Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· формы и методы контроля, система оценок;
· методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
· словесный (объяснение, беседа, рассказ);
· наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
· практический;
· эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
|
Мастерская по композиции станковой должна быть оснащена удобными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
Содержание программы включает следующие разделы и темы:
· основы композиции станковой
· цвет в композиции станковой
· сюжетная композиция
· декоративная композиция
· создание художественного образа в композиции
· графика
· итоговая работа
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | |||||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудитор-ные занятия | ||||||
1 год обучения Ι полугодие | ||||||||
Раздел 1. Основы композиции станковой | ||||||||
1.1. | Вводная беседа об основных законах и правилах композиции | урок | ||||||
1.2. | Равновесие основных элементов композиции в листе | урок | ||||||
Раздел 2. Цвет в композиции станковой | ||||||||
2.1. | Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета | урок | ||||||
2.2. | Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс | урок | ||||||
Раздел 3. Сюжетная композиция | ||||||||
3.1. | Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона | урок | ||||||
1 год обучения ΙI полугодие | ||||||||
3.2. | Ритм в композиции станковой | урок | ||||||
3.3. | Композиционный центр в композиции станковой | урок | ||||||
3.4. | Выразительные средства композиции станковой | урок | ||||||
2 год обучения Ι полугодие | ||||||||
Раздел 1. Цвет в композиции станковой | ||||||||
1.1. | Ограничение цветовой палитры в живописной композиции | урок | ||||||
Раздел 2. Сюжетная композиция | ||||||||
2.1. | Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции) | урок | ||||||
2 год обучения IΙ полугодие | ||||||||
Раздел 3. Декоративная композиция | ||||||||
3.1. | Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения. | урок | ||||||
3.2. | Трансформация и стилизация изображения | урок | ||||||
3.3. | Декоративная композиция натюрморта | урок | ||||||
3.4. | Стилизация изображения животных | урок | ||||||
3 год обучения Ι полугодие | ||||||||
Раздел 1. Сюжетная композиция | ||||||||
1.1. | Пейзаж, как жанр станковой композиции | урок | ||||||
Раздел 2. Цвет в композиции станковой | ||||||||
2.1. | Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей | урок | ||||||
3 год обучения IΙ полугодие | ||||||||
Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр) | ||||||||
3.1. | Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику | урок | ||||||
4 год обучения Ι полугодие | ||||||||
Раздел 1.Создание художественного образа в композиции | ||||||||
1.1. | Композиционная организация портрета | урок | ||||||
1.2. | Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане | урок | ||||||
4 год обучения ΙΙ полугодие | ||||||||
1.3. | Иллюстрации к литературным произведениям | урок | ||||||
5 год обучения Ι полугодие | ||||||||
Раздел 1. Графика | ||||||||
1.1. | Иллюстрация к классическим произведениям русской и мировой литературы с использованием орнамента | урок | ||||||
1.2. | Графический лист с визуальным эффектом Вариант 1. Иллюстрация Вариант 2. Архитектурные фантазии | урок | ||||||
Раздел 2. Сюжетная композиция | ||||||||
2.1. | Сюжетная композиция на конкурсную тему | урок | ||||||
5 год обучения ΙΙ полугодие | ||||||||
Раздел 3. Итоговая работа | ||||||||
3.1. | Выполнение итоговой работы: Вариант 1. Книжная графика. Многофигурная композиция (3-4 фигуры). Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция (конкурсные задания). Вариант 3. Декоративный натюрморт | урок | ||||||
6 год обучения Ι полугодие | ||||||||
Раздел 1. Графика | ||||||||
1.1. | Создание сложной образной графической композиции. Вариант 1. Графический лист «Аллегория». Вариант 2. Основы мультипликации | урок | ||||||
1.2. | Графика малых форм. Вариант 1.Разработка праздничной открытки Вариант 2. Экслибрис | урок | ||||||
1.3. | Шрифтовая композиция | урок | ||||||
6 год обучения ΙΙ полугодие | ||||||||
Раздел 2. Сюжетная композиция | ||||||||
2.1. | Сюжетная композиция. Триптих | урок | ||||||
2.2. | Сюжетная композиция на конкурсную тему | урок | ||||||
Раздел 3. Графика | ||||||||
3.1. | Графическая композиция в городской среде | урок | ||||||
|
|
В данном учебном плане предлагается вариант итоговой работы (итоговая аттестация) при 5-летнем сроке реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись».
Для 6-летнего срока реализации программы образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает содержание и план выполнения итоговой работы. В разделе «Аттестация: цели, виды, форма, содержание» предложены методические рекомендации по организации и проведению итоговой аттестации учащихся.
Содержание разделов и тем. Годовые требования