Гаршин Всеволод Михайлович (1855 – 1888)




Литература:

Бялый Г. А. Всеволод Михайлович Гаршин. Л., 1969.

Латынина Л. Н. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба. М., 1986.

Порудоминский В. И. 1) Гаршин. М., 1962 (сер. ЖЗЛ); 2) Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина, М., 1987.

Современники о В. М. Гаршине. Саратов, 1977.

Короленко В.Г. Вс. М. Гаршин. Послн собр соч. Т.8.

 

Русский писатель, критик. Родился 2 (14) февраля 1855 в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губ. в семье дворян, ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Отец был офицером, участвовал в Крымской войне 1853–1856. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х годов.

В 1874 Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. В основу его первого сатирического очерка Подлинная история Энского земского собрания (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.

В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877, Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне Четыре дня (1877), который Гаршин написал в госпитале. После его публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России.

Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли писатели круга «Отечественных записок» – М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.И.Успенский и др. В 1878 Гаршин был произведен в офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учебу как вольнослушатель Петербургского университета.

Война наложила глубокий отпечаток на восприимчивую психику писателя и его творчество. Простые в фабульном и композиционном отношении рассказы Гаршина поражали читателей предельной обнаженностью чувств героя. Повествование от первого лица, с использованием дневниковых записей, внимание к самым болезненным душевным переживаниям создавало эффект абсолютной тождественности автора и героя. В литературной критике тех лет часто встречалась фраза: «Гаршин пишет кровью». Писатель соединял крайности проявления человеческих чувств: героический, жертвенный порыв и осознание мерзости войны (Четыре дня); чувство долга, попытки уклонения от него и осознание невозможности этого (Трус, 1879). Гаршин все описывает с необычайной натуральностью. Уже в этих произведениях писатель заявляет и себе как о мастере психологического рассказа. Зло, причиняемое войной, имеет самые разные проявления: 1)война нарушает привычный ход жизни, обрекает на одиночество калек у, вернувшегося с фронта; 2) она заставляет отказаться от личной воли и подчиняться воле масс; 3) война признает естественность и неизбежность убийства.

Беспомощность человека перед стихией зла, подчеркнутая трагическими финалами, становилась главной темой не только военных, но и более поздних рассказов Гаршина. Например, рассказ Происшествие (1878) – это уличная сценка, в которой писатель показывает лицемерие общества и дикость толпы в осуждении проститутки.

Даже изображая людей искусства, художников, Гаршин не находил разрешения своим мучительным душевным поискам. Рассказ Художники (1879) проникнут пессимистическими размышлениями о ненужности настоящего искусства. Его герой, талантливый художник Рябинин, бросает живопись и уезжает в деревню, чтобы учить крестьянских детей.

В рассказе Attalea princeps (1880) Гаршин в символической форме выразил свое мироощущение. Свободолюбивая пальма в стремлении вырваться из стеклянной оранжереи пробивает крышу и погибает. Романтически относясь к действительности, Гаршин пытался разорвать заколдованный круг жизненных вопросов, но болезненная психика и сложный характер возвращали писателя в состояние отчаяния и безысходности.

Это состояние усугублялось событиями, происходившими в России. В феврале 1880 революционер-террорист И.О.Млодецкий совершил покушение на главу Верховной распорядительной комиссии графа М.Т.Лорис-Меликова. Гаршин как известный писатель добился у графа аудиенции, чтобы просить о помиловании преступника во имя милосердия и гражданского мира. Писатель убеждал высокого сановника в том, что казнь террориста только удлинит цепочку бесполезных смертей в борьбе правительства и революционеров. После казни Млодецкого у Гаршина обострился маниакально-депрессивный психоз. Не помогло путешествие по Тульской и Орловской губерниям. Писателя поместили в Орловскую, а затем в Харьковскую и Петербургскую психиатрические лечебницы.

После относительного выздоровления Гаршин долгое время не возвращался к творчеству. В 1882 вышел его сборник Рассказы, который вызвал в критике жаркие споры. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. Народники использовали творчество писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент.

В августе-сентябре 1882 по приглашению И.С.Тургенева Гаршин жил и работал над рассказом Из воспоминаний рядового Иванова (1883) в Спасском-Лутовинове.

Зимой 1883 Гаршин женился на слушательнице медицинских курсов Н.М.Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог. Много душевных сил писатель потратил на рассказ Красный цветок (1883), в котором герой ценой собственной жизни уничтожает все зло, сконцентрированное, как рисуется его воспаленному воображению, в трех цветках мака, растущих на больничном дворе.

«Красный цветок» – это рассказ-аллегория. Главный герой попадает в сумасшедший дом. В произведении можно выделить два плана: реалистический (описание сумасшедшего дома, где находился сам Гаршин) и фантастический, мир, в котором живет герой, человек самоотречения, решивший спасти мир от зла. Его мир населен образами, которые не видят остальные. С самого начала рассказа подчеркивается незаурядность героя: он обладает космическим масштабом чувств и устремлений. Героя усматривает в своем пребывании в клинике чью-то высшую волю, чтобы он мог достичь великой цели – искоренить зло. Эту цель может исполнить только он один, поскольку никому другому это не под силу. Красный цветок воплощает в себе все зло мира. Этот цветок представляется герою таинственным существом, божеством тьмы, противопоставленным Богу. Красный цвет преследует героя (грязно-красные стены в ванной, халат с красными полосками, колпак с красным крестом, ссадина на голове, цветок) – это цвет крови и страданий, с другой стороны – это искупление человеческих грехов кровью Христа. В финале мысль об избранничестве героя звучит открыто. Решившись на борьбу, он смотрит на звезды, ему кажется, что они сочувствуют ему. «Я иду к вам», – говорит он, глядя в небо. Герой словно возвращается оттуда, откуда был послан.

Герой умирает, когда уничтожает последний красный цветок. В произведении прослеживает мысль писателя о том, что в мире такие ценности как свобода и добро победить не могут, но воля к ним оказывается условием существования личности.

В последующие годы Гаршин стремился к упрощению своей повествовательной манеры. Появились рассказы, написанные в духе народных рассказов Толстого, – Сказание о гордом Аггее (1886), Сигнал (1887). Детская сказка Лягушка - путешественница (1887) стала последним произведением писателя.

Умер Гаршин в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1888.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: