Команды прибывают на викторину в составе, соответствующем Положению и заявкам. Об изменениях состава участников оргкомитет следует уведомить заранее, не позднее чем за 2 рабочих дня до мероприятия. Перед началом викторины команды проходят регистрацию.
В каждом туре викторины принимают участие основные составы команд (по 3 игрока). Замена основных игроков запасными может производиться только перед началом очередного тура, по согласованию с судейской коллегией.
Каждая команда в момент регистрации получает табличку с номером и комплект раздаточных материалов. Все вопросы составляются в виде теста с несколькими вариантами ответа, один из которых является правильным. Оргкомитет устанавливает регламент выполнения заданий викторины, исходя из количества и содержания ее вопросов, количества участников и т.д.
После зачитывания ведущим вопроса члены команд совещаются друг с другом в течение установленного времени, ставят отметку на листе раздаточного материала, отрезают ячейку раздаточной таблицы и поднимают табличку с номером команды. По этому сигналу к ним подходит контролер, который собирает ответы команд и передает их в судейскую коллегию для обработки.
Зачет ведется по балльной системе: каждый правильный ответ участников на вопрос викторины оценивается в 1 балл. Использование сотовых телефонов, подсказки руководителей и запасных игроков, не участвующих в туре, запрещены; за эти нарушения со счета команды в случае правильного ответа снимается балл.
За некорректное поведение (грубость, спор с ведущим или судьей, нецензурные выражения), невыполнение требований контролера команда может быть снята с викторины.
|
Примерное содержание викторины
В основной гейм включены 3 игровых тура, каждый из которых содержит до 10 вопросов и имеет визуальное либо звуковое сопровождение (в виде электронной презентации на экране). До 1/3 общего количества вопросов может быть перенесено из викторин 2016 и 2017 гг. Тематика вопросов приведена ниже.
I тур. Растения и грибы наземных биотопов Сахалинской области:
- современное видовое разнообразие растений и грибов (естественная флора островов, растения-интродуценты и эндемики);
- древняя флора островов (ископаемые растения и условия их произрастания, реликты в современной флоре);
- фитоценозы Сахалина, Курильских островов и Охотского моря (состав растительных сообществ леса, луга, болота и т.д., характер и влияние на них биотических и абиотических факторов окружающей среды, экологические взаимоотношения в растительных сообществах);
- фенология хвойных, лиственных, кустарниковых, травянистых растений (сезонные явления и биоритмы в жизнедеятельности растений, фенологические наблюдения за ними);
- биоиндикация с использованием растений и грибов;
- хозяйственное использование грибов, растений и растительных сообществ (ядовитые и лекарственные, пищевые, кормовые, декоративные и др. растения).
II тур: Животный мир наземных экосистем:
- современное видовое разнообразие животных суши (естественная фауна островов Сахалинской области, акклиматизированные животные, животные-эндемики);
- ископаемая фауна Сахалина и Курильских островов (вымершие животные суши в палеонтологических находках и условия их обитания на островах);
|
- ареалы и особенности биотопов островных беспозвоночных, амфибий и рептилий, орнитофауны и млекопитающих;
- экологические взаимоотношения в зооценозах и биогеоценозах островов;
- адаптации наземных животных Сахалинской области к условиям обитания;
- сезонные явления в жизни наземных животных островов (спячка, миграции, брачный период и др.).
III тур. Жизнь моря:
- современное биоразнообразие Охотского и Японского морей (нектон, планктон, бентос; представители водорослей, беспозвоночных, рыб, птиц побережий, морские млекопитающие);
- древние обитатели сахалино-курильских вод (морские растения и животные в палеонтологии и палеобиологии области, реликты в современной морской флоре и фауне);
- особенности шельфовых зон, литорали и глубоководной зоны (экологические условия существования видов на шельфе, в прибрежном мелководье, в пелагиали и на дне, адаптации видов растений и животных к условиям обитания);
- сезонные явления в жизни морской фауны (миграции рыб, птиц и морских млекопитающих);
- хозяйственное использование биологических ресурсов моря.
В спорной ситуации (при одинаковой сумме баллов у двух и более команд, претендующих на призовое место) используется IV тур викторины. В этом случае он проводится как блиц-тур: с учетом скорости ответов на вопросы. Команды дают ответы на вопросы тура устно; право ответить первой получает команда, быстрее поднявшая табличку. Регламент выполнения заданий тура устанавливается судейской коллегией.
IV тур. Охрана окружающей среды в Сахалинской области:
|
- особо охраняемые природные территории Сахалинской области (заповедники, заказники, памятники природы и др.: их названия, географическое положение, статус, профиль, разрешительные и запретительные меры, ресурсы для экологического туризма и экскурсий);
- Красные книги Сахалинской области (охраняемые виды грибов, растений и животных, охранный статус видов, особенности ареалов и местообитаний, охранные меры);
- антропогенное влияние на окружающую природную среду (природные и техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды, вырубка леса в Сахалинской области и их влияние на местные экосистемы, очистка сред обитания, лесовосстановительная работа, восстановление популяций животных и растений);
- экологические тропы Сахалина и Курильских островов.
Отдельно проводится блиц-конкурс капитанов команд. Капитанам предлагаются тестовые вопросы, которые могут относиться к любому из четырех разделов викторины. Отвечать на вопросы капитаны должны, поднимая карточку с номером варианта ответа. Игроки, выбравшие неверный вариант, выбывают из игры. Победителем становится последний оставшийся в игре капитан.