Эволюция взглядов Б.Н. Чичерина




 

Внимательное изучение эволюции взглядов Б.Н. Чичерина приводит к пониманию того, что здравый смысл, основанный на блестящем знании исторической обстановки и состояния общественного духа российского народа, подсказывал каждый раз меру реализации свободы, возможной при данных конкретно исторических условиях России. И если мерить мерками "больше", "меньше" или "совсем нет" либерализма в концептуальном содержании чичеринского либерализма, то можно дойти до абсурда. Чичерин был решительный сторонник разумной умеренности, противник односторонности, крайности и сиюминутных необдуманных решений, никогда не стремился считать созревшим то, что не созрело.

Чичерин хорошо понимал, что строительство новой государственности таит в себе опасность породить разнузданность страстей и анархию интересов, что немедленно бы привело к торжеству реакции, "которая могла уничтожить не только едва зародившуюся политическую свободу, но и юные преобразования, не успевшие еще упрочиться в народной жизни". К счастью, Россия избежала такого кризиса, ибо это понимали и "верхи". По выражению Чичерина, "державная рука сохранила свое собственное произведение", новые преобразования сделались неотъемлемою принадлежностью народной жизни”. В других своих произведениях, в частности, в "Собственность и государство", он объясняет причину трудности водворения свободы, по сравнению с Западной Европой, тем, что на Западе общественное устройство устанавливается само собой, а в России это привносится государством "сверху". Отсюда упрочить свободу в обществе, привыкшем единственно к власти, где к тому же "свобода проявляется еще своим первым младенческим лепетом и совершает свои первые робкие шаги... составляет одну из самых трудных исторических задач"[7].

Но уже позже, в одной из последних своих работ - “Россия накануне двадцатого столетия”, Чичерин, уделяя большое внимание анализу основных этапов развития либерализма в России. Он писал: “Самодержавная власть превратилась в игралище личных интересов самого низменного свойства.… Оставаться при нынешнем близоруком деспотизме, парализующем всенародные силы нет возможности… Русский народ должен быть призван к новой жизни утверждением среди него начал свободы и права. Неограниченная власть, составляющая источник всякого произвола, должна уступить место конституционному порядку, основанному на законе…необходимо, чтобы произвольная власть заменилась властью, ограниченною законом и обставленною независимыми учреждениями. Здание, воздвигнутое Александром II, должно получить свое завершение; установленная им гражданская свобода должна быть закреплена и упрочена свободою политической. Рано или поздно, тем или другим путем это свершится, но это непременно будет, ибо это лежит в необходимости вещей. Сила событий неотразимо приведет к этому исходу. В этом состоит задача двадцатого столетия”[8].

Эволюцию взглядов Чичерина, поэтому и другим вопросам хорошо знали многие приверженцы и последователи его либеральных идей. В частности, П.Б. Струве, хорошо изучивший творчество Чичерина. Вот что он писал о нем: "Сначала сторонник подавляющей государственной власти в России и ее орудий, защитник самодержавия и сословного строя, он стал под конец жизни в качестве окончательно укрепившегося в своей позиции идеалиста и умудренного опытом политика решающим врагом русского самодержавия и сословных привилегий"[9].

 

Заключение

И при жизни и после смерти влияние идей Чичерина на российское общество было довольно значительным, при этом повышенный интерес к Чичерину и его теоретическому наследию неизменно возникал именно на переломных этапах российской истории: так было в эпоху Великих реформ Александра II, так было в канун революции 1905 года, так было и после революционных событий 1917 года. Наследие Б.Н. Чичерина востребовано и актуально.

В центре концепции Чичерина — личность со своими правами и свободами. Он провозгласил принцип: "Не лица для учреждений, а учреждения для лиц". Только в обществе, замечал ученый, человек может реализовать все свои способности, входя по своему усмотрению в тот или иной общественный союз. Вслед за Гегелем Чичерин отмечал, что первой ступенью человеческого общежития, логическим переходом от личного права к общественному является семья

Подводя итоги, можно вывести ряд наиболее важных особенностей, характеризующих русский либерализм XIX века. Это: отсутствие у него прочной социальной базы; антидемократический характер; принцип монархизма; сильное и ярко выраженное консервативное начало - либерализм выступал за сохранение старых учреждений, которые не утратили своей ценности и значимости служить обществу; убежденность в твердой силе государственной власти; отсутствие в первоначальный период гражданских свобод в российском обществе, умеренная защита прав личности; стирание граней между либерализмом и социализмом, соединение либерализма с демократией к концу XIX века. Перечисленные выше особенности, однако, не исчерпывают собою все те отличия, которые были свойственны именно русской либеральной мысли до начала XX века.

 

 

Список литературы

1. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов начала XX в. / А. Валицкий // Вопросы философии, 1991 № 8 С.30 - 38.

2. Величко А.М. Учение Б.Н. Чичерина о праве и государстве /А.М. Величко СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1995. С. 25.

3. Гегель Г. В.Ф. Философия права / Г. В.Ф. Гегель М 1990. С.330.

4. Струве П.Б. Б.Н. Чичерин. Некролог / П.Б. Струве // Освобождение, 1904 № 18 С.42.

5. Чижков С.Л. Б.Н. Чичерин: эволюция либерала / С.Л. Чижков // Полигнозис, 2009 №4 С.34-49.

6. Чижков С.Л. Источник и смысл права. Б.Н. Чичерин о взаимосвязи свободы, нравственности и права / С.Л. Чижков // Нотариальный вестник, 2010 №9 С.29-38.

7. Чижков С.Л. Либерализм и идея права у Бориса Чичерина / С.Л. Чижков // Сравнительное конституционное обозрение, 2009 №1 С.182-199.

8. Чижков С.Л. Охранительный либерализм Б.Н. Чичерина и проблема соотношения свободы, порядка и права / С.Л. Чижков // Право и политика, 2009 №10 С.2550-2557.

9. Чижков С.Л. Учение Чичерина о личности и свободе / С.Л. Чижков // Полигнозис, 2009 №3 С.37-49

10.Чичерин Б.Н. Собственность и государство.

11. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч.3.


[1] Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов начала XX в. / А. Валицкий // Вопросы философии, 1991. - № 8. - С.30 - 38.

[2] Чижков С.Л. Либерализм и идея права у Бориса Чичерина / С.Л. Чижков // Сравнительное конституционное обозрение, 2009 №1 С.182-199.

[3] Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч.3.

[4] Чичерин Б.Н. Собственность и государство.

[5] Чичерин Б.Н. Собственность и государство.

[6] Гегель Г. В.Ф. Философия права / Г. В.Ф. Гегель М 1990. С.330.

[7] Чичерин Б.Н. Собственность и государство.

[8] Чижков С.Л. Б.Н. Чичерин: эволюция либерала / С.Л. Чижков // Полигнозис, 2009 №4 С.34-49.

[9] Струве П.Б. Б.Н. Чичерин. Некролог / П.Б. Струве // Освобождение, 1904 № 18 С.42.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: