Виды либерализма установленные Б.Н. Чичериным




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «ПОЛИТОЛОГИЯ»

на тему:

 

«Чичерин Б.Н. “О политике”»

Выполнил:

студент группы ГМУ-31 В.С. Трунина

 

Проверил:

преподаватель Р.В. Шмаков

 

г. Коломна

Содержание

Введение……………………………………………………………......3

1. Виды либерализма установленные Б.Н. Чичериным.….5

2. Сущность государства по Чичерину…………………….9

3. Эволюция взглядов Б.Н. Чичерина……………………..12

Заключение…………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………………15

 

 

Введение

 

Б. Н. Чичерин – либерал, активный сторонник введения Конституции в России и расширения гражданской самостоятельности.

Борис Николаевич Чичерин является одним из наиболее сильных и многогранных русских мыслителей второй половины XIX в. Он с полным правом может считаться основателем политической науки в России.

Право, по Чичерину, составляет неотъемлемую принадлежность всех обществ. По существу, право есть взаимное ограничение свободы под общим законом, утверждал Чичерин. Субъективное право — это законная свобода человека что-либо делать или требовать; объективное право — закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения, писал Чичерин, неразрывно связаны, поскольку свобода выражена в форме закона, закон же имеет целью признание и определение свободы — "источник права не в законе, а в свободе".

Его «История политических учений» все еще остается наиболее глубоким исследованием этого вопроса не только в российской, но, пожалуй, и в мировой науке. Разработке ключевых идей политико-философского учения Чичерин посвятил свои основные труды такие как: «О народном представительстве», «Собственность и государство» в двух томах, трехтомный «Курс государственной науки». Политико-философское учение развивается также в его исследованиях по истории и праву России, развивается оно и в многочисленных обстоятельных статьях Чичерина по тем или иным вопросам текущей российской политики.

Сейчас Чичерин стал восприниматься как один из крупнейших российских теоретиков либерализма, развивающий идею «глубокого» либерализма, не «поверхностного», имеющего весьма упрощенные представления о природе общества и государства, по преимуществу «экономического» с весьма недалекими представлениями о человеке, его

 

ценностях и смыслах бытия. В основе политико-философского учения Бориса Чичерина лежит идея личности, ее достоинства и ее свободы. Все сложное здание общественных наук, учение о государстве, считает Чичерин, должно строиться на этом фундаменте.

 

 

Виды либерализма установленные Б.Н. Чичериным

Теоретическим обоснованиям проблем становления свободы, личностного начала на российской почве, в их сочетании с другими вечными началами общественной жизни, с порядком, с собственностью, с правом, с нравственностью, с государством Чичерин посветил всю свою жизнь. Ему принадлежит роль основателя концепции "охранительного либерализма", или либерального консерватизма, которая, по выражению П. Струве, "сразу же отлилась в какую-то крепкую и твердую форму, гармонично сочетая в одном лице идейные мотивы либерализма и консерватизма".[1]

Деятельность Б.Н. Чичерина начиналась в эпоху истории русского либерализма, он верил в преобразования социально-политического строя России, начатые после Крымской войны по инициативе "сверху” царем-реформатором Александром II. Теоретическим обоснованиям проблем становления свободы, личностного начала на российской почве, в их сочетании с другими вечными началами общественной жизни, с порядком, с собственностью, с правом, с нравственностью, с государством Чичерин посветил всю свою жизнь.

Чичерин различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный, охранительный.

"Уличный либерал, — писал он, — не хочет знать ничего, кроме собственного своеволия... Он жадно сторожит каждое буйство, он хлопает всякому беззаконию, ибо само слово закон ему ненавистно... Он готов стереть с лица земли всякого, кто не разделяет его необузданных порывов....Отличительная черта уличного либерала та, что он всех своих противников считает подлецами....Тут стараются не доказать, а отделать, уязвить или оплевать".[2]

Второй вид либерализма, по Чичерину, — оппозиционный, в котором нет требования позитивных действий, а присутствует только "наслаждение самим блеском оппозиционного положения". "Оппозиционный либерализм понимает свободу с чисто отрицательной стороны. Отменить, разрушить, уничтожить — вот вся его система", — писал Чичерин. Верх благополучия оппозиционного либерализма, по его мнению, — "освобождение от всяких законов, от всяких стеснений. Этот идеал, неосуществимый в настоящем, он переносит в будущее, или же в давно прошедшее". С помощью нескольких категорий-ярлыков этот вид либерализма, замечал Чичерин, судит обо всех явлениях общественной жизни. "Похвалу означают ярлыки: община, мир, народ, выборное начало, самоуправление, гласность, общественное мнение и т.п.". Кроме того, "постоянная оппозиция неизбежно делает человека узким и ограниченным. Поэтому, — писал Чичерин, — когда наконец открывается поприще для деятельности, предводители оппозиции нередко оказываются неспособными к правлению, а либеральная партия, по старой привычке, начинает противодействовать своим собственным вождям, как скоро они стали министрами".

Позитивный смысл свободе может придать, по убеждению Чичерина, только либерализм охранительный. Необходимо действовать, "понимая условия власти, не становясь к ней в систематически враждебное отношение, не предъявляя безрассудных требований, не сохраняя беспристрастную независимость". Власть и свобода нераздельны так же, как нераздельны свобода и нравственный закон. Сущность охранительного либерализма состоит, согласно концепции Чичерина, "в примирении начала свободы с началом власти и закона". В политической жизни лозунг охранительного либерализма означает: "Либеральные меры и сильная власть, — либеральные меры, предоставляющие обществу самостоятельную деятельность, обеспечивающие права граждан, — сильная власть, блюстительница государственного единства, связующая и сдерживающая общество, охраняющая порядок, строго надзирающая за исполнением закона, внушающая гражданам уверенность, что во главе государства есть твердая рука и разумная сила".

Ученый выступал против уравнения имущественного положения граждан. Если формальное равенство (равенство перед законом) составляет требование свободы, то материальное равенство (равенство состояний) свободе противоречит. Поскольку материальные и умственные силы, способности людей не равны, то и результаты их деятельности не могут быть одинаковы. Свобода, утверждал Чичерин, необходимо ведет к неравенству состояний. Уничтожить неравенство, замечал он, можно, только подавив свободу и превратив человека в орудие государственной власти, которая, налагая на всех общую мерку, может, конечно, установить общее равенство, но равенство не свободы, а рабства.

Он разработал оригинальную естественно-правовую концепцию европейского уровня. Оригинальность концепции Чичерина заключается, прежде всего, в системной взаимосвязанности всех ее элементов, в связи, с чем устраняются противоречия между позитивным и идеальным правом. Гражданская свобода и политическая свобода рассматривались им как две различные, но взаимообусловленные формы свободы лица, причем политическая свобода оценивалась им как необходимый фактор обеспечения индивидуальной свободы лица. В целом, политико-правовое учение Чичерина, поддержанное другим буржуазным либералом КД. Кавелиным, является специфичной разновидностью консервативного либерализма, особенностями которого, в отличие от воззрений западноевропейских либералов, является признание исторической и нравственной роли государства в развитии и обеспечении свободы личности.

Используя государственную власть, ее законодательную деятельность в качестве "рационального средства" их водворения, Чичерин определил меру и границы ее усиления и ослабления с учетом особенности русского самодержавия.

Именно в этой форме в 50-60-е годы XIX века либерализм утверждался в своем истинном значении как традиция на русской почве, а консерватизм выступал важнейшим тактическим средством его реализации в жизнь с учетом специфики и условий русской государственности и власти.

 

Сущность государства

Сущность государства, по Чичерину, определяется следующими признаками и чертами. Согласно его концепции, государство представляет "организацию народной жизни, сохраняющуюся и обновляющуюся в непрерывной смене поколений. Государство есть союз, союз целого народа, имеющего свою территорию, единый закон. В нем народ становится юридическим лицом. Оно управляется верховной властью, его целью является всеобщее благо”. Государство образуется как результат общей воли и высшего политического сознания народа, способного "разумно и добровольно подчиняться верховной власти и поддерживать ее всеми силами".[3]

Образованный союз как органическое единство семейного, гражданского, церковного возникает на основе естественного закона, связывающего личную свободу с природой человека. При этом свобода ограничивается на столько, "на сколько она способна сочетаться с органическим началом". В этом смысле полное совпадение народности и государственности не обязательно может выражать закон образования государственной жизни. Законом образования государственной жизни, по Чичерину, можно считать только прирожденные права человека, составляющие "идеал личной свободы, а не настоящую норму жизни", что неприемлемо для народности.

Поэтому образование государства не совпадает с народностью, ибо "не всякий народ способен устроить из себя государство", а только тот, кто, во-первых, способен к государственной жизни и проявляет уважение к законному народу, во-вторых, кто призван быть историческим деятелем, в-третьих, кто приобрел независимость и обладает действительной силой, чтобы ее отстоять; в-четвертых, кто обладает умением организовать народную волю в законную верховную власть.

Сущность политического союза (государства) Чичерин рассматривает в соотношении с гражданским обществом, под которым он понимает "совокупность отношений, принадлежала к частной сфере и определяемых частным правом". Противопоставляя государство гражданскому обществу, либерал Чичерин пытается устранить всякого рода "туманные представления", посредством которых некоторые исследователи "стараются устранить самостоятельное значение лица"[4].

Государство и гражданское общество - два противоположных, но "равно необходимых элемента человеческого сожительства". Это особый мир человеческих отношений: с одной стороны, люди являются носителями частных отношений, с другой, членами общего духовного сожительства, всегда должны существовать, не уничтожая друг друга. Без первых исчезает самостоятельность, следовательно, и свобода лица, без последних исчезает единство[5]. Государство как вершина общественного здания, опирающееся на гражданское общество и зависимое от него, сводит все самостоятельные индивидуальные потребности и интересы (материальные, духовные, научные) к высшему органическому единству.

Мысли Чичерина о зависимости и опоре государства на гражданское общество не совпадают с гегелевским пониманием отношений государства и гражданского общества. По Гегелю, гражданское общество как сфера частной собственности и индивидуальных интересов корпораций, общин, сословий должно быть подчинено интересам государства.

Чичерин, в отличие от Гегеля, склонен усилить в системе этих отношений элемент частного, делая его, в сущности, автономией, независимой сферой от государственной власти и от политических целей. "Подлинным выражением юридических начал, без всякой посторонней примеси, является право частное, или гражданское. Здесь человек представляется как свободное, самостоятельное лицо, которому присваивается известная область материальных отношений и которое состоит в определенных юридических отношениях к другим таковым же лицам. По самой природе этих отношений, в этой сфере господствует индивидуализм, здесь находится главный центр человеческой свободы"[6].

Эта теоретическая установка Чичерина полностью соответствовала общим принципам либерализма, согласно которым "право первого типа (частное) считалось правом по преимуществу". На эту особенность теоретической установки обратил внимание А. Валицкий, полагая, что "последовательное проведение принципа логического и аксиологического приоритетов правозаконности над сферой политики привело русских либералов к противостоянию любым проявлениям юридического позитивизма и, в той или иной мере, к реабилитации основных идей естественного права. По своей сущности, - заключает он, - это было нечто новое в европейской философии права того времени".

Таким образом, согласно юридической концепции устройства политического союза Чичерина, в государстве, основанном на юридических нормах, вытекающих из человеческого разума, правды и справедливости, призванных служить мерилом и руководством для позитивного законодательства, человек остается свободным. Такое государство, не преступая границы гражданского общества, берет на себя обязанности обеспечения безопасности, защиты прав и свобод личности, гражданина. Руководящим принципом его государственной политики становится не стремление к казарменным идеалам все нивелирующей централизации, а к разумно-полезному общему благу. В таком государстве исключаются подавление просвещения и связанного с ним свободомыслия, вмешательство в область верований, насильственная ассимиляция подвластных народностей господствующей национальностью, вторжение в область собственности и стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: