ПРИМЕРЫЗАДАНИИ
Часть А Неорганические вещества клетки
А1. Полярностью воды обусловлена ее способность
1) проводить тепло 3) растворять хлорид натрия
2) поглощать тепло 4) растворять глицерин
А2. Больным рахитом детям необходимо давать препараты, содержащие
1) железо 2) калий 3) кальций 4) цинк
А3. Проведение нервного импульса обеспечивается ионами:
1) калия и натрия 3) железа и меди
2) фосфора и азота 4) кислорода и хлора
А4. Слабые связи между молекулами воды в ее жидкой фазе называются:
1) ковалентными 3) водородными
2) гидрофобными 4) гидрофильными
А5. В состав гемоглобина входит
1) фосфор 2) железо 3) сера 4) магний
А6. Выберите группу химических элементов, обязательно входящую в состав белков
1) Na, K, O, S
2) N, P, C, Cl
3) C, S, Fe, O
4) C, H, O, N
А7. Пациентам с гипофункцией щитовидной железы дают препараты, содержащие
1) йод
2) железо
3) фосфор
4) натрий
Часть В
В1. Выберите функции воды в клетке
1) энергетическая 4) строительная
2) ферментативная 5) смазывающая
3) транспортная 6) терморегуляционная
В2. Выберите только физические свойства воды
1) способность к диссоциации
2) гидролиз солей
3) плотность
4) теплопроводность
5) электропроводность
6) донорство электронов
Часть С
С1. Какие физические свойства воды определяют ее биологическое значение?
Часть А Углеводы, липиды
А1. Мономером полисахаридов может быть:
1) аминокислота 3) нуклеотид
2) глюкоза 4) целлюлоза
А2. В клетках животных запасным углеводом является:
1) целлюлоза 3) хитин
2) крахмал 4) гликоген
А3. Больше всего энергии выделится при расщеплении:
1) 10 г белка 3) 10 г жира
2) 10 г глюкозы 4) 10 г аминокислоты
А4. Какую из функций липиды не выполняют?
энергетическую 3) изоляционную
|
каталитическую 4) запасающую
А5. Липиды можно растворить в:
1) воде 3) соляной кислоте
2) растворе поваренной соли 4) ацетоне
Часть В
В1. Выберите особенности строения углеводов
1) состоят из остатков аминокислот
2) состоят из остатков глюкозы
3) состоят из атомов водорода, углерода и кислорода
4) некоторые молекулы имеют разветвленную структуру
5) состоят из остатков жирных кислот и глицерина
6) состоят из нуклеотидов
В2. Выберите функции, которые углеводы выполняют в организме
1) каталитическая 4)строительная
2) транспортная 5) защитная
3) сигнальная 6) энергетическая
ВЗ. Выберите функции, которые липиды выполняют в клетке
1) структурная 4) ферментативная
2) энергетическая 5) сигнальная
3) запасающая 6) транспортная
В4. Соотнесите группу химических соединений с их ролью в клетке
Часть С
С1. Почему в организме не накапливается глюкоза, а накапливается крахмал и гликоген?
С2. Почему именно мыло смывает жир с рук?
Часть А Белки, их строение и функции
А1. Последовательность аминокислот в молекуле белка зависит от:
1) структуры гена 3) их случайного сочетания
2) внешней среды 4) их строения
А2. Человек получает незаменимые аминокислоты путем
1) их синтеза в клетках 3) приема лекарств
2) поступления с пищей 4) приема витаминов
А3. При понижении температуры активность ферментов
1) заметно повышается
2) заметно понижается
3) остается стабильной
4) периодически изменяется
А4. В защите организма от кровопотерь участвует
1) гемоглобин 3) фибрин
2) коллаген 4) миозин
А5. В каком из указанных процессов белки не участвуют?
|
обмен веществ
кодирование наследственной информации
ферментативный катализ
транспорт веществ
А6. Укажите пример пептидной связи:
Часть В
В1. Выберите функции, характерные для белков
1) каталитическая 4) транспортная
2) кроветворная 5) рефлекторная
3) защитная 6) фотосинтетическая
В2. Установите соответствие между структурой белковой молекулы и ее особенностями
Часть С
С1. Почему продукты хранят в холодильнике?
С2. Почему продукты, подвергшиеся тепловой обработке, хранятся дольше?
СЗ. Объясните понятие «специфичность» белка, и какое биологическое значение имеет специфичность?
С4. Прочитайте текст, укажите номера предложений, в которых допущены ошибки и объясните их 1) Большая часть химических реакций в организме катализируется ферментами. 2) Каждый фермент может катализировать множество типов реакций. 3) У фермента есть активный центр, геометрическая форма которого изменяется в зависимости от вещества, с которым фермент взаимодействует. 4) Примером действия фермента может быть разложение мочевины уреазой. 5) Мочевина разлагается на двуокись углерода и аммиак, которым пахнет кошачий лоток с песком. 6) За одну секунду уреаза расщепляет до 30 ООО молекул мочевины, в обычных условиях на это потребовалось бы около 3 млн лет.
Часть А Нуклеиновые кислоты
А1. Мономерами ДНК и РНК являются
1) азотистые основания 3) аминокислоты
2) фосфатные группы 4) нуклеотиды
А2. Функция информационной РНК:
1) удвоение информации
2) снятие информации с ДНК
3) транспорт аминокислот на рибосомы
|
4) хранение информации
А3. Укажите вторую цепь ДНК, комплементарную первой: АТТ – ГЦЦ – ТТГ
1) УАА – ТГГ – ААЦ 3) УЦЦ – ГЦЦ – АЦГ
2) ТАА – ЦГГ – ААЦ 4) ТАА – УГГ – УУЦ
А4. Подтверждением гипотезы, предполагающей, что ДНК является генетическим материалом клетки, служит:
1) количество нуклеотидов в молекуле
2) индивидуальность ДНК
3) соотношение азотистых оснований (А = Т, Г= Ц)
4) соотношение ДНК в гаметах и соматических клетках (1:2)
А5. Молекула ДНК способна передавать информацию благодаря:
1) последовательности нуклеотидов
2) количеству нуклеотидов
3) способности к самоудвоению
4) спирализации молекулы
А6. В каком случае правильно указан состав одного из нуклеотидов РНК
1) тимин – рибоза – фосфат
2) урацил – дезоксирибоза – фосфат
3) урацил – рибоза – фосфат
4) аденин – дезоксирибоза – фосфат
Часть В
В1. Выберите признаки молекулы ДНК
1) Одноцепочная молекула
2) Нуклеотиды – АТУЦ
3) Нуклеотиды – АТГЦ
4) Углевод – рибоза
5) Углевод – дезоксирибоза
6) Способна к репликации
В2. Выберите функции, характерные для молекул РНК эукариотических клеток
1) распределение наследственной информации
2) передача наследственной информации к месту синтеза белков
3) транспорт аминокислот к месту синтеза белков
4) инициирование репликации ДНК
5) формирование структуры рибосом
6) хранение наследственной информации
Часть С
С1. Установление структуры ДНК позволило решить ряд проблем. Какие, по вашему мнению, это были проблемы и как они решились в результате этого открытия?
С2. Сравните нуклеиновые кислоты по составу и свойствам.