Рыночное и государственное регулирование международных валютно-кредитных отношений




 

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений.

Государство издавна вмешивалось в валютные отношения вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. С отменой золотого стандартов 30-х годах ХХ в. перестал действовать механизм золотых точек как стихийный регулятор валютного курса.

Рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика - совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями.

Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.

Обоснованием валютной политики служит определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством - совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями - двухсторонними и многосторонними - между государствами по валютным проблемам.

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование и регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное - с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках развивающихся стран.

Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. Регулирование валютных отношений включает несколько уровней:

частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;

национальное государство (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля);

на межгосударственном уровне.

Органом межгосударственного регулирования является МВФ, а с середины 70-х годов стали также регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников. С1993 года Россия также участвует в этих совещаниях.

Основные причины регулярных встреч на высшем уровне кроется в интернационализации хозяйственных связей, нестабильности и неравномерности экономического и политического развития стран, партнерстве, противоречиях. Постоянные консультации глав государств преследуют цель выработать единую экономическую и политическую стратегию.

Одной из форм валютных ограничений, широко применяемых капиталистическими странами, являются количественные ограничения импорта и экспорта.

Валютные ограничения в экономике капиталистических государств и в отношениях между этими государствами выполняют двойственную, противоречивую роль.

С одной стороны, они служат двойственным средством выравнивания платежных балансов, поддержания курсов национальных валют и концентрации в руках государства золотых и валютных ресурсов. Так как валютный контроль ограничивает доступ иностранных товаров и капиталов на рынок данной страны, он защищает национальный рынок от экономической экспансии других государств, способствует росту национального производства.

С другой стороны, валютные ограничения способствуют развитию предприятий, не зависимых от импортного сырья и работающих на внутренний рынок. Однако вследствие того, что другие страны также их применяют, валютные ограничения служат существенным препятствием для проникновения монополий на рынки других стран.

Отсутствие правительственных валютных ограничений является одним из условий, дающих возможность другим государствам осуществлять неэквивалентный товарообмен и систематически сводить платежный баланс в расчетах с развивающимися странами с активным сальдо, а, следовательно, поддерживать постоянную финансовую зависимость этих стран от монополий других государств. Поэтому правящие круги промышленно развитых государств, испытывающие потребность в расширении внешних рынков сбыта, в большей мере заинтересованы в отмене или в ослаблении валютных ограничений, чем в их применении. Вводя валютные ограничения, они всегда рассматривают их как вынужденную меру и стремятся при первой возможности ликвидировать их, причем не только у себя, но ив других странах.

Целесообразность установления свободной обратимости валют или применения валютных ограничений определяется для каждого государства в тот или иной момент состоянием его экономики и внешних расчетов. Для промышленно развитых стран в зависимости от состояния экономики и позиций на мировом рынке в один период свободная обратимость их валют может быть экономически целесообразной, в другой - наоборот, она не даст для экономики ничего, кроме вреда.


Заключение

 

Международные валютные отношения - совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда (МРТ), формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.

Участники и институты валютно-кредитных отношений образуют валютную систему. В настоящее время функционируют Ямайская и Европейская валютная системы.

Международные валютно-кредитные отношения регулирцются государством и рынком. Эти два вида регулирования дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений.


Источники

 

1. www.enq.ru

2. www.jurprom.ru

3. www.mx4.ru

4. www.retailer.ru

5. www.top-management.ru

6. Мовесян А.Г., Огнивцев С.Б. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 312 с. - (Серия "Высшее образоание")

7. Свиридов О.Ю. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения.100 экзаменационных ответов: Учебное пособие. - Москва: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. - 304с.

8. Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с. ил. - (Серия "Учебники для вузов")

9. Щегорцов В.А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 060600 "Мировая экономика" и 060400 "Финансы и кредит" / В.А. Щегорцов, В.А. Таран; Под ред. В.А. Щегорцова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 528 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: