В предыдущих главах были разъяснены достоинства слов Единобожия “Ля иляhа илля-Ллаh”, и эти слова – лучшее, чем люди могут поминать своего Господа, и самое достойное, что произносят их языки. Эти слова имеют легкое произношение и великий смысл, и потребность рабов в них является самой большой, и необходимость в них является самой великой. Более того, потребность и необходимость в данных словах больше, чем потребность и необходимость в еде, питье, одежде и других делах. И когда у людей, более того – у всего мира – появилась необходимость в “ля иляhа илля-Ллаh”, у которой нет ни конца, ни границ, то эти слова - легкие по произношению, великие по смыслу и имеющие самое почетное место – стали самым распространенным зикром (поминанием). Но несмотря на все это, некоторые простолюдины и невежды отходят от этих слов и предаются нововведенческим призывам и придуманным азкарам (поминаниям), которых нет ни в Коране, ни в Сунне, и которые не передаются ни от одного от праведных предшественников.
Из числа этого: то, что делают некоторые последователи суфизма в своих азкарах, когда они поминают, ограничиваясь только одним именем, говоря “Аллах, Аллах”, и многократно повторяют его. И, быть может, некоторые из них заменяют имя Аллаха на многократное повторение местоимения “Он”. Некоторые из них проявляют в этом чрезмерность и вводят поминание слов “ля иляhа илля-Ллаh” для основной массы людей, и повторение только одного имени (т.е. “Аллах”) для некоторых групп людей, и повторение местоимения “Он” для еще меньшей группы людей. Быть может, что некоторые из них говорят: “Слова “Ля иляhа илля-Ллаh” – для верующих, “Аллах” – для знающих, а “Он” – для тех, в ком воплотились все условия”. Таким образом, они превозносят поминание только одного имени и поминание местоимения над словами Единобожия, которые посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) описал, как наилучшее поминание, и то, что эти слова – лучшее, что говорил он (саля Ллаху `алейхи ва салам) и посланники до него, и ранее уже приводились значения некоторых хадисов, указывающих на это. И все это вместе с тем, что поминание, произнося только “Аллах” или “Он” не узаконено в Коране или в Сунне и не передается от кого-либо из праведных предшественников. Люди произносят такие зикры лишь из-за заблуждения поздних поколений, без всякого довода и доказательства.
|
Шейх аль-Ислям ибн Теймия опроверг утверждения этих людей в защиту данного придуманного зикра и разъяснил недействительность того, что люди цепляются за данные утверждения с целью подкрепить свою точку зрения, сказав: “Может быть так, что некоторые из авторов упомянули это с целью возвеличивания и иногда использовали в качестве довода свои страсти, иногда свое мнение, а иногда ложное сообщение, как, например, передают некоторые, что пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) обучил Али ибн Абу Талиба говорить “Аллах, Аллах, Аллах”, и сказал это трижды, а затем приказал это Али, и он сказал это трижды”. И этот хадис мавдуъ (ложный, сочиненный)по единогласному мнению знатоков хадисов, и пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) обучал только тем зикрам, которые передаются от него, и самым главным зикром являются слова “ля иляhа илля-Ллаh”. Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) предложил произнести их своему дяде Абу Талибу, который находился при смерти, сказав : “О дядя, скажи “«Ля иляhа илля-Ллаh»” – слова, посредством которых я буду заступаться за тебя перед Аллахом”, и сказал: “Поистине, я действительно знаю такие слова, что если раб произнесет из перед своей смертью, то найдет его душа в них покой”, и также сказал: “Тот, чьи последние слова были “Ля иляhа илля-Ллаh”, войдет в Рай”. Также он (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: “Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, и станут совершать намаз и выплачивать закят. Если же они станут делать это, то защитят от меня их жизнь и имущество, если только Ислам не предоставит мне право на них, а счет им будет предъявлен Аллахом”, и подобных хадисов большое количество.
|
Затем сказал: “А что касается зикра одним именем (Аллах), то это не установлено, и нет шариатских доводов, указывающих на желательность этого. А что касается слов Аллаха: "Скажи: "Аллах", затем оставь их". (Ан’ам:91), то некоторые ошибившиеся из числа поклоняющихся считают, что здесь подразумевается это имя (т.е. что здесь довод на разрешение зикра словом “Аллах”). Это - явная ошибка. Если бы они поразмыслили над теми аятами, которые пришли перед этим, то стал бы ясным для них смысл.
Сказал Аллах: "Они не оценили Аллаха должным образом, когда сказали: "Аллах ничего не ниспосылал человеку". Скажи: "Кто же ниспослал в качестве света и верного руководства для людей Писание, с которым пришел Муса (Моисей), и которое вы превратили в отдельные листы, показывая некоторые из них и скрывая многие другие? А ведь вас обучили тому, чего не знали ни вы, ни ваши отцы". Скажи: "Аллах". Затем оставь их забавляться собственным празднословием". (Ан’ам: 91).
|
Иными словами, скажи: “Аллах ниспослал Книгу, с которой пришел Муса”. И это полная речь, это именное предложение, состоящее из мубтады (подлежащего) и хабара (сказуемого). Здесь хабар (сказуемое) удален для вопроса на ответ, и это общее правило, принятое в арабской речи.
Далее шейх упомянул примеры этого, сказав: "И стало ясным посредством шариатских доводов, что это не является желательным - т.е. зикр (поминание) одним именем без полной речи. И также, посредством логических доводов становится ясно, что поминание одним именем (Аллах) не придает веры или неверия, правильного руководства или заблуждения, знания или невежества".
Он также сказал, что ученые арабского и остальных языков единогласны, что не является правильным ограничиваться только на одном имени. Это не будет ни полным предложением, ни полезной речью.
И если человек повторит имя Аллаха хоть тысячу раз, то он не станет верующим, и не заслужит ни вознаграждения от Аллаха, ни Его Рая. Поистине, неверующие из всех религий поминают имя Аллаха (т.е. ограничиваясь поминанием только имени), и нет разницы, заявляют ли они о Его Единственности или нет, до такой степени, что если им будет велено помянуть Его, как в словах Аллаха: “А то, что они поймали для вас, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах скор в расчете”. (Аль-Маида: 4).
“Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха…”. (Аль-Ан’ам: 121).
“Славь имя Господа твоего Всевышнего”. (Аль-А’ля: 1).
“Прославляй же имя Великого Господа твоего!”. (Аль-Ваки’а: 74).
В вышеприведенных аятах имя Аллаха упоминается в полной речи, подобно тому, как сказать “С именем Аллаха” или “Пречист мой Возвышенный Господь, пречист мой Великий Господь”. Никогда не было узаконенным поминать только одно имя Аллаха, и не достигается этим ни подчинение Его повелениям, ни дозволенность того, что было убито на охоте, ни заколотое мясо и так далее”.
Также он сказал: “Таким образом мы доказали, что упоминание только одного имени Аллаха не является желательным, не говоря уже о том, чтобы это было поминанием отдельной группы людей, и еще дальше от этого упоминание имени Аллаха в третьем лице (“хува” – Он). Поистине, по своему смыслу это поминание не указывает конкретно на кого-либо, оно лишь соответствует тому, как его толкует поминающий человек. Таким образом, смысл такого поминания соответствует намерению и цели того, кто его произносит”
Также он сказал в другом месте: “Поминание имени Аллаха в форме третьего лица еще дальше от Сунны, входит в число нововведений и является обманом шайтана…”.
Также он сказал: “Здесь подразумевается то, что узаконено поминать имя Аллаха только в полном по смыслу предложении, и это то, что называется речью (Речь в арабском языке – то, что произносится языком, состоит более, чем из двух слов, имеет смысл и соответствует тому, что принято у арабов) и это то, что приносит пользу для сердец, и достигается посредством этого награда от Аллаха, а также близость к Нему, Его познание, любовь к Нему, страх и подобно этому из числа возвышенных целей и высоких стремлений. Что касается ограничения на одном лишь имени Аллаха, будь это явно или скрыто (т.е. в третьем лице), то этому нет основы, не говоря уже о том, чтобы это было поминанием для знающих людей и других групп. Наоборот, это средство, ведущее к нововведениям и заблуждениям и предлог для нечестивых представлений/воображений приверженцев ереси и пантеизма. В религии основы: мы не поклоняемся никому, кроме Аллаха, и мы поклоняемся ему только так, как Он предписал, и мы не поклоняемся посредством нововведений”.
На этом закончились слова шейха, и в них содержатся установления и разъяснения, которые не могут быть подвергнуты малейшему сомнению, и стала истина ясной.
Поистине, стремление этих людей по отношению к данным выдуманным азкарам, которым нет основы в религии Аллаха, и нет основы в Его шариате, привело к тому, что они оставили достоверную Сунну. И непременно возникнут у мусульманина многочисленные вопросы: что побудило этих людей оставить путь Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам) и питать отвращение к его Сунне, и выбрать то, насчет чего Аллах не ниспослал какого-либо довода, а также выбрать азкары, на которые в шариате не пришло какого-либо указания или доказательства? Затем они чрезвычайно сильно возвеличивают данные азкары, и придают им большое значения, и умаляют значение пророческих мольб и шариатских азкаров, которые произносил господин всех созданий, и лучший из всех посланных пророков, имам и пример для покорных людей? Да благословит Аллах и да приветствует его, его семейство и всех его сподвижников.