должна быть не менее 300 ЛК. Коэффициент естественной освещенности
помещений - не ниже 1,2% приориентации окон на север или
северо-восток. Следует помнить, что снижение КЕО(Коэффициент
естественной освещенности) может происходить по причине загрязнения
оконных стекол или за счет использования занавесок.
8. Недостатки люминесцентного освещения: Сухой воздух является
причиной увеличения концентрации микрочастиц с высоким
электростатическим зарядом, способныхадсорбировать частицы пыли, в
том числе, обладающие аллергенным действием, что может явиться
причиной развития аллергических заболеваний.
9. Естественное освещение в данном случае ниже установленных норм,
что может быть связано с неправильной ориентацией окон, их
недостаточными размерами и, возможно, с тем, что окна давно не мыли
или подоконники заставлены цветами. Две последние позиции могут быть
исправлены, но если и они не дадут результата, следует подумать о
переводе класса в другое помещение. При этом может быть решена и
проблема правильной ориентации.
Искусственное освещение должно осуществляться системой
равномерного освещения и светильниками местного освещения. Учитывая
тот факт, что искусственное освещение в данном случае ниже
нормируемого, следует установить дополнительные источники местного
освещения. Искусственное освещение не должно создавать бликов на
поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 ЛК.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 5.
Кабинет биологии средней школы № 100 г. Москвы площадью 66 м2
ориентирован на юго-восток. Световой коэффициент – 1:4, коэффициент
заглубления – 2,7: КЕО на последней парте крайнего ряда 1,05%.
|
Нормативные документы: СП 2.4.2.1178 – 02 «Гигиенические требования к
условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН2.2.1/2.1.1.1078 – 03 «Гигиенические требования к естественному,
искусственному и совмещенному освещению общественных и жилых
зданий».
Вопросы:
1.Какая и почему ориентация окон является наиболее неблагоприятной для
учебных помещений?
2. Какие показатели дают возможность оценить условия естественного
освещения помещений в целом?
3. Какие показатели характеризуют уровень естественного освещения на
рабочем месте?
4. Дайте определение светотехнического показателя естественного
освещения помещения.
5. Каким прибором проводится измерение уровня освещения?
6. Перечислите основные требования к искусственному освещению.
7. Назовите недостатки освещения, создаваемой лампами накаливания.
8. Перечислите недостатки люминесцентного освещения и связанные с
ними ограничения применения этих ламп.
9. Дайте определение стробоскопического эффекта, его возникновения.
Ответы:
1. Неблагоприятной ориентацией являются западнаяи юго-западная
ориентация окон. В утренние часы в таких помещениях создаются
дискомфортные условия в отношении освещения и температуры. Во второй
половине дня отмечается перегрев помещений вследствие увеличения %
инфракрасного излучения в интегральном потоке солнечного спектра.
2. Для оценки условий естественного освещения помещения в целом
необходимо использовать такие показатели, как световой коэффициент
(СК) и коэффициент заглубления (КЗ), а также коэффициент естественного
|
освещения.
3. Уровень освещения на рабочем месте характеризуют геометрические
показатели: угол падения и угол отверстия. Угол падения - угол, под
которым лучи света падают на горизонтальную рабочую поверхность. Угол
отверстия даёт представление о величине видимой части небосвода,
ограниченной верхним краем окна данного помещения и верхним краем
противостоящего здания.
4. Светотехнические показатели уровня освещения являются
коэффициентом естественного освещения (КЕО) - выраженное в процентах
отношение величины естественной освещенности горизонтальной рабочейповерхности внутри помещения к определенной в тот же самый момент
освещенности под открытым небосводом при рассеянном освещении.
5. Освещенность определяется с помощью люксметра.
6. Искусственное освещение должно быть достаточным и равноценным.
7. Основными недостатками освещения, создаваемого лампами освещения
являются слепящее действие и создание резких теней.
8. Основными недостатками люминесцентного освещения являются
нарушение цветопередачи, что ограничивает их применение на
производствах, связанных с точным определением цветов и их оттенков, в
кожных кабинетах и патологоанатомических отделениях. Кроме того,
недостатком люминесцентных ламп является их пульсация, что при работе
с быстровращающимися деталями вызывает стробоскопический эффект.
9. Стробоскопический эффект – зрительное восприятие кажущегося
изменения, прекращения вращательного движения или периодического
колебания объекта, освещаемого светом, изменяющимся с близкой,
|
совпадающей или кратной частотой.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6.
В школе населённого пункта для учащихся 1-2 классов необходимо
организовать профилактическое УФ-облучение с использованием ламп
ЭУВ-30. Эритемный поток лампы ЭУВ – 540 мэр. Площадь каждого класса
52 кв. метра. Высота 3 м. Нормативные документы: МУ
«Профилактическое ультрафиолетовое облучение людей с применением
искусственных источников ультрафиолетового излучения» Минздравом №
5046-89.
Вопросы:
1. Рассчитайте необходимое количество эритемныхламп из расчёта, что
дети должны получать биодозы (для получения 1 биодоз необходим
световой поток равный 5000 мэр).
2. Какова структура солнечного спектра?
3. Биологическая роль отдельных зон УФ-излучения.
4. Причины (естественные и искусственные) возникновения
УФ-недостаточности.
5. Изменения в организме при световом голодании.
6. Дайте краткую характеристику искусственных источников
УФ-излучения.
7. Показания и противопоказания к облучению людей. Понятие биодозы,
методика её определения.8. Виды облучательныхустановок (длительного и кратковременного
действия), правила их организации.
9. Как осуществляется дозировка при профилактическом облучении?
10. Правила организации санирующих установок, используемые
источники.
11. Методы контроля эффективности санации воздуха в
лечебно-профилактических учреждениях. Санитарно-показательные
микроорганизмы для оценки санитарного состояния воздушной среды.
Решение:
1. В данных условиях необходимо организовать «Светооблучательную
установку» длительного действия. Время работы установки определяется
временем обязательного пребывания детей в классе 4 часа (4 урока).
и по формуле F = 5AS —, где F - общий эритемныйпоток, S - площадь
помещения, Н - доза облучения, t - время облучения в мин. Рассчитываем
общий эритемный поток (биодоза = 5000 мэр; -1250 мэр).
По формуле л=—,где п - кол-во ламп, F- общий эритемный поток, Fi-
эритемный поток одной лампы, получаем число необходимых ламп; лампы
подвешиваются на высоте 2,5 м от пола равномерно по всей площади
класса.
2. В состав интегрального солнечного спектра входит инфракрасное
излучение, видимый свет, УФ-излучение.
3. Наиболее биологически активной частью солнечного спектра является
УФ- излучение. Длинноволновый спектр (зона А) обладает
общеукрепляющим действием, повышает защитные (барьерные) функции
кожи, стимулирует специфический и неспецифический иммунитет.
Средневолновый спектр (зона В) обладает сугубо специфическим
действием - способствует синтезу витамина Дз, что нормализует
процесс всасывания кальция из желудочно-кишечного тракта.
Коротковолновая часть спектра (зона С) обладает абиотическим действием,
что позволяет использовать эту зону для создания санирующих установок
для дезинфекции воздуха, поверхностей, игрушек, посуды и других
объектов.
4. УФ-недостаточность у человека может возникнуть в силу природного
(сезонного) дефицита; УФ-недостаточность может выступать как
профессиональная вредность при работе в замкнутых пространствах, в
метро, шахтах - в условиях полного отсутствия естественной инсоляции,
на Крайнем севере в зимнее время.
5. При световом голодании резко снижаются защитные функции организма.
Учащаются простудные и инфекционные заболевания. Обостряютсяхроническиезаболевания. Специфические изменения связаны с дефицитом
витамина Д - у детей развивается рахит, у взрослых - остеопороз.
6. Существует несколько искусственных источников УФ-излучения. Лампа
ЭУВ (эритемная из увиолевого стекла) дающая спектр излучения в зонах А
и В. Это позволяет использовать её как для закаливания, так и для
профилактики специфических изменений.
Лампа ПРК (прямая ртутно-кварцевая) даёт все три спектра (15%
зоны С), что позволяет использовать её как для облучения людей, так и в
санирующих установках. Лампа БУВ (бактерицидная из увиолевого стекла)
даёт 78% спектра в зоне С и используется только для санации объектов
внешней среды.
7.
Показаниями к облучению могут быть естественный дефицит
УФ-излучения, а так же необходимость повышения сопротивляемости
организма у ослабленных людей. Противопоказания: острые заболевания,
нарушение обмена веществ, бластомогенныепроцессы, аллергические
заболевания. Перед облучением определяется биодоза - минимальное
количество лучистой энергии, вызывающей эритему на теле не загорелого
человека через 6-10 часов после облучения. Биодоза определяется с
помощью биодозиметра Горбачева-Дальфельда на участке тела, редко
подвергающемуся прямому воздействию солнечных лучей.
8. Все виды облучательных установок делятся на 2 группы:
а) установки длительного действия - светооблучательные установки с
использованием ламп ЭУВ. Эти установки организуются в классах школ и
игровых помещениях дошкольных учреждений. Время работы установок
определяется временем обязательного пребывания детей в данном
помещении. Устанавливаемая при этом мощность лучистого потока
зависит от площади помещения и величины необходимого получения доли
биодозы.
б) установки кратковременного действия - фотарии (маячного, кабинного,
лабиринтного типов). В таких фотариях используются лампы ПРК (в
фотариях маячного типа) или ЭУВ (в фотариях кабинного или
лабиринтного типов).
9. При профилактическом облучении никогда не начинают с целой
биодозы, а только с её части, исходя из конкретных условий.
10. Основное правило организации установки для санации воздуха - это
обеспечение удельной мощности 0,75-1 ватт на 1 м" при использовании
ламп БУВ.
11. Контроль эффективности санации воздуха помещений - периодические
посевы для определения общего микробного обсеменения и определенияналичия санитарно-показательных микроорганизмов (золотистый
стафилококк и зеленящий стрептококк). Допустимые величины зависят от
назначения помещений.
Так в операционной перед началом операции в 1 м воздуха не
должно быть ни одной клетки стафилококка и стептококка.