например, несколько лет тому назад существенной перестройке подверглись судостроительная, сталелитейная, текстильная промышленности. Рывок сделала электроника, роботостроение.

Строительство АЭС (будут ликвидированы к 2010 г. из-за потенциальной опасности).

Налоги – главный источник доходной части бюджета государства и муниципалитетов. Налоговая система направлена на уравнение разницы в доходах населения и на ограничение власти крупного капитала. В среднем швед отдает 50% своих доходов в виде налогов, а высокооплачиваемые категории – до 75%. Общая ставка налогообложения прибыли предприятий тоже составляет 50%. Налоги высоки, но высока и заработная плата.

Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире Согласно одной из целей шведской модели - равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов.

Широкое перераспределение через систему социального страхования способствует значительному сокращению различий в доходах. В1986 г. в Швеции на 20% самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12% (для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в оплате мужчин и женщин; в 1987 г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии - 84,8%; в Германии - 73%; в Великобритании - 70,5%; в Японии - 48,5%).

После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних хозяйств в 1981-1983 гг. сократились. В 1984-1989 гг. в среднем ежегодно они росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от доходов других слоев населения (например, пенсионеров). В 1950 г. на чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 г. эта доля упала примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам. Более половины собственности домашних хозяйств приходится на материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках, облигаций, акций и других требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования приходится еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в большинстве других стран.

Итак, основные цели шведской модели - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Сочетание общих реструктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средств совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда.

Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.

Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг[10].

Чили

"Чилийское экономическое чудо" возникло благодаря жесткой руке генерала Пиночета. В 1973 г. экономика страны находилась в состоянии экономического коллапса – полное отсутствие товаров, сумасшедший черно-рыночный курс доллара. Национализированные предприятия не функционировали, валютный резерв проеден, инфляция пустилась в галоп. К власти пришел умный политик, человек с высшим экономическим образованием, полученным в США, Пиночет. Основным элементом вывода страны из кризиса считался рынок.

Реформы 1974 г. генерала Пиночета:

либерализация цен;

отмена запретов на предпринимательскую деятельность, благоприятные налоги;

денационализация большинства предприятий;

снижение государственных затрат;

установлен реальный обменный курс к доллару.

В результате в 1975 г. чилийцы испытали шок, уровень жизни еще больше упал, но уже со следующего года начался рост. Однако, несмотря на реформы, в Чили в 1982 г. разразился экономический кризис. Стал иссякать поток иностранного капитала, т.к. Рейган, пришедший к власти, создал благоприятные условия для размещения капиталов в собственной стране.

Поиск выхода:

завершена денационализация;

сокращены до минимума государственные расходы;

созданы наилучшие условия для иностранного капитала.

Экономические показатели Чили на сегодня:

наименьший в Латинской Америке внешний долг в пересчете на душу населения;

отсутствие инфляции;

темпы экономического роста 5%[11].

Бразилия

После Второй мировой войны Бразилия берет курс на индустриализацию – некогда аграрная страна мечтает стать в один ряд с супердержавами. Для этого из соцэкономики заимствуются пятилетние планы. В 60-70-х годах темпы экономического роста Бразилии составляли 10-15%, а приоритетным направлением стала ядерная энергетика. «Бразильское чудо» лопнуло из-за энергетического кризиса 70-х. Являясь крупнейшим экспортером нефти, Бразилия вынуждена активно брать кредиты на покупку топлива, иначе встал бы весь аграрный комплекс Бразилии. Долги росли. В итоге уровень инфляции в 1983 году превысил 100%. И тогда в Бразилию прилетели эмиссары МВФ. Они предложили программу финансовой стабилизации, которая еще глубже посадила Бразилию в долговую яму[12].

Индонезия

После обретения независимости правительство Индонезии основной упор сделало на решение продовольственной программы. Индонезия – один из крупнейших экспортеров газа, а вот с продуктами питания там всегда было туго. Были составлены перспективные планы развития. Однако, из-за недостаточного уровня производства ничего не получилось. Продовольствие и нефть по-прежнему закупали за рубежом. Росли внешние долги. Постепенно власти смирились с быстрорастущей зависимостью от краткосрочного, в основном спекулятивного капитала. После того, как иностранные инвесторы перестали ссужать «короткие» деньги, на фондовых рынках Азиатского региона произошел обвал.

И тут не обошлось без МВФ. Согласно их требованиям, Индонезия приступила к либерализации торговли и инвестиций. Затем сняла все ограничения на импорт судов, открытие филиалов иностранных банков и совместных предприятий. По указке МВФ в Индонезии отменили все налоговые и таможенные льготы, дотации на развитие автомобильной и авиационной промышленности. Итог – смена правительства на фоне массовых беспорядков.

Итак, на прилавках – импорт; свои, местные, - фактически при смерти. А мертвые налогов не платят. В этот момент МВФ предлагает странам кредит. Но деньги быстро кончаются. Правительству приходится снова обращаться в МВФ. Затем снова и снова. Спустя несколько лет страна оказывается на кредитной игле[12].

Выводы

К концу 1991 года страна оказалась в катастрофической ситуации. Непродуманные действия в сфере управления экономикой проявились в разрушении хозяйственных связей между производителями, отсутствие стимулов к производительному труду, утрате доверия к национальной валюте. Усиливался спад производства. Экономическая ситуация усугублялась внешне- и внутриполитическими проблемами, связанными с распадом СССР. Налоговая система не обеспечивала поступления доходов в условиях развивающейся инфляции, рост денежной массы не поддавался контролю. Ускорителем негативных процессов явилось тяжелое внешнеэкономическое и валютное положение страны, значительный размер внешнего долга при резком сокращении золотого и валютного запасов. Резкое падение экспорта обусловило катастрофическую нехватку валютных средств. Вдобавок, на мировом рынке подешевела нефть – основной источник нашего благосостояния. Страна Советов начала брать в долг.

Что потребовал МВФ от России в обмен на доллары?

Концепция рыночных преобразований была такова:

приватизация крупных предприятий для создания эффективных собственников и юридическое оформление основ рыночной экономики;

либерализация цен и внешней политики, чтобы открыть экономику России;

жесткая денежно-кредитная и политика для стабилизации национальной валюты;

прекращение субсидий убыточным предприятиям для увеличения бюджетных ресурсов и проведения процедуры их банкротства;

минимальный бюджетный дефицит: сокращение государственных расходов (за счет свертывания социальных программ) и увеличение доходов, т.е. повышение налогов;

девальвация национальной валюты для стимулирования экспорта.

Наша ситуация усугубилась еще и тем, что рыночной экономики здесь отродясь не видали. Если в той же Бразилии или Чили народ хотя бы представлял, что такое деньги и как они работают, то наших сограждан, воспитанных на идеях коммунизма, учили, что не в деньгах счастье. Россияне не были готовы к реформам и рынку, где каждый отвечает сам за себя. И ни каких тебе государственных гарантий.

В отличие от латиноамериканских реформ российские не привели даже к кратковременному или эпизодическому росту, напротив, они сопровождались колоссальным падением производства, продолжающимся по сегодняшний день.

Сегодня страны, находившиеся под патронажем МВФ, уже заявили о своей неплатежеспособности. Логично предположить, что если Россия будет следовать советам МВФ, то ее ждет такая же участь.

Может, стоит попробовать делать шаги в прямо противоположном направлении? То есть увеличивать пенсии и зарплаты и уменьшать налоги, исходя из собственных ресурсов и возможностей, платить по внешним долгам, а не тратить на это большую часть бюджетных доходов[12].

Нетрудно было заметить при рассмотрении перехода к рыночным отношениям зарубежных стран, что во многих странах первый его этап проходил при установлении диктаторского или тоталитарного режимов. Только в последние годы эти страны, разбогатев и твердо встав на ноги, позволили себе расслабиться и приоткрыть шлюзы для демократии.

Затем, наиболее очевидными при переходе от тоталитарной к свободной, рыночной экономике являются следующие рекомендации:

основным двигателем экономических реформ должна быть частная инициатива;

умеренное вмешательство государства в экономику;

приватизация;

стабилизация валюты;

снижение налогов до рационального уровня;

сильная социальная политика государства в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения;

региональная экономическая самостоятельность;

местное самоуправление.

Возможно, это и является одним из дальнейших путей развития России, так как в нашей стране проблемы всегда решались с опорой на самодержавие, на его силу и авторитет, а не на закон и демократию.

Главное – высшая власть в правовом государстве должна принадлежать Закону, там, где не соблюдается законность, там неизбежен административный произвол, хаос, коррупция, разгул преступности и другие негативные проявления, что сейчас у нас в стране налицо.

Только приняв во внимание вышеперечисленные факторы, можно ожидать положительных сдвигов в российской экономике.

Список литературы

О коренной перестройке управления экономикой. Сборник нормативных документов. М.: Политиздат, 1987.

Абалкин Л.И. Неиспользованный шанс. М.: Политиздат, 1991.

Программа "500 дней" / Шаталин С.С., Петраков Н., Явлинский Г.А. и др.

Леонтьев М. "500 дней" Григория Явлинского. Сегодня… // "Независимая газета". 13.02.1992.

Федоров Б. Федеральная программа финансово-экономической политики России в 1993 году.

Тавровский Ю. "Японское чудо" – японский характер // Диалог. 1990. №3.

Лев в тигриной стае // Океанские вести. 1999. №16.

Южнокорейский феномен // Огонек. 1990. №37.

Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Прогресс, 1989.

Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. М.: Мысль, 1991.

Махов А. К процветанию под дулом автомата // "Московские новости". 13.05.1991.

Москвина Н., Шипицина Н. Мировая мышеловка // "Московский комсомолец". 09.12.1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: