Важнейшим критерием и основным законом развития цивилизованного обществавыступает принцип сохранения здоровья граждан, т.к., по мнению международныхэкспертов в вопросах охраны здоровья, «…степень успешности государственной политикиопределяется ее воздействием на здоровье людей» [2]. В соответствии с определением,предложенным Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) еще в 1946 году, «здоровье– это состояние полного физического, умственного и социальногоблагополучия, а не толькоотсутствие болезни или немощи». Из определения следует, что решение задач социальногохарактера находится в плоскости здоровьеопределяющих технологий, что обуславливаетнеобходимость участия специалистов системы здравоохранения в их разработке иреализации. Одной из важнейших характеристик специалиста системы здравоохраненияявляется комплекс социально значимых качеств, позволяющий ему качественноосуществлять профессиональную деятельность. Под социально значимыми качествамипринято понимать набор характерных черт специалиста, которые определяют егожизненную позицию, место и роль в обществе, связь с другими члена общества ихарактеризуют человека как носителя морально-нравственных принципов [7].
Всоответствии с глобальной стратегией ВОЗ «Здоровье для всех в XXI веке», определяющейосновы политики достижения здоровья, для полной реализации всеми людьми «потенциалаздоровья» необходимо укрепление и охрана здоровья людей в течение всей их жизни;снижение распространенности и уменьшение тяжести основных болезней, осуществлениекоторых возможно путем участия в здравоохранительной деятельности отдельных людей,групп, населения и организаций. Безусловно, определенные профилактические задачи,направленные на оздоровление общества, должны взять на себя фармацевтическиеспециалисты, т.к. их профессиональные компетенции и объективная доступность длянаселения обуславливают реальные возможности положительного влияния на общественноесознание и предусматривают необходимость активного участия в формированиинационального здоровья. Известно, что фармацевтические работники, наряду с организациейлекарственного обеспечения, выступают профессионалами и в других сферахздравоохранения, оказывающими населению помощь в поддержании состояния здоровья,профилактике заболеваний, являются экспертами в использовании лекарственныхпрепаратов. Перечисленные профессиональные задачи обуславливаетособую роль социально значимых качеств личности в профессиональной деятельностифармацевтического работника как одной из наиболее социально значимых профессий(специальностей).
|
Международными требованиями к организации фармацевтической помощиопределено участие фармацевтических специалистов в пропаганде здорового образа жизни иохране здоровья нации, что предполагает формирование у специалистов фармацевтическогопрофиля социально ориентированных компетенций [13, 14].
Однако следует заметить, что возможность реализации морально-этических функцийспециалистов в контексте современной фармацевтической практики неоднозначна.
Проблематичность и противоречивость социальной направленности фармации заключается втом, что, с одной стороны, предпринимательская деятельность фармацевтическихорганизаций преследует цель получения прибыли, а с другой – эта цель недостижима безсоблюдения ряда этических норм, поэтому роль фармацевтического работника должнарассматриваться, как с точки зрения бизнеса, так и с позиций нравственности торговлитоварами для поддержания здоровья. К сожалению, с момента перехода к рынку фармациястала в большей степени торговой деятельностью, нежели медицинской. Изготовлениелекарственных препаратов по рецепту врача свелось к минимуму. На рекламу стали тратитьбольше средств, чем на научные исследования. Работодателями особое внимание внастоящее время уделяется торговому персоналу как важному составляющему успехафармацевтической организации на рынке [6]. Двоякое положение фармацевтическойпрофессии (между медициной и бизнесом), безусловно, накладывает отпечаток напонимание и соблюдение этических норм, которыми зачастую руководствуютсяспециалисты этой сферы. В этой связи в условиях постоянного расширенияфармацевтического рынка товаров и услуг исключительно важную роль приобретаетнравственно этическое воспитание фармацевтов, направленное на соблюдение имидеонтологических норм, определяющих степень доверия к профессии. И, если всемедицинские работники, начиная трудовой путь, дают клятву и многие из них воспринимаютсвою работу как призвание в альтруистическом служении обществу, то фармацевты, какправило, выпадают из этого контекста. Однако статус и роль фармацевтического работникадостаточно давно является объектом внимания мировой фармацевтической общественностии определение статуса фармацевтического работника как равноправного участника системыздравоохранения закреплено в многочисленных международных документах [13, 14]. Еще в1997 году мировой фармацевтической общественностью в лице Международнойфармацевтической федерации (МФФ) был принят Этический кодекс фармацевтов («CodeofEthicsforPharmacists»), который служит моделью для написания национальныхфармацевтических кодексов. Основная идея кодекса определена цитатой: «…обязанностьфармацевта — заботиться о благе каждого пациента. Это обязывает фармацевта ставить здоровье человека, а также его благополучие выше как личных, так и коммерческих интересов, втом числе и финансовых». Следует отметить, что в структуре некоторых зарубежныхучебных заведений, занимающихся подготовкой фармацевтических специалистов,предусмотрена кафедра социальной фармации, чтоадекватно отражает сутьфармацевтической профессии и дает возможность студентам уже на этапе базовогообразования осмыслить свою роль в системе здравоохранения.
|
|
Важно отметить, что повышение статуса фармацевтического работника в социальнойсреде, его место в формировании общественного сознания достаточно давно являетсяпредметом дискуссии не только международных экспертов, но и отечественныхспециалистов в области фармации и на сегодняшний день заметно появление позитивныхтенденций в решении этой задачи [4, 5]. Некоторые авторы считают, что кадровая работа вфармацевтической сфере должна приобретать социальную направленность, а обучениестудентов необходимо вести в социально ориентированной плоскости, что предполагаетприобретение будущими специалистами морально-этических норм поведения в обществе,воспитание в них качеств ответственных собеседников, советников, инструкторов [6].
Рассмотрим некоторые практические подходы к реализации фармацевтического дела спозиций его социализации и полифункциональности профессиональных ролей специалистов.
Особую значимость социальная направленность профессиональной деятельностиспециалистов приобретает в разрезе профилактики общественных проблем, влияющих накачество здоровья населения и его потомства. Известно, что в условиях экономической исоциальной нестабильности современного общества наблюдается усугубление медико-социальных проблем, пагубно влияющих на уровень здоровья нации. В настоящий период вмировой практике делается упор на усиление медико-санитарной помощи, смещениеакцентов деятельности работников здравоохранения на профилактику, укрепление здоровьяи интегрированный подход к решению проблем отдельного человека, семьи и общества вцелом [8, 9, 10, 12, 13, 14]. Вышесказанное предполагает объективную необходимость вразвитии эффективных технологий решения проблем медико-социального характера сучетом современных возможностей развития общества, достижение которых возможнопосредством реализации новых востребованных ролей специалистов системыздравоохранения, включая специалистов фармацевтического профиля. Среди такихтехнологий существенную роль выполняют технологии социальной работы вобщедоступных организациях системы здравоохранения в рамках профессиональноймедико–социальной деятельности специалистов.
Под социальными технологиями в фармации следует понимать
«совокупность приемов и методов при осуществлении фармацевтическойдеятельности, позволяющих влиять на социальные ориентиры, привычки имировоззрение людей с позиций здоровьесберегающих принципов поведения в обществеи улучшения показателей общественного здоровья». Одним из примеров реализациисоциальных технологий является организация социальных проектов, которые предоставляютбудущим специалистам возможность самостоятельного приобретения знаний в процессерешения практических задач. Под методом проектов понимается способ достиженияпоставленной цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должназавершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или
иным образом.