Выберите характеристики чувственного этапа познания и запишите цифры, под которыми они указаны.




Термины

Истина – знания, соответствующие предмету познания.

Познание – деятельность, направленная на достижение истины.

Эмпирики – те, кто считает, что объективная истина существует и мир таков, каким мы его воспринимаем органами чувств.

Рационалисты - те, кто считает, что объективная истина существует и мир таков, каким мы его понимаем.

Агностики – те, кто считают, что объективной истины нет.

Относительная истина – неполное и неточное знание, которое со временем будет опровергнуто.

Абсолютная истина – полное и точное знание о предмете, которое никогда не будет опровергнуто и никогда не будет достигнуто.

Критерии истины – мерила, при помощи которых определяют истинность знания (важнейший критерий истины – практика).

Формы познания – чувственное, при помощи органов чувств, и рациональное – при помощи разума.

Ощущение – это чувственное отражение отдельных свойств предмета.

Восприятие – чувственное отражение предмета в целом.

Представление – целостный чувственный образ предмета, сохранённый в памяти и воспроизведённый без предмета.

Понятие – мысль, утверждающая общие и важные свойства предмета.

Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете.

Умозаключение или вывод – выделение нового суждения на основе нескольких ранее сделанных.

Виды познания – научное, ненаучное и социальное

Научное познание – познание, которому свойственна объективность и доказательность.

Уровни научного познания – эмпирический (установление фактов) и теоретический (решение научной проблемы)

Эмпирические методы научного познания – наблюдение (проводиться в естественных условиях) и эксперимент (в искусственных).

Теоретические методы – выдвижение гипотезы (научного предположения) и построение теоретической модели (существует только в сознании учёного).

Ненаучное познание – познание, которому присуще разнообразные формы.

Миф – первая попытка человека познать окружающий мир, ей свойственна бездоказательная вера в повествование.

Народная мудрость – знания, передающиеся из поколения в поколение.

Знания, полученные в процессе практической деятельности.

Здравый смысл.

Мистика – знания – источник которых не известен.

Познание методами искусства – художественное осмысление действительности, основанное на восприятии художественного образа.

Художественный образ – обобщённое отображение действительности.

Социальное познание – познание общества, которому присуще совпадение субъекта и объекта познания.

Конкретно-исторический подход – оценка социальных явлений в их окружении и развитии.

Этика – наука о нравственности, о добре и зле.

Эстетика – наука о прекрасном и безобразном.

Тесты

 

Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

 

Запишите словосочетание, пропущенное в схеме

 

 

Найдите соответствия между терминами и определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго. Ответ запишите в виде последовательности букв.

Определения Формы познания
1) Чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании. А) ощущение
2) Чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Б) понятие
3) Отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. В) представление
4) Мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления. Г) умозаключение
5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Д) суждение
6) Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. Е) восприятие
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Мировоззрение может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Историческими типами мировоззрения являются: мифологическое, А)_________, философское и научное. Интеллектуальный опыт человека связан с Б)________. В)______ уровень мировоззрения опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами. Мировоззрение может быть религиозным и Г)___________. В основе теоцентризма лежит приоритет Д)________, в то время как в основе антропоцентризма лежит приоритет Е)________. Признание достоинства личности, равноправия различных мировоззрений характерно для Ж)_________ мировоззрения. Начало формы Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
  1. атеистическое
  2. религиозное
  3. мироощущение
  4. мировосприятие
  5. Бог
  6. природа
  7. человек
  8. гуманистическое
  9. теоретический
  10. научный
Запишите под каждой цифрой букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Конец формы

Выберите характеристики чувственного этапа познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

Начало формы

  1. обобщение существенных свойств предметов в понятиях
  2. отражение в сознании отдельных внешних свойств предметов при контакте с ними
  3. формулирование выводов и умозаключений о предмете
  4. формирование в сознании целостного внешнего образа предмета без непосредственного контакта с предметом
  5. утверждение или отрицание определенных положений о предмете
  6. восприятие целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств

 

Ниже приведён пе­ре­чень характеристик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к фор­мам познания.

1) поведение

2) ощущение

3) предложение

4) восприятие

5) понятие

6) суждение

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния мира.

1) наблюдение

2) ощущение

3) суждение

4) выдвижение гипотезы

5) проведение эксперимента

6) эмпирическое описание

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют собой виды знаний.

1) житейское

2) трудовое

3) научное

4) социальное

5) гипотетическое

6) религиозное

Най­ди­те два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

Укажите в при­ве­ден­ном перечне эм­пи­ри­че­ские методы на­уч­но­го познания

1) Ученые-вулканологи на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вулкана Этна

2) Ученые-историки вы­дви­ну­ли гипотезу про­ис­хож­де­ния названия «Русь» от при­бал­тий­ско­го племени ругов.

3) Эко­но­ми­сты теоретически обос­но­ва­ли перспективы раз­ви­тия глобальной экономики.

4) Эко­ло­ги провели при по­мо­щи специального зонда замер про­зрач­но­сти вод озера Байкал.

5) Опытно-экспериментальным путем спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти генной ин­же­не­рии выявили ген, спо­соб­ству­ю­щий заболеванию раком.

 

Найдите в приведённом ниже спис­ке характеристики тео­ре­ти­че­ско­го уровня на­уч­но­го познания. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) про­ве­де­ние контрольных измерений

2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние гипотез

3) со­зда­ние логической мо­де­ли изучаемого объекта

4) опи­са­ние изучаемых явлений

5) про­ве­де­ние научного эксперимента

6) объ­яс­не­ние существующих взаимосвязей

 

Найдите в приведённом ниже спис­ке признаки, от­ли­ча­ю­щие научное по­зна­ние от дру­гих видов познания, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) субъективный ха­рак­тер используемых суждений

2) доступная форма изложения

3) экспериментальная про­вер­ка результатов

4) опора на авторитет

5) взаимосвязь тео­ре­ти­че­ско­го и эм­пи­ри­че­ско­го уровней

6) разработка спе­ци­аль­но­го понятийного аппарата

 

Выберите вер­ные суж­де­ния о чув­ствен­ном по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Чувственное по­зна­ние при­су­ще всем живым существам.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся восприятие.

3) Чувственное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Чувственное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изучения.

5) Исходным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощущение.

 

Установите со­от­вет­ствие между эта­па­ми познания и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми операциями: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ОПЕРАЦИИ   ЭТАПЫПОЗНАНИЯ
A) от­ра­же­ние в со­зна­нии человека внеш­них свойств предмета Б) от­ра­же­ние предметов и их свойств в виде це­лост­но­го образа B) фик­са­ция существенных свойств предмета Г) со­хра­не­ние в па­мя­ти обобщенного об­ра­за предмета Д) утвер­жде­ние или от­ри­ца­ние наличия у пред­ме­та каких-либо свойств Е) ло­ги­че­ский вывод новых суж­де­ний о пред­ме­те на ос­но­ве имеющихся   Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­тер­ны­ми чертами и уров­ня­ми научного познания: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ   УРОВНИ НА­УЧ­НО­ГО ПОЗНАНИЯ
A) фор­му­ли­ро­ва­ние научных законов Б) объ­яс­не­ние сущности изу­ча­е­мых явлений B) вы­дви­же­ние гипотез Г) на­блю­де­ние изучаемых яв­ле­ний Д) про­ве­де­ние количественных измерений   1) эмпирический 2) теоретический
  1) чувственное 2) логическое
             
Установите со­от­вет­ствие между фи­ло­соф­ски­ми дис­ци­пли­на­ми и их от­ли­чи­тель­ны­ми признаками: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА   НАУКИ
А) изу­ча­ют­ся формы, ме­то­ды и за­ко­ны ин­тел­лек­ту­аль­ной по­зна­ва­тель­ной деятельности Б) изу­ча­ют­ся мо­раль и нрав­ствен­ность В) изу­ча­ют­ся сущ­ность и формы пре­крас­но­го в ху­до­же­ствен­ном творчестве, в при­ро­де и в жизни Г) наи­боль­шее вли­я­ние ока­зы­ва­ет на искусство Д) наи­боль­шее вли­я­ние ока­зы­ва­ет на науку     Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ   УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) наблюдение Б) выдвижение гипотез B) эксперимент Г) описание Д) измерение   1) эмпирический уровень 2) теоретический уровень
  1) этика 2) эстетика 3) логика
                   

 

Ученые ла­бо­ра­то­рии ведут ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти фи­зи­ки твер­до­го тела. Какие черты от­ли­ча­ют на­уч­ное по­зна­ние от дру­гих видов по­зна­ва­тель­ной деятельности? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го пе­реч­ня нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми указаны.

1) опора на дан­ные наблюдений

2) экспериментальное под­твер­жде­ние выводов

3) учет на­коп­лен­но­го опыта

4) использование форм ра­ци­о­наль­но­го познания

5) разработка обос­но­ван­ных теорий

6) применение стро­го опре­де­лен­ных понятий

 

Учёный био­лог Пет­ров изу­ча­ет роль ядо­ви­тых гри­бов в жизни леса. Вы­бе­ри­те из приведённого пе­реч­ня эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды исследования, ис­поль­зу­е­мые Петровым. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Вы­дви­нул ги­по­те­зу о за­щит­ных функ­ци­ях ядо­ви­тых гри­бов по от­но­ше­нию к не­ко­то­рым видам растений.

2) Уста­но­вил в ла­бо­ра­то­рии хи­ми­че­ский со­став не­сколь­ких видов ядо­ви­тых гри­бов Подмосковья.

3) Из­го­то­вил мо­дель раз­ви­тия гриб­ни­цы в раз­лич­ных при­род­ных условиях.

4) Под­го­то­вил спи­сок ос­нов­ной ли­те­ра­ту­ры по изу­ча­е­мой проблеме.

5) Под­го­то­вил ил­лю­стри­ро­ван­ный атлас с опи­са­ни­ем наи­бо­лее распространённых видов ядо­ви­тых грибов.

6) За­фик­си­ро­вал с по­мо­щью ви­део­за­пи­си ареал рас­про­стра­не­ния ос­нов­ных видов ядо­ви­тых гри­бов

 

Учёные обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства.

2) Книга была напечатана в крупном издательстве.

3) Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

4) Все гипотезы исследователей были обоснованы.

5) Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами.

6) Содержание книги изложено профессиональным языком.

 

Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать причиной такой профессиональной оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) теорию разработали любители

2) теория не подтверждается практикой

3) выводы разработчиков нелогичны

4) теория опровергает принятые в науке представления

5) основные положения теории не обоснованы

6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил

 

 

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины, и одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины

 

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка на­уч­но­го познания.

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: