Понятие налоговой системы, ее структура и значение.




Тема 2. Налог и налоговая система

1. Понятие налоговой системы, ее структура и значение.

2. Понятие «налог» и «сбор» (обязательный платеж). Их задачи, принципы и значение.

 

Понятие налоговой системы, ее структура и значение.

 

Одна из проблем юридического определения налога заключается в том, что в теории и практике налогообложения термин "налог" употребляется в разных значениях.

При широком подходе в состав платежей налоговой системы относятся любые изъятия средств у физических и юридических лиц для финансирования публичных расходов. В узком смысле к платежам системы налогообложения относятся исключительно платежи, определенные действующим налоговым законодательством, наделены характерными признаками, которые отличают их от других платежей.

К налоговым поступлениям относятся обязательные платежи, которые в принудительном порядке, в соответствии с действующим налоговым законодательством, взимает государство.

В соотв. Со ст.12 Закона «О налоговой системе» под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков налогов, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности Донецкой Народной Республики.

Сбором является обязательный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в интересах таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий.

Совокупность республиканских и местных налогов (сборов), которые взимаются в установленном настоящим Законом порядке, составляет налоговую систему Донецкой Народной Республики.

Налоговое право относится к очень подвижным юридическим системам, что объясняется проникновением в его сущность очень большого количества политических отношений, которые находятся в постоянном развитии. Поэтому законы и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области налогообложения, являются достаточно мобильными.
Так, статья 50 Конституции «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.». Детализируют права и обязанности юридических и физических лиц в сфере налогообложения Закон «О налоговой системе» и ряд других законодательных актов.

Закон «О налоговой системе» регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов и других обязательных платежей в Донецкой Народной Республике, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования решений органов доходов и сборов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового нарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, настоящий Закон не применяется, если иное не предусмотрено Законом.

Налоговое законодательство основано на следующих принципах:

1. Законность: Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогообложении основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов и сборов учитывается фактическая способность плательщика к уплате налогов и сборов (ст. 3 Закона ДНР «О налоговой системе», ст. 3 НК РФ);

2. Принцип недискриминационного характера налогов и сборов: установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения дохода не допускается (ст. 3 Закона ДНР «О налоговой системе», ст. 3 НК РФ); Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (ст. 3 НК РФ).

3. Принцип экономической обоснованности: Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Донецкой Народной Республики и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Донецкой Народной Республики товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законодательством экономической деятельности субъектов хозяйствования и физических лиц

4. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Законом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Законом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Законом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Законом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Законом.

5. Принцип гуманизма: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогообложении толкуются в пользу налогоплательщика, налогового агента.

6. Принцип определенности налогообложения: акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Республиканские, местные налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено Законом «О налоговой системе», уплате не подлежат.

Налоговые периоды и сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты, с учетом удобства выполнения плательщиком налогового долга и уменьшения расходов на администрирование налогов и сборов.

Принципы налогообложения, основные виды налогов и механизм их взимания составляют налоговую систему государства.
В ДНР устанавливаются республиканские и местные налоги и сборы.

Республиканскими налогами, местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Законом «О налоговой системе» и обязательны к уплате на всей территории Донецкой Народной Республики, за исключением специальных налоговых режимов, которые могут предусматривать налоги и сборы, не указанные в статье 11 Закона «О налоговой системе», определять порядок установления таких налогов и сборов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, указанных в статье 11 Закона «О налоговой системе».

Ст. 11 Закона «О налоговой системе» ДНР устанавливает, что к республиканским налогам и сборам относятся:

1) налог на прибыль;

2) акцизный налог;

3) экологический налог;

4) сбор за транзит, продажу и вывоз отдельных видов товаров;

5) плата за использование недр;

6) сбор за специальное использование воды;

7) налог с оборота;

8) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

 

К местным налогам и сборам относятся:

1) подоходный налог;

2) плата за землю;

3) упрощенный налог;

4) плата за патент;

5) сельскохозяйственный налог;

6) транспортный налог;

7) сбор за специальное использование рыбных и других водных живых ресурсов;

8) сбор за осуществление валютно-обменных операций.

 

К специальным налоговым режимам относятся:

1) упрощенный налог;

2) патент;

3) сбор за осуществление валютно-обменных операций;

4) сельскохозяйственный налог;

5) налогообложение субъектов хозяйствования, осуществляющих транспортировку и поставку природного газа и энергоносителей на территорию и по территории Донецкой Народной Республики;

6) патент на добычу угля (угольной продукции) артелями.

 

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в общем перечне в НК, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в Кодексе.

 

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина. (напр. При обращении в Верховный Суд; при получении гражданства)

 

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

 

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

 

Налоги являются основным источником формирования государственных финансов. К сожалению, история свидетельствует, что никто и никогда не испытывал желания платить налоги, какими малыми они ни были. До сих пор человечество не изобрело никаких мотиваций, способствующих уплате налогов, кроме применения мер государственного воздействия на плательщиков. Причем, невозможно изобрести единую формулу построения налоговой системы, которая бы удовлетворяла все без исключения государства, даже на одинаковых уровнях их развития. Каждое государство должно искать свой путь построения налоговой системы, обусловленный широким спектром исторических, территориальных, национальных, экономических и других особенностей.

Именно сегодня ДНР и находится на стадии реформирования налоговой системы, главной задачей которой является создание условий для экономического развития, и на этой основе обеспечение удовлетворения государственных и социальных потребностей. Надо подчеркнуть, что налоги - это плата за цивилизацию, и справляться они должны цивилизованно.

При установке любого налога обязательно определяются следующие элементы:

а) плательщики налога;

б) объект налогообложения;

в) база налогообложения;

г) ставка налога;

д) порядок исчисления налога;

е) налоговый период;

ж) срок и порядок уплаты налога;

з) срок и порядок представления отчетности об исчислении и уплате налога.

В необходимых случаях в акте законодательства о налогообложении могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Плательщиками налогов, сборов и других обязательных платежей признаются юридические лица, физические лица-предприниматели, налоговые агенты, физические лица, на которых в соответствии с Законом возложена обязанность уплачивать налоги и/или сборы.

Объектом налогообложения могут быть имущество, товары, доход (прибыль) или его часть, оборот от реализации товаров (работ, услуг), операций по поставке товаров (работ, услуг) и другие объекты, определенные налоговым законодательством, с наличием которых налоговое законодательство связывает возникновение у плательщика налогового долга.

Базой налогообложения признаются конкретные стоимостные, физические или другие характеристики определенного объекта налогообложения, то есть, база налогообложения - это физическое, стоимостное или иное характерное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка и который используется для определения размера налогового обязательства.

Единицей измерения базы налогообложения является конкретная стоимостная, физическая или иная характеристика базы. Причем, одной базе налогообложения должна отвечать одна единица измерения базы налогообложения.

Ставкой налога определяется размер налоговых начислений на единицу измерения базы налогообложения. А исчисление суммы налога производится путем умножения базы на ставку налога (с применением определенных коэффициентов).

Порядок исчисления налогов - порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения.

Налоговым периодом определяется установленный Законом период времени, с учетом которого происходит исчисление и уплата отдельных видов налогов и сборов. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов. Базовый налоговый (отчетный) период - это период, за который налогоплательщик обязан осуществлять расчеты налогов, подавать налоговые декларации (отчеты, расчеты) и уплачивать в бюджет суммы налогов и сборов, кроме случаев, предусмотренных законодательсвом, когда контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму налогового обязательства налогоплательщика. Налоговым периодом может быть: календарный год, квартал, месяц или день.

Сроком уплаты налога и сбора определяется период, который начинается с момента возникновения налогового долга налогоплательщика и уплате конкретного вида налога и завершается последним днем ​​срока, в течение которого такой налог или сбор должен быть оплачен в порядке, определенном налоговым законодательством.

Сроки, установленные законодательством о налогообложении, определяются календарной датой, событием или действием, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики выходным и/или нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики выходным и/или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: