Методические рекомендации по подготовке рефератов
По дисциплине «Введение в специальность»
Реферат – одна из начальных форм представления результатов исследования в письменном виде. В реферате студенты раскрывают теоретическое и практическое значение исследуемой темы, формулируют собственные выводы на основе проанализированного материала. В процессе написания реферата студенты учатся самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать существующую научную информацию.
Работу над рефератом необходимо начинать с составления перечня информативных источников, относящихся к теме исследования (законодательные и нормативно-правовые акты, монографии, научные статьи, справочная литература, статистические данные). Это позволит уже на первой стадии подготовки реферата определить предметную область и выстроить логически связный план.
Содержание реферата обычно включает как научное обоснование рассматриваемой проблемы (не более 3-4-х основных научных концепций), так и прикладное – примеры из реальной экономической и правовой практик. Реферат должен носить творческий, поисковый характер и демонстрировать владение студентом методикой научного исследования.
Прежде чем приступить к написанию текста реферата следует подготовить детальный план, отражающий внутреннее единство глав и параграфов, отвечающий требованиям логичности и смысловой завершенности. В общем виде структура реферата должна включать:
Введение (2 стр.). В этой части студент раскрывает актуальность избранной темы, определяет методологический аппарат исследования: объект, предмет, цель и задачи.
Основная часть реферата призвана освещать основные понятия и положения, связанные с исследуемой автором проблемой. Основная часть реферата выстраивается на анализе студентом теоретических, документальных и статистических источников информации, а также материалов практической деятельности.
|
Заключение (2 стр.). В финальной части реферата студент подводит итоги проведенного исследования, формулирует лаконичные ответы на поставленные во введении вопросы и обозначает их актуальность для научно-теоретической и/или научно-прикладной деятельности.
Рекомендуемый объем реферата составляет около 12 страниц (включая титульный лист и содержание, но без списка использованных источников и литературы). Оформляется реферат согласно требованиям, определенными настоящими рекомендациями.
I. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Требования к оформлению письменных работ
Независимо от типа любая письменная работа должна иметь титульный лист. Научные работы, имеющие выделенную структуру (главы, параграфы), также должны сопровождаться оглавлением с указанием страниц. Образец титульного листа и оглавления приводится в Приложениях 1 и 2.
Текст работы выполняется на белой стандартной бумаге формата А4 (210 х 297 мм). Работа печатается через 1,5 интервала компьютерного текста при размере шрифта 14 Times New Roman.
При написании текста поля должны оставаться по всем четырем сторонам листа. Размер левого поля – 30 мм, правого – 15 мм, верхнего и нижнего – 20 мм.
Текст работы должен подразделяться на главы, которые нумеруются арабскими цифрами. После номера главы ставится точка. «ВВЕДЕНИЕ» и «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» не нумеруются как главы.
|
Номер соответствующей главы ставится на странице в начале заголовка. В тексте работы параграфы не отделяются друг от друга и продолжаются на той же странице
Заголовки глав, а также слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ» располагаются посредине строки без точки в конце и печатаются прописными буквами жирным шрифтом.
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине нижнего поля страницы. Страницы текста следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.
Правила написания буквенных аббревиатур
В тексте научной работы кроме общепринятых буквенных аббревиатур могут быть использованы вводимые автором буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знаний. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.
Правила написания формул, символов
Формулы располагаются отдельными строками в центре листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках.
Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в работе. Порядковые номера формул обозначаются арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. Пояснение символов, числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Пример оформления формул представлен в Приложении 3.