2.1. Сюжетная композиция. Триптих.
Цель: закрепление опыта работы над серией композиций, связанных общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения; роль детали в утверждении достоверности изображения.
Задача: Создать композицию, составные части которой будут подчинены раскрытию общей идеи, и в то же время будут рассматриваться как самостоятельные.
Предлагаемое аудиторное задание: Создание трех композиций объединенных одной темой, с учетом соподчиненности частей смысловому центру композиции.
Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала, изучение материальной культуры, продолжение работы над композицией.
2.2. Сюжетная композиция на конкурсные темы.
Цель: закрепление полученных традиционных композиционных базовых законов и правил.
Задача: формирование навыков самостоятельной работы в различных жанрах композиции.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение различных заданий, определенных тематикой конкурсов, тональных и цветовых эскизов. Создание многофигурной композиции в определенном формате с учетом плановости и динамики действия.
Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала, изучение материальной культуры.
Раздел 3. Графика
3.1. Графическая композиция в городской среде.
Цель: знакомство с художественным решением городской среды.
Задача: создать графическую композицию, вписывающуюся в архитектурную среду города.
Предлагаемое аудиторное задание: создание эскиза сложной композиции, несущей эстетическую и смысловую нагрузку – фрески, сграффито.
Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
|
Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
· знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
· знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
· умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
· умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно-выразительные возможности;
· умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
· навыки работы по композиции.
Требования к уровню подготовки обучающихся
На различных этапах обучения
Год обучения
- знания:
· понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
· тональной, цветовой, линейной композиции;
· о движении в композиции;
· о ритме в станковой композиции;
· о контрастах и нюансах;
- умения:
· уравновешивать основные элементы в листе;
· четко выделять композиционный центр;
· собирать материал в работе над сюжетной композицией;
- навыки:
· владения техниками работы гуашью, аппликации, графическими техниками;
· поэтапной работы над сюжетной композицией;
· анализировать схемы построения композиций великими художниками.
Год обучения
- знания:
· понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
· о развитии пластической идеи в пространственной композиции;
|
· о трехмерном пространстве,
· о перспективе (линейной и воздушной);
· о плановости изображения;
· о точке зрения (горизонт);
· о создании декоративной композиции;
- умения:
· передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета;
· последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;
· работать над индивидуальной трактовкой персонажей;
· передавать стилистику, историческую достоверность деталей;
· трансформировать и стилизовать заданную форму;
- навыки:
· перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета;
· анализировать схемы построения композиций великих художников;
· работы с ограниченной палитрой, составление колеров;
· создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.
Год обучения
- знания:
· о пропорциях, об основах перспективы;
· о символическом значении цвета в композиции;
· о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости;
· об эмоциональной выразительности и цельности композиции;
- умения:
· ориентироваться в общепринятой терминологии;
· доводить свою работу до известной степени законченности;
· обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и животных;
· собирать дополнительный материал для создания композиции;
- навыки:
· разработки сюжета;
· использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;
· приобретение опыта работы над серией композиций.
Год обучения
- знания:
· применения основных правил и законов станковой композиции;
|
· основных пропорций фигуры человека;
· соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера;
- умения:
· выполнения живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы, включая работу с историческим материалом;
· организации структуры композиции с помощью применения; несложных композиционных схем;
- навыки:
· создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех элементов композиции основному замыслу;
· правильной организации композиционных и смысловых центров;
· создания целостности цветотонального решения листа.
Год обучения
- знания:
· законов композиции и схем композиционного построения листа;
· о плановости, перспективном построении пространства;
· о стилизации форм;
- умения:
· самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов, включая работу с историческим материалом;
· самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно решить плоскость листа;
· самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических средств – линии, пятна;
· самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;
- навыки:
· работы различными живописными и графическими техниками;
· самостоятельного изучения материальной культуры;
· применения визуальных эффектов в композиции;
· создания графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами.
Год обучения
- знания:
· особенностей композиционного построения графики малых форм;
· различных видов и конструктивных особенностей шрифта;
· по созданию оригинальной тематической шрифтовой композиции с учетом понятия цветности шрифта;
· по созданию серии композиций (триптих), объединенных одной темой, с учетом соподчиненности частей смысловому центру композиции.
- умения:
· создавать сложные художественные образы;
· создавать выразительные и оригинальные образы в малых графических формах;
· создавать композиции, наиболее полно отражающие профессиональные, любительские интересы и литературные пристрастия владельца книги при работе над экслибрисом;
- навыки:
· создания персонажей и фонов в строгом соответствии с индивидуальной характеристикой образов и материальной культурой;
· использования символов в изображении;
· создания композиции с использованием шрифта.