Возникновение промысла. Лаковые художественные изделия — это предметы декоративного и утилитарно-бытового назначения, изготовленные из папье-маше, иногда из дерева и металла, покрытые пленкой лака и украшенные живописью или росписью.
В России изделия с лаковой живописью начали изготовлять в конце XVIII в. Первоначально производством изделий лаковой миниатюры занимались в селе Данилове близ Москвы, затем оно было переведено п соседнее село Федоскино. В начале XIX в. неподалеку от Федоскина в деревне Жостово появились первые расписные подносы. С тех пор производство изделий с лаковой живописью расширялось и росло.
После Великой Октябрьской социалистической революции возникают художественные промыслы с миниатюрной лаковой живописью в Палехе и Холуе (Ивановская обл.), Мегере (Владимирская обл.), которые до революции славились как иконописные центры. В последние годы лаковая живопись начинает развиваться в Свердловской области (Нижний Тагил), Узбекистане (Ташкент), Армении (Ереван), на Украине (Киев).
Материалы для производства. Для изготовления художественных изделий с лаковой живописью используют основные и вспомогательные материалы. В качестве основных материалов применяют папье-маше, сталь, листовое железо.
Лучшим сырьем для производства папье-маше считается липа. Иногда используют ель, ольху и кипа Папье-маше обладает очень высокой твердостью, напоминая этим самшит. После соответствующей обработки поверхность изделий из папье-маше приобретает красивый лакированный вид.
Из вспомогательных материалов используют лаки, краски. Лаки — это растворы твердых или жидких пленкообразующих веществ в летучих (испаряющихся) растворителях. Основное свойство лаков — способность образовывать (при нанесении тонким слоем и после высыхания) твердые, прозрачные, глянцевые или матовые, бесцветные или окрашенные пленки. Нанесенная на поверхность лаковая пленка придает изделию красивый блеск, усиливает оптический эффект живописно-красочного слоя картины, а также предохраняет поверхность изделий от влаги, пыли и преждевременного разрушения.
|
Папье-маше (отфранцузскогоpapiermachc — жеваная бумага) бумажная масса, смешанная с клеем, мелом, гипсом. Сырьем для изготовления изделии из папье-маше служит древесный макулатурный картон.
Лаки применяют при изготовлении изделий с лаковой живописью на папье-маше или металле и для покрытия большинства изделий из древесины и металла.
Краски используют масляные и темперные, а также золотой порошок, разведенный в прозрачном лаке или скипидаре. — так называеме твореное золото.
Кисти, которыми расписывают изделия, применяют главным образом беличьи.
Производство изделий. Технология изготовления лаковых изделий длительна и трудоемка. Вначале из древесного картона делают заготовки, проклеивая каждый слой (а их может быть до десяти) мучным клейстером. Затем заготовки проходят естественную сушку в течение суток. После этого их купают около 30 мин в ванне с маслом при температуре 70 °С и сушат в течение восьми — десяти дней в камерах-печах при температуре сначала от 40 до 90 "С, затем от 90 до 40 °С. Просушенные заготовки распиливают на куски, приклеивают казеиновым клеем к заготовке донце, прессуют для соединения деталей, готовят крышки, приклеивают шарниры. Чтобы придать будущему изделию определенную форму и гладкую поверхность, полученный полуфабрикат обрабатывают на шкуровальных станках. В цехе грунтовки его еще раз промасливают олифой и просушивают, шпаклюют, чтобы сравнять неровности, шлифуют водостойкой шкуркой и в таком виде направляют для лакировки. В цехе черной и светлой полировки изделия два-три раза покрывают черной эмалью, затем черным лаком, а внутри — киноварью и светлым лаком. После каждого покрытии изделие просушивают в сушильных шкафах с программным управлением и температурой 70—80 °С. Каждая просушка продолжается не менее 7 ч, а изделия сушается обычно 5—7 раз.
|
Только после такой кропотливой подготовки изделия попадают в живописный цех, где мастера-живописцы тонкими беличьими кисточками с концами тоньше игольного острия наносят на их поверхность мельчайшие мазки.
Федоскинские мастера пишут миниатюры только тонкотертыми масляными красками, а мастера-живописцы Палехского. Холуйского и Мстсрского промыслов при росписи своих изделий пользуются яичной темперой (краской, растворенной в яичном желтке с уксусом или хлебным квасом).
Классификация изделий. Художественные изделия с лаковой живописью классифицируют по применяемому материалу, назначению, тематике, народным промыслам. Каждый из промыслов имеет свой стиль росписи, свою орнаментацию и художественное оформление.
По материалу художественные изделия с лаковой живописью можно подразделить на изделия с лаковой росписью на папье-маше и на металле.
|
По назначению их можно классифицировать на предметы утилитарного назначения, декоративного характера и сувениры.
Группа утилитарных вещей включает: предметы туалета пудреницы, шкатулки и коробочки различных размеров и форм; письменные принадлежности — стаканы для карандашей и ручек, чернильные приборы, ножи для бумаги; принадлежности для курения портсигары, сигаретницы; предметы домашнего обихода — чайницы, игольницы, салфеточные кольца, подносы. К изделиям декоративного характера относят: предметы украшения интерьера — шкатулки и ларцы, настенные панно и декоративные тарелки; украшения для женщин — серьги, броши, браслеты, медальоны. В группу сувениров входят записные книжки, барельефы и другие предметы.
По тематике художественные изделия с лаковой живописью делятся на: изделия с сюжетом, отображающим современную действительность: изделия с исторической, героической и космической тематикой; изделия на тему произведений великих писателей и поэтов: изделия, воспроизводящие картины великих художников, отображающие крестьянский быт, посвященные песням и танцам; изделия с растительным орнаментом, с героями сказочно-былинного эпоса, историческими памятниками.
По художественному своеобразию росписи и орнаментации изделия с лаковой живописью делят на: федоскинские, палехские, мстерские, холуйские, жостовские, свердловские (нижнетагильские) и др.