Понятие «налог» и «сбор» (обязательный платеж). Их задачи, принципы и значение.




 

Первичным этапом возникновения налогов, как экономической категории, явилось формирование государства и переход от натурального хозяйства к денежному выражению. На ранних этапах развития экономической мысли под налогом понимал безэквивалентный платеж, то есть граждане, оплатившие его, не получали взамен от государства ни благ, ни особых прав.

На протяжении длительного периода времени в экономической науке рассматривалось несколько теорий налогообложения. Наиболее распространенными считались классическое представление о налогах (А. Смит) и кейнсианская теория (Дж. М. Кейнс).

Ж. Сисмонди рассматривал налогообложения как «теорию наслаждения». Американский экономист А.Лаффер показал связь между концепцией налогового регулирования и принципом равновесия государственного бюджета. Он пришел к выводу, что не всегда повышение налоговой ставки ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. Кроме того, он доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть получен и при низкой, и при высокой ставке налогов.

Многие известные экономисты приходят к выводу о том, что основной функцией налогов является взимание высвобожденных средств в пользу государства. Итак, первичной функцией налогов является фискальная.

На современном этапе налоги определяют характер отношений государства и всех хозяйствующих субъектов. Уровень налогообложения зависит от социально-экономических условий в стране и целей, стоящих перед обществом, а также регулирует формирование финансовых ресурсов государства на разных уровнях.

Таким образом, налог - это общественно-индивидуальный платеж, установленный налоговым законодательством и взимаемый для осуществления общегосударственных функций.

Сущность понятия «общественно-индивидуальный платеж» заключается в том, что, с одной стороны, налоги носят общегосударственный характер, а значит, устанавливаются для всего общества в целом. С другой стороны, общество состоит из индивидуумов, следовательно, кроме общественного, налоги носят индивидуальный характер, то есть сосредоточены на каждом индивидууме отдельно. На основании этого определения можно сделать вывод, что налогами должны облагаться все граждане государства, но в основу налогообложения должен быть положен индивидуальный подход.

В соотв. со ст.12 Закона «О налоговой системе» под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков налогов, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности Донецкой Народной Республики.

Сбором является обязательный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в интересах таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий.

К основным признакам налога относятся:

- Обязательность и принудительность, то есть отсутствие у плательщика выбора (платить или не платить) и установление ответственности за уклонение от уплаты налога;

- Безоплатность, четкая направленность средств от плательщика к государству и отсутствие встречных обязательств со стороны государства;

- Безусловность уплаты налога без выполнения каких-либо действий со стороны государства;

- Нецелевой характер, отсутствие четких указаний о направлениях использования поступлений от определенного налога;

- Необратимость, то есть уплаченные в виде налогов средства напрямую не возвращаются плательщику.

Признаками сборов являются:

– обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

– наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Налоги являются одним из основных инструментов перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании единого экономического пространства государства, связанного региональными, хозяйственными и политическими интересами.

Поэтому в основу классификации налогов, прежде всего, положен признак бюджетного устройства государства. В зависимости от этого налоги в ДНР подразделяются на республиканские и местные. Данное разделение используется в налоговых системах многих стран мира и устанавливает в законодательном порядке перечень указанных налогов или механизм распределения бюджетных средств между бюджетами разных уровней.

По форме взимания все налоги делятся на две группы: прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги, окончательным плательщиком которых является владелец налогооблагаемой собственности или получатель налогооблагаемого дохода. Прямые налоги способствуют такому распределению налогового бремени, при котором большие взносы в бюджет производят те лица, которые имеют более высокое имущественное состояние или высокий уровень доходов. К таким налогам относятся: налог на прибыль.

Непрямые налоги - это налоги, которые уплачиваются в зависимости от сделанных выплат, и они, как правило, составляют определенную долю в цене товаров (работ, услуг), которые являются объектом покупки налогоплательщика. Таким образом, окончательным плательщиком непрямого налога является потребитель продукции (услуг), на которого налог перекладывается через надбавку к цене. А закон возлагает юридическую обязанность уплаты такого налога (надбавки к цене) на предприятие после реализации продукции (услуг). Основным видом косвенного налога является акцизный налог.

Классификация налогов может проводиться и по другим признакам. Так, в зависимости от плательщика (субъекта налогообложения) они делятся на:
а) такие, что взимаются с юридических лиц (налог на прибыль и др.);
б) те, которые взимаются с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);

в) смешанные, предполагающие в качестве плательщиков как юридических, так и физических лиц (плата за землю).

 

В зависимости от канала поступления налоговых платежей подразделяются на:

а) закрепленные, которые непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет;

б) регулирующие - поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорциях, соответствующих бюджетному законодательству.

 

В зависимости от периодичности взимания:
а) систематические (регулярные) - налоги, взимаемые регулярно через определенные промежутки времени в течение всего периода деятельности плательщика (ежемесячно, ежеквартально);

б) разовые, уплачиваемые один раз при совершении определенных действий (налог с имущества, переходящего в порядке наследования).

Существуют и другие классификации налогов, является предметом многих специальных исследований.

Налоговая политика государства должна быть построена таким образом, чтобы налоги, которые взимаются в государстве, с одной стороны, не сдерживали экономику, а с другой - их было достаточно для выполнения своих функций. Основными функциями налогов являются:

- Фискальная (сбор денежных средств с физических и юридических лиц для формирования финансовых ресурсов государства;

- Регулирующая (регулирование процесса накопления денежных фондов функционирования национального рынка и прочее;

- Стимулирующая (стимулирование ускорения темпов экономического роста, инвестиционных процессов и т.п.);

- Распределительная (распределение и перераспределение доходов между социальными группами и слоями населения, между сферами и отраслями экономики).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: